Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока во 2 классе Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Проект | Осуществлено | Проект | Осуществлено |
Русская народная сказка «Лиса и журавль» | Организационный момент |
Речевая разминка | Бежит лиса по шесточку: - Лизни, лиса, песочку! | Учащиеся читают скороговорку |
Постановка целей урока | Отгадайте загадки: А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ? Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? Могут ли они встретиться вместе в природе? В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи. Как называется жанр? Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. Опишите характер лисички в разных народных сказках. С какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях? В какой сказке встретились эти герои? Работа над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня. | (журавль) (лиса) Сказка («Кот, Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк» «Хитрая Лиса»). (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.) «Лиса и Журавль» |
Работа по теме урока Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. Проблемно-диалогическая работа с текстом | - Чем понравилась вам сказка? -Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение. -Что показалось забавным? - Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему? - Чем нравится вам конец сказки? -Как можно помирить героев? | Овладевать навыком смыслового чтения |
|
Словарная работа. | - Как можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам: “вздумала”, “дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”, “несолоно хлебавши”? Определить значение этих слов, используя толковый словарь учебника. - Как сказать иначе : “взяла лису досада” “Как аукнулось, так и откликнулось” “С тех пор и дружба врозь” - Какие слова сказки мы слышали как пословицы? | Учащиеся выполняют задание учителя | -анализировать слова и выражения в тексте – объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях; |
Работа с текстом. | А) Найди в тексте близкие по значению слова: -“познакомились” - “положила в тарелку каши” -“стала ходить вокруг кувшина с окрошкой” - “пошла домой голодная” Б) Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других сказках. В) Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы. Г) Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”. -В чем он оказался неправ ? Д) Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля. -Как она могла не допустить ссоры с журавлем ? Е) Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки. -Что оно значит? -Какие другие слова близки по смыслу? -Есть ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”? Ж) Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми? -Когда, в какой ситуации так можно нам сказать? З) Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои. Как к ним относится автор? Как вы относитесь к поступкам героев? | Работать с содержанием текста сказки: -описывать характер героя; — подбирать пословицы по смыслу сказки; — выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки; — Оперировать в речи понятиями: быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция. | Дети отвечают на вопросы | — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; — формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
|
Физминутка. | -Представьте себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой, мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители» аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось) -Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы дома. -Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы в гостях. -Изобразите лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму у доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств) |
Групповая работа | А) Распределение и чтение сказки по ролям в группах (парах).
Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Б) по желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски. В) Обсуждение: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему? Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”. | Читать и инсценировать сказку по ролям. -уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации); -отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп); -уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации). | Дети отвечают на вопросы | — осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания; -формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки. — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. — использовать речевые средства для представления результата деятельности: – умения ответить на поставленный вопрос. |
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание | Определите главную мысль сказки (чему она учит). -Какой мудрый совет дает нам сказка? -Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека? -Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке? -Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему? Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки. | – словесное иллюстрирование прочитанного; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для формирования качеств чтения (Тема урока: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»)
Упражнения для формирования качеств чтения...
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»...
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...
конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".
овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
Конспект учебного занятия. Тема : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
Конспект учебного занятия по чтению 4 класс . Сказка "Лиса и журавль"...