Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_lisa_i_zhuravl.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Лиса и журавль", русская народная сказка
Цели урока:
- образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
- воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.
Ход урока.
- Организационный момент.
Психологический настрой
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
- Сообщение темы и цели урока.
- Дорогие ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну русской народной сказки.
Ученик читает: У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-творец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил.
Как золото в ларец.
- Работа по теме урока
1) Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.
Сказки родились давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагали они по свету, яркие, умные, весёлые. А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране. А чтобы нам очутиться в сказке, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.
Открывается доска. На доске надпись «Страна сказок», картинки из сказок, сказочные герои.
Ученик читает: О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
- Вот мы и очутились в удивительной и полной чудес Сказочной стране! Мы с вами в гостях у сказки.
2) - Сказки бывают разные.
- Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские)
- А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные)
Сказки | ||
Авторские Народные | ||
волшебные | бытовые | о животных |
3) - Сейчас мы проверим, сможете ли вы отличит авторскую сказку от народной.
А помогут мне в этом ваши друзья. (группа подготовленных детей загадывают загадки)
1-й ученик. Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Царевна – лягушка. Народная сказка.)
2-й ученик. Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)
3-й ученик. Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(Волк и семеро козлят. Народная сказка.)
4-й ученик
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди. Народная сказка)
5-й ученик
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её.
( Красная шапочка. Авторская сказка. Ш. Перро).
- Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.
4) - Скажите, ребята, какие бывают сказки?
Волшебные, о животных, бытовые.
- Есть сказки волшебные. (перевернуть домик)
- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)
Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.
Подберите иллюстрации к данным сказкам. (иллюстрации к сказкам на доске)
- Есть сказки бытовые. (перевернуть домик)
-Какова особенность этих сказок?
В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.
Подберите иллюстрации.
- Сказки о животных.
Чем характерны эти сказки?
- Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее. (иллюстрация на доске)
- Какие сказки, о лисе вы знаете?
- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)
- Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей. Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.
5) Чтение произведения.
- Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.
Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Словарная работа. (слова записаны на доске)
- Пир - большой званый обед.
- Потчевать - угощать.
- Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
- Несолоно хлебавши - ни с чем.
6) Вопросы после чтения
- Понравилась ли вам сказка?
- Почему лиса решила угостить журавля?
- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
- Почему она размазала кашу по тарелке?
- Получился ли у них званый пир?
- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он
при этом думал?
- Удался ли план лисы?
- Каким в сказке показан журавль?
- Какой урок преподал журавль лисе?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?
- Была ли это настоящая дружба?
7) Чтение сказки по ролям.
8) Работа над пониманием текста.
- Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли это?
- Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не по лучилось?
- Как бы поступили настоящие друзья?
- Работа над пословицами. - Какую пословицу встретили в сказке? Объясните смысл данной пословицы.
Игра «Найди пословицу».
- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.
+ Что есть в печи, всё на стол мечи.
Любишь кататься, люби и саночки возить..
+ За добро добром и платят.
+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
+ Хороший гость дому радость.
Друг познаётся в беде.
+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.
За правое дело стой смело.
+ Умел в гости звать, умей и угощать.
10) Работа с текстом сказки Игра «Сапёры» Учитель начинает читать текст, дети продолжают.
Итог урока Чему учит нас эта сказка? Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.
Вот и заканчивается наше сказочное путешествие. Нам пора возвращаться. Закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.
Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....
Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)
Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...
Конспект урока чтения во 2 классе - русская народная сказка " Вершки и корешки"
Конспект урока чтения и развития речи для 2 класса коррекционой школы 8 вида...
Конспект урока литературного чтения Знакомство с русской народной сказкой о животных «Напуганные медведь и волки»
Авторы учебника : Бунеев...
Конспект урока литературного чтения по теме : "Русская народная сказка «Два Мороза»
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»
УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»Задачи:Образовател...
Конспект урока чтения "В гостях у русской народной сказки"
Конспект урока чтения для обучающихся с тяжелыми множественными нарушения развития «В гостях у русской народной сказки»Цель урока: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задач...