Тема: К.Д.Бальмонт «Снежинка». Технологическая карта урока. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: К.Д.Бальмонт «Снежинка».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся и через коммуникативное взаимодействие подвести обучающихся к восприятию, осмыслению стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Задачи:
- Образовательная:
- формировать умение и навыки работать с поэтическим текстом, обогащать словарный запас обучающихся, закреплять литературоведческие понятия – эпитет, метафора, олицетворение.
2. Развивающая:
- развивать умение работать с художественным образом слова, выделять образы – символы в поэтическом произведении;
- развивать творческое воображение и творческие способности, речь;
- развивать умение рассуждать, сравнивать, анализировать.
3. Воспитательные:
- помочь увидеть и почувствовать не только явления природы, но и красоту слова;
- формировать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость, нравственное воспитание.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, демонстрация электронной презентации, парная, самостоятельная.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный, проблемно – поисковый, работа с книгой, методы стимулирования учебно- познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), практический (чтение)
Средства обучения для учителя: учебник Е.А.Лутцева «Литературное чтение» 2 часть, компьютер, проектор, презентация, карточки с записью лексического значения слов, снежинки с домашним заданием, смайлики, номерки 1 – 8.
Средства обучения для обучающихся: учебник Е.А.Лутцева «Литературное чтение» 2 часть, листы с тестом стихотворения, карандаш, смайлики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balmont_snezhinka.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Жарманова Наталья Борисовна МОУ «НОШ №3 р.п.Озинки»
Предмет: литературное чтение. Класс: 3. Автор учебника: Е.А.Лутцева. Программа: «Начальная школа 21 века».
Тема: К.Д.Бальмонт «Снежинка».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся и через коммуникативное взаимодействие подвести обучающихся к восприятию, осмыслению стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Задачи:
- Образовательная:
- формировать умение и навыки работать с поэтическим текстом, обогащать словарный запас обучающихся, закреплять литературоведческие понятия – эпитет, метафора, олицетворение.
2. Развивающая:
- развивать умение работать с художественным образом слова, выделять образы – символы в поэтическом произведении;
- развивать творческое воображение и творческие способности, речь;
- развивать умение рассуждать, сравнивать, анализировать.
3. Воспитательные:
- помочь увидеть и почувствовать не только явления природы, но и красоту слова;
- формировать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость, нравственное воспитание.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, демонстрация электронной презентации, парная, самостоятельная.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный, проблемно – поисковый, работа с книгой, методы стимулирования учебно- познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), практический (чтение)
Средства обучения для учителя: учебник Е.А.Лутцева «Литературное чтение» 2 часть, компьютер, проектор, презентация, карточки с записью лексического значения слов, снежинки с домашним заданием, смайлики, номерки 1 – 8.
Средства обучения для обучающихся: учебник Е.А.Лутцева «Литературное чтение» 2 часть, листы с тестом стихотворения, карандаш, смайлики.
Сценарий урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, Татьяна Валерьевна. - Итак, начинаем. Пусть мы с вами почти не знакомы, | Настраиваются на учебную деятельность. | Личностные: - самоопределение к деятельности; - стремление к успешности в учебной деятельности; Коммуникативные: - умение слушать и слышать |
7 мин | Слайд 2 - А теперь предлагаю вам послушать отрывок песни, слова к которой написала Раиса Панина, музыку Андрей Варламов. Исполняет группа «Улыбка». - Скажите, ребята, какими называют снежинки в этой песне? - О чём сожалеют дети? - А что вы знаете о снежинках? Слайд 3 - Снежинки не похожи друг на друга. Не бывает пятиугольных, семиугольных снежинок, все они имеют шестиугольную форму. Одна снежинка практически невесома, весит около миллиграмма, редко 2- 3 миллиграмма. Слайд 4 - Хотя бывают исключения, самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве. - Пойманные на ладонь, они закрывали почти всю ладонь целиком и напоминали страусиные перья. - А мне так хочется протянуть руку и поймать на ладонь ту снежинку, о которой написал поэт. Светло-пушистая | Слушают отрывок песни. Серебристыми Они сожалеют, что домой принести нельзя, она растает. Ответы детей. Слушают учителя. Показать ладонь Визуальное представление снежинки. Наблюдательный, внимательный, любит природу Ответы детей. | Регулятивные: - умение концентрировать свое внимание Коммуникативные: Диалог с учителем Познавательные: - логические: выделение информации на основе прослушанного отрывка из песни - логические: обмен информацией из жизненного опыта, усвоенного материала ранее Личностные: самоопределение |
3 мин | - Попробуйте высказать предположение и сформулировать тему. Какая цель урока? Слайд. 6 Цель: 1.Познакомиться с произведением. 2. Проанализировать его. 3. Выразительно читать. | Формулируют тему цель. К.Д. Бальмонт, стихотворение о снежинке. Цель: 1.Познакомиться с произведением. 2. Проанализировать его. 3. Выразительно читать. | Познавательные: - учебные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации Регулятивные: - планирование деятельности Коммуникативные: - диалог с учителем |
20 мин Проверка первичного восприятия. Проблемная ситуация Вторичное восприятие. Словарная работа Анализ лирического произведения. | - А теперь я посмотрю, какие вы слушатели. - Сядьте ровно. Я прочту вам произведение К.Д.Бальмонта «Снежинка». - Поднимите руки, кому понравилось это произведение? - Какое чувство возникло у вас после прослушивания? ФИЗМИНУТКА. Вот снежинка, вот другая. Я поймаю их руками. В танце с ними закружусь И от счастья улыбнусь! - Работаем с учебником стр. 34 - Уточните, к какому жанру относится произведение? - Обоснуйте свой ответ. - Сколько строф? (куплетов) - Как называется строфа по количеству строк? - Скажите, какой образ ярко увидели, слушая стихотворение? (Кто герой этого стих) - Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку? - Как называются слова в литературе, которые описывают красоту снежинки? ( – А если мы не знаем, то, что нужно сделать?) - Что значит белая? – Это просто цвет или нечто большее? - А не кажется ли вам, что кроме цвета это ещё может быть качество человека? - Ваши мнения разделились. - Как же нам разобраться в этом? - Я предлагаю вам стать исследователями и найти ответ на вопрос. - Есть проблема, надо построить выход из затруднения. ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ! Проверка плана. - Положите листы, на которых написано стихотворение перед собой. - Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим лексическое значение слов, которые могут вызвать затруднения при восприятии. - Читаем по строфам. - Молодцы! - Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем. Читаем 1 строфу. - Подчеркните эпитеты. Проверка. - Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? - Объясните значение других эпитетов. - Что значит «чистая»? - Что значит «смелая»? - Кому принадлежит такое качество как смелость? А можно сказать, что в данном произведении снежинка «ЖИВАЯ»? -А как называется средство, когда неживой предмет наделяют свойствами живого? -Так, что это значит? (Снежинка живая?) - Что значит «белая»? - Белая – чистая. - Внешне чистая, а внутри может быть чистой? - Как, например, человек. Про него говорят «чистый» имея в виду его внешний вид, а внутри, может человек быть чистым? Что? - Что значит «чистая душа, совесть»? - Так у снежинки может быть душа? (Словарь Даля белый - чистый, незамаранный, незапятнанный. Одежа черна, а совесть – чистая) - Да действительно, она начала жизненный путь смело, с чистой совестью. - Продолжаем. Читаем со 2 по 6 строфы вслух. - Поэт говорит: Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную На землю просится. Подберите синоним к слову «Дорога». - Дорогой бурною. «Бурная» - это какая? - Прочитайте строфу, где говорится, что покинула снежинка? (5 строфа) - Куда низринула? - Знала снежинка, что её ждёт на пути? - Поработаем в парах. - Найдите и подчеркните слова, с кем встретилась снежинка. Проверяем. - Как поэт говорит о том, как себя ведет снежинка, при встрече с ветром? - Какое средство использует Бальмонт, чтобы мы могли понять, что ощущала снежинка? - Легко ли было снежинки с таким другом? - Кого ещё встречает снежинка? (Прочитайте 6 строфу и попробуйте догадаться.) Работа в паре. - Найдите слово, которое показывает, как ведет себя снежинка. - Какое средство использует автор? - Найдите эпитеты. - Тогда подумайте, в чём умение снежинки при встрече с солнцем? - Мастер слова показывает нам умение снежинки сохранить белизну, чистоту, когда другие погибают!!! ФИЗМИНУТКА Кружатся снежинки В воздухе морозном Падают на землю Кружевные звёзды. Вот одна упала На мою ладошку. Ой, не тай, снежинка, Подожди немножко. Читаем следующую строфу. - Вы увидели снежинку? - С чем автор сравнивает её? - Как называется это художественное средство? (Если не ответят: Если мы не знаем информацию, то что мы делаем? Обращаемся за помощью к учителю или к книге) Слайд 7 - Впервые снежинку исследовал американский фотограф Уилсон Бентли. Его прозвали «Снежинка». Он ловил снежинки на чёрный бархат и исследовал их строение. Дочитайте последнюю строфу и сравните её с первой. Что заметили? - Какая снежинка показана в начале пути и в конце? - Как вы думаете, с какой целью К. Д. Бальтмон, показывая начало и конец пути снежинки, меняет слова? Что он хотел нам этим сказать? - Пройдя весь жизненный путь, снежинка осталась чистой, пушистой, белой. - ТАК НАШЛИ МЫ ОТВЕТ НА ВОПРОС? - О чём хотел рассказать поэт? - Какие художественные средства использовал поэт? | Слушают чтение учителя. Обмениваются первичными впечатлениями. Это стихотворение. Потому что есть рифма, построение строфами. Строф 8. Четверостишие Образ снежинки Белая, чистая, пушистая. (Прилагательные) Эпитеты (Спросить у учителя или найти информацию в учебнике) Это цвет ДОСКА: Снежинка белая – это цвет и ???? (качество) Строят проект выхода из затруднения. Составляют план: 1.Прочитать стихотворение 2. Анализ стихотворения 3 Вывод. Читают по строфам Светло – пушистая (на ощупь, осязание) Высь лазурная – цвет лазури, светло- синий Взметается – поднимается высоко кверху Лелеющим – жалеть, ухаживать за кем-то Утешена – успокоить, облегчить. Лазурь чудесная – небо Безвестную – неизвестную, нет сведений. Низринула – сбросила, улетела Сохранно – белая- сохранившая белый Читают 1 строфу. Называют слова – эпитеты. (светло- пушистая, белая, чистая, смелая. Светло- пушистая. Чистая – негрязная, светлая, сверкающая, светящаяся. Смелая – ничего не боится. Олицетворение. Снежинку Никого не боится Человеку Снежинка живая ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Белая – цвет, чистая. Сердце, душа, совесть. Человек не совершает злых поступков, не грешит. Он добрый. Да, у снежинки есть душа. Начало пути начинает снежинка легко – она чистая, смелая. Путь Интересная, опасная, трудная. Лазурь – небо, родной дом. В страну безвестную Нет С ветром. Дрожит, взметается, светло качается, кружится бешено. Олицетворение Было и легко и непросто. Солнце Скользит Олицетворение Умелая, сохранно - белая Она скользит, чтобы не растаять, не погибнуть.
Сравнивает со звездой кристальной Метафора У стр. 36 Сравнивают. Автор меняет местами слова «белая и смелая» Чтобы показать, что в начале путь снежинка была белая и смелая, а в конце пути стала смелая и белая. Ответы детей Красота природы и жизнь снежинки Эпитеты, олицетворение, метафора. | Познавательные: - логические: Поиск и выделение информации, анализ, вывод, - синтез составление целого из частей, - умение устанавливать причинно – следственные связи; - доказательство Коммуникативные: - диалог с учителем, умение слушать одноклассников, умение работать в паре - умение выражать свои мысли |
Работа над основными компонентами интонации 2 мин | Работа над выразительностью чтения. - Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищался, любовался ею. - С каким чувством будем читать стихотворение? - Вы уже знаете, как выразительно читать, делать паузы, передайте красоту ПРОИЗВЕДЕНИЯ. | С восторгом, торжественно, грустно в конце // - пауза длинная на точке, восклицательного знака. / - пауза короткая внутри текста, на месте запятых и тире. | Регулятивные: - контроль, самостоятельность выполнения действий Познавательные: - моделирование Личностные: самовыражение чувств. |
Вторичный синтез. 7 мин | Выразительное чтение. Читает ученик. Дифференцированная работа (по номерам) - У вас на партах лежат номерки – это номера строф, которые вы читаете. - Чьё чтение вам особенно понравилось? | Читают выразительно. Читают по строфам. Оценка чтения | Коммуникативные: - умение слушать читающего Регулятивные: - ориентирование в своей системе знаний и осознанность необходимости нового знания. |
5 мин | - Оцените свою работу смайликами. - А теперь закончите мои предложения. - Сегодня я узнал….. - Урок дал мне для жизни…. - Оценки за урок 4 -5…… - Я вам подарю сегодня снежинку, на обратной стороне которой написано домашнее задание: одно обязательное по выбору и творческое тоже по выбору. - Итак, наш урок заканчивается. Мы сегодня провели большую работу. И я вам хочу сказать… - Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, должен сохранить чистоту и красоту своей души!!! Слайд 9 Конец песни. - Спасибо всем ребятам! | Оценка учебной деятельности. (смайлики: улыбающийся, грустный) Словесная оценка. | Регулятивные: - самооценка - оценка Познавательные: - логические Личностные: - нравственно – этическая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД"
В докладе раскрываются психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока - нового вида методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное освоение учебног...
Технологическая карта урока по теме"К.Д.Бальмонт.Золотое слово"
Технологическая карта составлена в соответсвии с требованиями ФГОС. Планируемый результатПредметные уменияУниверсальные учебные действия (УУД) Осуществлять поиск и выделение необходимой инф...
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: К.Д.Бальмонт «Снежинка»
Цели и задачи:Предметные.Познакомить с биографией К.Д.Бальмонта и его произведением «Снежинка». Обогащение словарного запаса.Метопредметные.Учиться работать с текстом, извлекать необ...
Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...
Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"
урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...
Технологическая карта урока Класс: 3. Автор учебника: Е.А.Лутцева. Тема: Призма – объемная фигура. Макет мебели.
Предмет: технология. Класс: 3. Автор учебника: Е.А.Лутцева. Тема: Призма – объемная фигура. Макет мебели....