Урок литературного чтения В.Одоевский "Городок в табакерке". 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения по теме В.Одоевский "Городок в табакерке" с использованием технологии развития критического мышления. Составлен в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»
Тема: В.Одоевский «Городок в табакерке»
Цели: 1) познакомиться с произведением В.Одоевского «Городок в табакерке»; закрепить представления о жанре «литературная сказка»; пронаблюдать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным сложным устройством музыкальной шкатулки; пополнять словарный запас учащихся; знакомить со словами-архаизмами, уточнять и прояснять значение непонятных слов; учить грамотно составлять ответы на вопросы;
2) развивать умение работать с текстом при чтении с остановками; формировать навыки выборочного чтения; развивать выразительное и осмысленное чтение; умение анализировать художественное произведение; развивать внимание, память, речь, воображение, коммуникативные навыки;
3) воспитывать интерес к чтению, любознательность; формировать умение коммуницировать, взаимодействовать в группе, умение слышать товарища.
Оборудование: проектор, компьютер, экран; музыкальная шкатулка деревянная; металлический колокольчик; тестовые задания для работы в парах; картинка «Мальчик-колоколькик»; листы с таблицей Шульте; карточки на доску (сказки литературные, сказки народные, годы жизни В.Одоевского, карточки-слова Владимир Одоевский, Городок в табакерке); листы самооценивания.
Ход урока
I. Организационный момент. Настрой на работу.
«Динь-динь-динь», -
звенит звонок.
Начинается урок.
Урок литературный,
а мы народ культурный.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Будем мы читать красиво,
дружно будем отвечать,
хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели к нам прийти!
II. Актуализация знаний.
1. Разминка – работа с таблицами Шульте для расширения поля зрения ( у каждого ребенка на парте таблица Шульте, по команде учителя дети ищут буквы в произвольном порядке на своих листочках)
- Кто не пропустил ни одной буквы? Молодцы. У кого были пропуски? Будем еще тренироваться.
2. Звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка».
- Какую картинку представили?
- Слышали колокольчики?
Сегодня на урок принесла вот что: (учитель показывает муз шкатулку, звенит в колокольчик, на доске картинка мальчика-колокольчика, картинка).
- Как думаете, почему начали урок с музыки, и зачем я это все принесла? (будем про это читать).
-Верно, мы сегодня будем знакомиться с новым произведением и наша задача установить – как наш урок связан с этими предметами и с этой музыкой.
III. Постановка целей и задач урока
- А кто автор этого произведения и как оно называется – вы сейчас разгадаете.
На доске карточки:
Владимир | |
Одоевский | |
ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ |
(Карточки наполовину закрыты так, что детям, чтобы прочитать, надо догадаться, какие слова «спрятались»).
- Верно. Мы начинаем читать новый раздел, и в нем первое произведение, автор которого Владимир Одоевский и называется оно «Городок в табакерке».
- Какие цели поставим перед собой (ответы детей)
- Коротко вам расскажу о нём. (Презентация «Биография В.Одоевского). Какая сказка автора вам уже знакома?
Знакомство с краткой биографией В.Одоевского, работа по презентации.
- Годы жизни В.Одоевского 1803-1869. Какой это век?
Учитель кратко рассказывает биографию В.Одоевского.
IV. Работа по теме урока.
1. Словарная работа. Работа в парах.
- Итак, «городок» – понятно, что это, а что такое «табакерка»?
Какие можно подобрать однокоренные слова? (табак, табачок, табачный).
Учитель объясняет значение слова «табак» (на слайде презентации подобраны картинки и дается понятие, что это за растение).
На партах у вас лежат карточки. Прочитайте про себя, что это такое.
На карточке ответьте на вопросы: - Что это такое? Для чего служили табакерки? Из чего их изготавливали? (дети выполняют задание).
Учитель на презентации демонстрирует фотопримеры разных табакерок.
На карточках вопросы:
Табакерка – это …….
Для чего служила?
Кто мог себе позволить такой предмет?
Словарная работа в парах. У каждой пары карточка с текстом про табакерку.
1,5 – 2 мин читают. Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу в этом задании.
2. Постановка проблемного вопроса
- С табакеркой познакомились. Как думаете, размер табакерки большой? Ребята, а как в такой маленькой табакерке мог уместиться целый городок? Разве это возможно? (ответы детей)
Включаю свою шкатулку. - Здесь тоже живет городок.
- Нам предстоит ответить на этот вопрос, когда мы будем читать.
3. Работа с понятием «Литературная сказка».
- Как вы думаете, к какому жанру отнесем новое произведение – рассказ, повесть, былина, сказка? (сказка). Посмотрите название раздела.
- Давайте вспомним, какие сказки бывают? (составляем схему на доске).
Работа в парах с таблицей (Сказки народные и авторские). Дети самостоятельно заполняют таблицу, позже отвечают на вопросы по таблице.
Оцените свою работу в этом задании.
4. Словарная работа. Работа в парах.
- Прежде чем начнем читать произведение, давайте прочтем непонятные слова, которые встретятся в тексте. Давайте разберем их, что они обозначают.
Презентация (словарная работа по слайдам и по карточкам). Читаем и разбираем слова). У детей карточки со словами-архаизмами и значениями этих слов. Дети работают в парах, соотнося устаревшее слово с его значением.
5. Физминутка. «Читаем» слова по буквам, которые показываем своим телом. (халва, вата, фата, Рая, Фая, Аля, Валя, Варя, вал)
Работа по теме урока.
6. Чтение и анализ произведения.
- Прежде чем читать, давайте потренируемся четко читать слова (на слайде):
ГОРДОСТЬ ГОРОДОК ГОРДИТЬСЯ ГОРОДИЩЕ ….
7. Первичное чтение текста с остановками.
Настрой. Читаем как ВНИМАТЕЛЬНО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ВСЛУШИВАЯСЬ
Читаем текст, останавливаясь – по ходу чтения учитель задает вопросы.
Каких героев встречал мальчик в городке. Кого он встретил первым? Вторым? Третьим?
8. Работа с текстом. Выборочное чтение.
- Сейчас проверим, насколько внимательные вы читатели.
Я буду показывать вам иллюстрации разных художников к данному произведению, ваша задача – найти как можно более точный отрывок из текста к каждой иллюстрации. (Учитель по презентации показывает разные иллюстрации, дети ищут отрывки).
- Молодцы, хорошо поработали!
V. Итог урока. Рефлексия.
- Давайте вернемся к вопросу, который мы ставили в начале урока – это сказка? Почему? Докажите (ответы детей).
- Вспомним вопросы, которые я вам задавала перед прочтением. Сейчас вы можете на них ответить?
У вас на партах есть листочки с вопросами. Я думаю, вам сейчас будет несложно на них ответить. Поставьте «+», если вы согласны с утверждениями (дети работают с карточками).
Давайте оценивать вашу работу сегодня на уроке. У вас на партах есть вот такие картинки (Мальчик – колокольчик). Вспомните, как вы работали сегодня на уроке: если вы поработали сегодня на отлично, раскрасьте колокольчик в желтый цвет. Если ваша работа была сегодня неполной, раскрасьте зеленым колокольчик, если вы не довольны своей работой сегодня на уроке – раскрасьте красным цветом.
- Мне сегодняшний урок понравился, вы большие молодцы, активно работали!
Домашнее задание: читаем «Городок в табакерке»
Приложение.
Вопросы, с которыми работаем в начале и конце урока.
- Что такое табакерка?
- Как колокольчик связан с темой урока?
- Почему так называется произведение?
- Какой жанр у произведения?
- Почему это сказка?
Карточка 1. Поставь «+» или «- «
Вопросы | Имя ученика | Имя ученика |
Что такое табакерка? | ||
Как колокольчик связан с темой урока? | ||
Какой жанр у произведения? | ||
Почему это сказка? | ||
Почему так называется произведение? |
Карточка 2. Установи соответствие
Пестренькая (окрашенная в несколько цветов)
Опямятоваться (опомниться, прийти в себя)
Досадно (обидно)
Свод дугообразное перекрытие, соединяющее
стены)
Индо (даже)
Авось (может быть)
С сими словами (с этими словами)
Затеплелись звездочки (начали загораться)
Счесть нельзя (сосчитать нельзя)
Учтиво (очень вежливо)
Одинакие (одинаковые)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения (надомное обучение) в 1 классе по программе "Школа России"
Планирование уроков литературного чтения для надомного обучения в 1 классе по программе "Школа России"...
урок литературного чтения "Люблю природу русскую" 2 класс УМК "Школа России"
МКОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока Литературного чтения/ чтения и развития речи 2 класс...
Конспект урока литературного чтения "Еще про мальку" 3 класс, Школа России
Литературное чтение...
Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).
Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди...
Конспект урока литературного чтения "Сказки А. Пушкина", 1 класс, "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Сказки А.С. Пушкина»Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с биографией и произведениями А. C.Пушкина; формирование интереса и...
Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.
конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс. По программе "Школа России"...
- Мне нравится (1)