Урок литературного чтения В.Одоевский "Городок в табакерке". 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пшенникова Евгения Борисовна

Урок литературного чтения по теме В.Одоевский "Городок в табакерке" с использованием технологии развития критического мышления. Составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»

Тема: В.Одоевский «Городок в табакерке»

Цели: 1) познакомиться с произведением В.Одоевского «Городок в табакерке»; закрепить представления о жанре «литературная сказка»; пронаблюдать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным сложным устройством музыкальной шкатулки; пополнять словарный запас учащихся; знакомить со словами-архаизмами, уточнять и прояснять значение непонятных слов; учить грамотно составлять ответы на вопросы;

2) развивать умение работать с текстом при чтении с остановками; формировать навыки выборочного чтения; развивать выразительное и осмысленное чтение; умение анализировать художественное произведение; развивать внимание, память, речь, воображение, коммуникативные навыки;

3) воспитывать интерес к чтению, любознательность; формировать умение коммуницировать, взаимодействовать в группе, умение слышать товарища.

Оборудование: проектор, компьютер, экран; музыкальная шкатулка деревянная; металлический колокольчик; тестовые задания для работы в парах; картинка «Мальчик-колоколькик»; листы с таблицей Шульте; карточки на доску (сказки литературные, сказки народные, годы жизни В.Одоевского, карточки-слова Владимир Одоевский, Городок в табакерке); листы самооценивания.

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на работу.

«Динь-динь-динь», -

звенит звонок.

Начинается урок.

Урок литературный,

а мы народ культурный.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Будем мы читать красиво,

дружно будем отвечать,

хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти!

II. Актуализация знаний.

1. Разминка – работа с таблицами Шульте для расширения поля зрения ( у каждого ребенка на парте таблица Шульте, по команде учителя дети ищут буквы в произвольном порядке на своих листочках)

- Кто не пропустил ни одной буквы? Молодцы. У кого были пропуски? Будем еще тренироваться.

2. Звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка».

- Какую картинку представили?

- Слышали колокольчики?

Сегодня на урок принесла вот что: (учитель показывает муз шкатулку, звенит в колокольчик, на доске картинка мальчика-колокольчика, картинка).

- Как думаете, почему начали урок с музыки, и зачем я это все принесла? (будем про это читать).

-Верно, мы сегодня будем знакомиться с новым произведением и наша задача установить – как наш урок связан с этими предметами и с этой музыкой.

III. Постановка целей и задач урока

- А кто автор этого произведения и как оно называется – вы сейчас разгадаете.

На доске карточки:

Владимир

Одоевский

ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ

(Карточки наполовину закрыты так, что детям, чтобы прочитать, надо догадаться, какие слова «спрятались»).

- Верно. Мы начинаем читать новый раздел, и в нем первое произведение, автор которого Владимир Одоевский и называется оно «Городок в табакерке».

- Какие цели поставим перед собой (ответы детей)

- Коротко вам расскажу о нём. (Презентация «Биография В.Одоевского). Какая сказка автора вам уже знакома?

Знакомство с краткой биографией В.Одоевского, работа по презентации.

- Годы жизни В.Одоевского 1803-1869. Какой это век?

Учитель кратко рассказывает биографию В.Одоевского.

IV. Работа по теме урока.

1. Словарная работа. Работа в парах.

- Итак, «городок» – понятно, что это, а что такое  «табакерка»?

Какие можно подобрать однокоренные слова? (табак, табачок, табачный).

Учитель объясняет значение слова «табак» (на слайде презентации подобраны картинки и дается понятие, что это за растение).

На партах у вас лежат карточки. Прочитайте про себя, что это такое.

На карточке ответьте на вопросы: - Что это такое? Для чего служили табакерки? Из чего их изготавливали? (дети выполняют задание).

Учитель на презентации демонстрирует фотопримеры разных табакерок.

На карточках вопросы:

Табакерка – это …….

Для чего служила?

Кто мог себе позволить такой предмет?

Словарная работа в парах. У каждой пары карточка с текстом про табакерку.

1,5 – 2 мин читают. Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу в этом задании.

2. Постановка проблемного вопроса

- С табакеркой познакомились. Как думаете, размер табакерки большой? Ребята, а как в такой маленькой табакерке мог уместиться целый городок? Разве это возможно? (ответы детей)

Включаю свою шкатулку. - Здесь тоже живет городок.

- Нам предстоит ответить на этот вопрос, когда мы будем читать.

3. Работа с понятием «Литературная сказка».

- Как вы думаете,  к какому жанру отнесем новое произведение – рассказ, повесть, былина, сказка? (сказка). Посмотрите название раздела.

- Давайте вспомним, какие сказки бывают? (составляем схему на доске).

Работа в парах с таблицей (Сказки народные и авторские). Дети самостоятельно заполняют таблицу, позже отвечают на вопросы по таблице.

Оцените свою работу в этом задании.

4. Словарная работа. Работа в парах.

- Прежде чем начнем читать произведение, давайте прочтем непонятные слова, которые встретятся в тексте. Давайте разберем их, что они обозначают.

Презентация (словарная работа по слайдам и по карточкам). Читаем и разбираем слова). У детей карточки со словами-архаизмами и значениями этих слов. Дети работают в парах, соотнося устаревшее слово с его значением.

5. Физминутка. «Читаем» слова по буквам, которые показываем своим телом. (халва, вата, фата, Рая, Фая, Аля, Валя, Варя, вал)

Работа по теме урока.

6. Чтение и анализ произведения.

- Прежде чем читать, давайте потренируемся четко читать слова (на слайде):

ГОРДОСТЬ ГОРОДОК ГОРДИТЬСЯ  ГОРОДИЩЕ ….

7. Первичное чтение текста с остановками.

Настрой. Читаем как ВНИМАТЕЛЬНО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ВСЛУШИВАЯСЬ

Читаем текст, останавливаясь – по ходу чтения учитель задает вопросы.

Каких героев встречал мальчик в городке. Кого он встретил первым? Вторым? Третьим?

8. Работа с текстом. Выборочное чтение.

- Сейчас проверим, насколько внимательные вы читатели.

 Я буду показывать вам иллюстрации разных художников к данному произведению, ваша задача – найти как можно более точный отрывок из текста к каждой иллюстрации. (Учитель по презентации показывает разные иллюстрации, дети ищут отрывки).

- Молодцы, хорошо поработали!

V. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернемся к вопросу, который мы ставили в начале урока – это сказка? Почему? Докажите (ответы детей).

- Вспомним вопросы, которые я вам задавала перед прочтением. Сейчас вы можете на них ответить?

У вас на партах есть листочки с вопросами. Я думаю, вам сейчас будет несложно на них ответить. Поставьте «+», если вы согласны с утверждениями (дети работают с карточками).

Давайте оценивать вашу работу сегодня на уроке. У вас на партах есть вот такие картинки (Мальчик – колокольчик). Вспомните, как вы работали сегодня на уроке: если вы поработали сегодня на отлично, раскрасьте колокольчик в желтый цвет. Если ваша работа была сегодня неполной, раскрасьте зеленым колокольчик, если вы не довольны своей работой сегодня на уроке – раскрасьте красным цветом.

- Мне сегодняшний урок понравился, вы большие молодцы, активно работали!

Домашнее задание: читаем «Городок в табакерке»

Приложение.

Вопросы, с которыми работаем в начале и конце урока.

- Что такое табакерка?

- Как колокольчик связан с темой урока?

- Почему так называется произведение?

- Какой жанр у произведения?

- Почему это сказка?

Карточка 1. Поставь «+» или «- «

Вопросы

Имя ученика

Имя ученика

Что такое табакерка?

Как колокольчик связан с темой урока?

Какой жанр у произведения?

Почему это сказка?

Почему так называется произведение?

Карточка 2. Установи соответствие

Пестренькая                             (окрашенная в несколько цветов)

Опямятоваться                        (опомниться, прийти в себя)

Досадно                                     (обидно)

Свод                                           дугообразное перекрытие, соединяющее

                                                    стены)

Индо                                           (даже)

Авось                                          (может быть)

С сими словами                         (с этими словами)

Затеплелись звездочки            (начали загораться)

Счесть нельзя                           (сосчитать нельзя)

Учтиво                                       (очень вежливо)

Одинакие                                   (одинаковые)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения (надомное обучение) в 1 классе по программе "Школа России"

Планирование уроков литературного чтения для надомного обучения в 1 классе по программе "Школа России"...

урок литературного чтения "Люблю природу русскую" 2 класс УМК "Школа России"

МКОУ  «Мостовская средняя общеобразовательная школа»     Конспект урока Литературного чтения/ чтения и развития речи 2 класс...

Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).

Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди...

Конспект урока литературного чтения "Сказки А. Пушкина", 1 класс, "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Сказки А.С. Пушкина»Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с биографией и произведениями А. C.Пушкина; формирование интереса и...

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.

конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс.  По программе "Школа России"...