обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
- Цели:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы диалога создать описательный образ осени; формировать умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, находить в тексте выразительные средства; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного, осознанного, беглого чтения;
- создать условия для развития аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни; воспитывать чувство уважения к товарищам.
- Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
- Форма организации образовательного процесса: «праздник читательских удовольствий»
- Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, исследовательский (элементы), самостоятельная работа, творческая работа.
- Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные), технология формирования навыков чтения (тренажёры), здоровьесберегающие, исследовательского обучения (элементы).
- Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, творческие задания к произведениям, модели обложек к произведениям, творческие работы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya.doc | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Урок литературного чтения
2 класс
Тема: Обобщение по теме:
«Уж небо осенью дышало»
Подготовила:
учитель
начальных классов
Бондаренко М.А.
2010 г.
Класс: 2
Программа: УМК «Начальная школа XXІ века»
Учитель: Бондаренко Марина Александровна
Тема: «Уж небо осенью дышало»
Цели:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы диалога создать описательный образ осени; формировать умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, находить в тексте выразительные средства; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного, осознанного, беглого чтения;
- создать условия для развития аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
- способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни; воспитывать чувство уважения к товарищам.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Форма организации образовательного процесса: «праздник читательских удовольствий»
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, исследовательский (элементы), самостоятельная работа, творческая работа.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные), технология формирования навыков чтения (тренажёры), здоровьесберегающие, исследовательского обучения (элементы).
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, творческие задания к произведениям, модели обложек к произведениям, творческие работы детей.
Ход урока
I. Организационный этап
День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа
Среди елок и осин.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.
- Мне приятно видеть вас. Пусть этот день принесет всем радость от общения друг с другом.
Дыхательная разминка (гимнастика)
Звучит музыка. Слайд 1
- Какое время года?
- Представим, что мы в лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…Сядьте ровно, руки положите на колени:
- вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);
- в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);
- повсюду пахнет листьями (вдох, задержка дыхания, выдох порциями).
Чтение учащимися стихотворения “Улетает лето”
1.Улетает лето.
Ночью ярче звезды.
Среди голых веток
Опустели гнезда.
2. В воздухе все время
Вьются паутинки.
Уронили семя,
Отцвели былинки.
3. Холодком подуло,
Лес уснул дремучий.
Солнышко зевнуло
И покрылось тучей.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень.
- Почему? (Мы закончили читать произведения из раздела»Уж небо осенью дышало»)
- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в ней что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.
- Какой вы представляете осень?
- Посмотрите, как осень представлена в клипе «Осень постучалась к нам». Музыкал. клип
- Дайте теперь характеристику осени.
III. Этап сообщения темы, целей урока
Сегодня на уроке я предлагаю вспомнить, какие произведения об осени мы читали,
- перечитать понравившиеся строчки,
- полюбоваться красотой, неповторимостью авторского слова,
- обсудить прочитанное.
И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель/поэт, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас осень станет богаче и выразительней. Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим
праздником читательских удовольствий. Слайд 2
IV. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
1. Работа с моделями обложек
- Назовите авторов, чьи произведения мы читали. Слайд 3- 4 «Они писали об осени»
- Смоделируйте обложку любого понравившегося вам произведения об осени.
- Покажите модель обложки того произведения, которое вам понравилось больше всего.
- Почему все фигуры зеленого цвета? (все произведения о природе)
- Расскажите, почему выбрали именно это произведение (жанр, автор, название, чтение отрывка).
2. Работа над прочитанным (чтение отрывков, нахождение выразительных средств)
а)
- Мы в осеннем лесу.
Вот и осень к нам опять пришла,
Как хозяйка старая вернулась.
Начала по-своему менять
Все кругом, что ей ни приглянулось.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
- В каком произведении читали о работе осени в лесу?
- Куда в первую очередь отправилась Художник-Осень?
- Можно ли считать этот слайд иллюстрацией к произведению Скребицкого «Осень»? Слайд 5
- Опишите деревья из этого рассказа, используя авторские выражения (учебник) (на слайдах демонстрируются деревья клёна, дуба, осины, берёзы, липы)
Слайд 6 – 9)
- Березы и клены покрыла очень лимонной желтизной.
- Листья осины, разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осенним весь ярко-красный, весь, как огонь горит.
- Могучий дуб – богатырь обрядила в медную кованую броню.
- Липы одела в тяжелый убор из золотой парчи)
б)
Тренажёр «Сплошной текст» Слайд 10-11
в)
Гимнастика для глаз «Листья жёлтые» Слайд 12
г)
- На уроке русского языка вы писали сочинение «Золотая осень». Зачитаю одно из сочинений.
«В этом году стояла очень долгая, теплая и красивая золотая осень. Осенью листья становятся желтые и красные, а лес золотой. Когда стало холодно, листья с деревьев упали все сразу. Опавшие листья покрыли землю шуршащим золотым ковром. И выпал снег…»
- Какое произведение напоминает это сочинение?
- Зачитайте отрывок.
- Какое настроение у вас вызывает стихотворение Е.Ф. Трутневой “Осень”?
(Радостное, веселое настроение. Любуемся яркими осенними картинами, листопадом).
- Подходит ли данная репродукция к этому стихотворению? Слайд 13 «Золотая осень»
- Как считаете, почему картина названа «Золотая осень»?
- Передаёт ли картина настроение художника? Как? (Картина наполнена радостью, ведь золотая осень)
- Можно ли назвать картину радостной, солнечной? Почему?
Физминутка Слайд 14
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели.
Дунул ветер – мы цепочкой
Друг за другом полетели,
Полетели, полетели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
д)
- Дома вы сочиняли миниатюру “Думы осеннего листка”. Послушаем, что у вас получилось. (Уч-ся читают отрывки из сочинений)
е) Гимнастика для глаз Слайд 15-16
ж)
- Останемся в лесу.
- В какую игру хорошо играть в лесу?
- Какое произведение об эхо знаете?
Игра “Эхо”
Вопросы лесу задает лесное эхо (учитель) – класс отвечает (громко- тише-тихо)
(слова взяты из сказки Н.Сладкова «Эхо»)
з)
Оказываемся на поляне грибов
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы.
Работа в группах
Класс делится на мини-группы по следующему принципу: пара должна найти гриб по половинкам и образовать мини-группу.
1 группа
Слайд 17
- К какому произведению эта иллюстрация? (Пришвин “Недосмотренные грибы”)
- Дайте авторское описание любого гриба.
МУХОМОР, ВОЛНУШКА, МАСЛЕНОК, МОХОВИЧОК, СЫРОЕЖКА
МУХОМОР. “Сам темно-красный, спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые пантолоны, и даже со складочками”
ВОЛНУШКА “…хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, мокренькая и умненькая”
МАСЛЕНОК “…то весь круглый, червивый, а то попадается такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет”
МОХОВИЧОК “…вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью губу”
СЫРОЕЖКА “…гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли”
2 группа
Узнайте гриб по описанию
1) Стоят под темными елками. У них кафтаны белые надеты, на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху коричневого. Загляденье! (Боровики)
2) Стоят под светлыми осинками. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! (Подосиновики)
3) Растут под высокими соснами, надеты на них желтые рубашки, на головах картузики, клеенчатые. Тоже хороши! (Маслята)
4) Под ольховыми кустиками хороводы водят. Каждая в сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи! (Сыроежки)
3 группа
- Из какой сказки этот гриб?
“Такой невидный, неказистый! Ничего нет у сироты –ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются”
- Итак, какие же произведения о грибах изучали? Сравните их
- Чем похожи? (Оба произведения об осенних грибах. Есть одинаковые грибы – маслята, сыроежки. Авторы описывают грибы с любовью, образно, как живые существа.)
- Чем отличаются? (Рассказ. Сказка.)
- К какой группе можно отнести рассмотренные нами грибы?
- Как нужно собирать грибы в осеннем лесу?
и)
Тренажёры «Нет порядка», «Чтение с решёткой» Слайд 18 - 21
к)
- Как называется наш раздел?
- Какое одноимённое стихотворение учили?
- Подумайте, почему стихотворение изучали в разделе первым, а сегодня говорим о нём в последнюю очередь? (Сейчас осень такая, как и в стих.-и Пушкина; большинство других произведений – о золотой осени)
л)
Тренажёр «Шторка» Слайд 22-23
3. Работа с Интерактивными тренажёрами по развитию навыка чтения
а) «Собери текст» (»У сгнившей…») Слайд 24-25
б) «Зашумленный текст» («Поспевает брусника…») Слайд 26
в) - Героиней какого произведения является белка? Слайд 27
«Текст –вертушка» («Белка») Слайд 28
г) Тренажёр «Читаем за одну минуту» Слайд 29-44
- Этап подведения итогов учебного занятия
- Какую работу выполняли на уроке? Слайд 45-47
- Найдите соответствие между автором и названием произведения. Слайд
- Какой вывод можем сделать? Какая же она – осень? (Разная – и грустная, и радостная, спокойная, тревожная, тихая и ветреная)
Выставление отметок
- Этап информации о домашнем задании
Задания дифференцированного характера: Слайд 48
1 группа - обогатить текст «красивыми» словами.
Вот и пришла осень. Листья покрывают землю. Птицы улетают в тёплые края. В лесу становится тихо.
2 группа - сочинить стихи об осени, используя слова:
расписной,
багряный…
толпой
поляной.
…наступила,
…уныло.
…цветы,
… кусты.
- Этап рефлексии
- Сделаем осеннюю зарисовку. Вы получаете листочки. Какое настроение у вас было на уроке, таким будут и листочки. Листочки прикрепляются на доску.
Кружатся, кружатся листья-
В классе у нас листопад:
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. Слайд 49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок литературного чтения для 2 класса "Устное народное творчество"
Цели и задачи: ¾ Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве. ¾...
Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"
В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....
Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"
Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...
Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе "Басни И.А. Крылова"
Этот урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа", но можно материал использовать и для другого УМК....
Технологическая карта обобщающего урока литературного чтения во 2 классе «Люблю природу русскую. Осень».
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе....
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...
Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"
Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....