Конспект урока "Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская СШ №2 им.К.И.Ракутина
Конспект урока "Лиса и журавль"
Учитель: Пономарева Галина Николаевна
Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цель: познакомить детей с новым видом сказок – сказки о животных наподобие сказки «Лиса и журавль»
Задачи:
Образовательные:
∙ познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
∙ отрабатывать навыки выразительного чтения;
∙ формировать навыки беглого чтения и правильной речи обучающихся.
Развивающие:
∙ развивать мышление, внимание, память;
∙ расширение и обогащение словаря учащихся;
∙ развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
Воспитательные:
∙ воспитывать потребность в доброжелательном общении;
∙ прививать любовь к чтению сказок.
Планируемые результаты
Личностные:
∙ развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
∙ формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные:
∙ уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно, грамотно и осознанно читать.
Метапредметные:
Познавательные:
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ находить ответы на вопросы в тексте.
Регулятивные:
∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
∙ учиться работать по предложенному учащимися плану.
Коммуникативные:
∙ развивать умение слушать и понимать речь других;
∙ выразительно читать и пересказывать текст;
∙ оформлять свои мысли в устной форме, активизировать употребления слов в речи.
Ход урока
1. Организационный момент
Доброго утра! Доброго дня!
Пусть хлопают ладошки!
Пусть топают ножки!
Работают головки!
Доброго утра! Доброго дня!
Желаю вам здоровья и добра!
-Я рада вас видеть на уроке чтения. Мы опять с вами оказались в стране Сказок и будем продолжать познавать новое, интересное, сказочное. Итак начинаем!
2. Проверка домашнего задания.
- Подробный пересказ сказки «Кот, Лиса и Петух».
- Проверка задания: докажите, что эта сказка относится к виду «сказки о животных»
Дети. Герои этой сказки – зверь и домашние животные.
Сюжет действия строится, как цепочка событий.
Троекратные повторы встреч.
Есть песенка.
Звери имеют прозвища.
Много ласковых слов.
3.- Актуализация знаний и целеполагание.
Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.
Что вы можете сказать об этих персонажах?
(Они очень разные, даже внешне.)
- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.
- Давайте вспомним, какие виды сказок вы знаете? (бытовые, о животных, волшебные)
- О чём рассказываются сказки о животных? (В них говорится о действиях животных ,о их поведении )
-Хорошо.
- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. А что бы узнать её название я предлагаю вам отгадать загадки.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …(Лиса)
В небе чистом, как страница
Пролетают плавно птицы.
Над просторами полей
Клин красавцев ….(Журавлей)
- Кто догадался, с какой сказкой мы познакомимся?
- Правильно! Сегодня мы познакомимся со сказкой «Лиса и журавль»
- Как вы думаете, к какому виду мы можем отнести эту сказку?
- Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке, т.е. определим цель и задачи нашего урока. (цель: познакомиться с сказкой «Лиса и журавль»; задачи: будем выразительно читать, делать словарную работу, работать с текстом, находить в нем ответы, подводить итоги)
- Вот сколько задач стоит перед нами.
- Ну, что ж, цели и задачи поставлены, давайте работать.
4 Усвоение новых знаний
- А теперь откройте стр.42.
- Можно ли по названию сказки определить главных героев?
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.42.
Что вы можете сказать об этих персонажах?
- Где происходит действие?
1). Первичное восприятие сказки.
- .Чтение сказки с.42-43
(Сказку читают: учитель)
-Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Дети делятся своими впечатлениями.)
- Кто из героев сказки вам понравился и почему?
2).Проверка первичного восприятия сказки
- Итак, сказку вы прочитали.
- Понравилась ли вам сказка?
-Чем понравилась?
-А сейчас вам предстоит самостоятельное прочтение сказки «Лиса и журавль» в режиме жужжащего чтения.
3). Словарная работа
-Найдите в словарике учебника на с. 213 значение выделенных слов и выражений.
(Дети читают, объясняют.)
Потчевает — угощает.
Не обессудь — не суди, не относись строго.
Несолоно хлебавши — остался ни с чем.
-Как вы понимаете слово «пир»?
Пир — большой званый обед, обильное угощение.
.Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.
Физминутка
К солнцу тянутся ромашки,
Птицы, звери, второклашки. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Если ты устал в пути,
К солнцу потянись и ты. (Дети встают на другую ногу и тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. (Вращение прямых рук вперёд.)
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.(Вращение прямых рук назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
А теперь, давай, дружок,
Посмотри на потолок.
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)
4. Первичное закрепление знаний.
-Почему лиса пригласила журавля к себе? (Они подружились.)
-Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?
-Как вел себя журавль после того, как лиса его «угостила»? (Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.)
-Прочитайте начало сказки.
-Как вы думаете, они действительно были друзьями?
-Почему дружбы у них не получилось? (Так настоящие друзья не поступают.)
- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?
(УМЫШЛЕННО.)
- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?
(Приготовил.)
- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?
(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)
- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.
- Вы удивлены этому?
(Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)
- Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным.
-Лиса не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела.
- Но чего не учла?
(Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;
во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)
- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?
(Культурно, искренне, честно.)
- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?
- Хорошо, молодцы!
- Какую часть из сказки вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили?
-Теперь прочитаем сказку по ролям.
Чтение сказки по ролям.
5. Подведение итогов. Рефлексия
-С какой сказкой познакомились?
-Настоящими ли друзьями были ее герои?
-Издавна наш народ ценит дружбу и осуждает вражду между людьми. О дружбе написано много песен, стихотворений, сложено поговорок и пословиц.
-А теперь продолжите предложение, начало которого я буду вам говорить.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотел
6. Домашнее задание.
Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль».
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Н. Светловская «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению». Журнал «Начальная школа» №5, 2005г. с. 39-42,
журнал «Начальная школа» №6, 2005г. с. 48 - 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка
Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"...
Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Конспект урока во 2 классе Русская народная сказка «Лиса и журавль»...
Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"
Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием техники квиллинг «Синица в руках, журавль в небе.»
1. Повторить с детьми основную форму (свободную спираль, полукруг) и из них составлять композицию (перо) . 2. Развивать моторику, мышление, внимание, память, творческое воображение, фантази...
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...
конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".
овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...