Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_lisa_i_zhuravl.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема    "Лиса и журавль", русская народная сказка

Цели урока: 

  1. образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  2. развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
  3. воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.

                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Дорогие ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну русской народной сказки.

Ученик читает:      У сказки чистая душа,

        Как ручеёк лесной.

        Она приходит не спеша

        В прохладный час ночной.

        Родной народ её творец,

        Народ-творец, народ-мудрец,

        В неё мечту свою вложил.

        Как золото в ларец.

  1. Работа по теме урока

1)    Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.

Сказки родились давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагали они по свету, яркие, умные, весёлые. А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране. А чтобы нам очутиться в сказке, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.

Открывается доска. На доске надпись «Страна сказок», картинки из сказок, сказочные герои.

Ученик читает:  О чём-то скрипит половица,

        И спице опять не спится;

                                            Присев на кровати,    подушки

        Уже навострили ушки…

        И сразу меняются лица,

        Меняются звуки и краски…

        Тихонько скрипит половица,

        По комнате ходит сказка…

- Вот мы и очутились в удивительной и полной чудес Сказочной стране! Мы с вами в гостях у сказки.

2)     - Сказки бывают разные.

- Есть сказки, которые сочиняют писатели.    Как называются такие сказки? (Авторские)

- А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные)

Сказки

Авторские   Народные

волшебные

бытовые

о животных

3)     - Сейчас мы проверим, сможете ли вы отличит авторскую сказку от народной.

А помогут мне в этом ваши друзья. (группа подготовленных детей загадывают загадки)

1-й ученик.                                                                                                                                                     Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(
Царевна – лягушка. Народная сказка.) 

2-й ученик.                                                                                                                                                  Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(
Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

3-й ученик.                                                                                                                                                Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(
Волк и семеро козлят. Народная сказка.)

4-й ученик

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди. Народная сказка)

5-й ученик

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.  

( Красная шапочка. Авторская сказка. Ш. Перро).

- Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

4) - Скажите, ребята, какие бывают сказки?

 Волшебные,  о животных,  бытовые.

- Есть сказки волшебные. (перевернуть домик)

- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.

Подберите иллюстрации к данным сказкам. (иллюстрации к сказкам на доске)

- Есть сказки бытовые. (перевернуть домик)

-Какова особенность этих сказок?

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.

Подберите иллюстрации.

- Сказки о животных.

Чем характерны эти сказки?

- Сегодня у нас в гостях Лиса.  Опишите ее. (иллюстрация на доске)

- Какие сказки, о лисе вы знаете?

- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

- Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей. Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

5) Чтение произведения.

- Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны.                                                                                                                                                     Словарная работа. (слова записаны на доске)

  1. Пир - большой званый обед.
  2. Потчевать - угощать.
  3. Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
  4. Несолоно хлебавши - ни с чем.

6) Вопросы после чтения

  1. Понравилась ли вам сказка?
  2. Почему лиса решила угостить журавля?
  3. Какое угощение приготовила лиса журавлю?

-   Почему она размазала кашу по тарелке?

     -   Получился ли у них званый пир?

     -   Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он  

         при этом думал?

  1. Удался ли план лисы?
  2. Каким в сказке показан журавль?
  3. Какой урок преподал журавль лисе?
  4. Почему лиса перестала дружить с журавлем?
  5. Была ли это настоящая дружба?

7)   Чтение сказки по ролям.

8)   Работа над пониманием текста.

  1. Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли это?
  2. Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не по лучилось?
  3. Как бы поступили настоящие друзья?
  1. Работа над пословицами.                                                                                                               -  Какую пословицу встретили в сказке? Объясните смысл данной пословицы.

Игра «Найди пословицу».
- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Любишь кататься, люби и саночки возить..

+ За добро добром и платят.

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

10)  Работа с текстом сказки Игра «Сапёры»                                                                           Учитель начинает читать текст, дети продолжают.                                                                                                        

Итог урока                                                                                                                                                 Чему учит нас эта сказка?                                                                                                                         Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

  Вот и заканчивается наше сказочное путешествие. Нам пора возвращаться. Закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.

Рефлексия

Во многих  сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня.                                                                                                                                 – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока чтения во 2 классе - русская народная сказка " Вершки и корешки"

Конспект урока чтения и развития речи для 2 класса коррекционой школы 8 вида...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Русская народная сказка «Два Мороза»

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»

УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель  знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»Задачи:Образовател...

Конспект урока чтения "В гостях у русской народной сказки"

Конспект урока чтения для обучающихся с тяжелыми множественными нарушения развития «В гостях у русской народной сказки»Цель урока: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задач...