Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»
план-конспект урока (1 класс)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?"
Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.
Задачи:
1.Научить отличать птиц от других животных.
2.Исследовать строение пера птицы.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
4.Развивать кругозор и любознательность.
5.Создать условия для развития умения работать в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с птицами как представителями животного мира, | 102.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Класс: 1
Предмет: Окружающий мир.
УМК: «Школа России»
Тема раздела: «Кто и что?»
Тема урока: «Кто такие птицы?»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.
Задачи:
1.Научить отличать птиц от других животных.
2.Исследовать строение пера птицы.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
4.Развивать кругозор и любознательность.
5.Создать условия для развития умения работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о птицах как части животного мира; называть главные признаки птиц; приводить примеры птиц; иметь представление о строении пера птицы.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться добывать информацию из иллюстраций, текста; развивать умение извлекать фактическую информацию; учиться выстраивать проблемный диалог, коллективное решение проблемных вопросов; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, слушать и понимать речь других; формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: включаться в учебную деятельность; создать эмоциональный настрой; воспитывать бережное отношение к природе, уметь сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции; формировать уверенность в себе; оценивать свою работу и работу пары.
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, исследовательский метод в обучении, технология оценивания учебных успехов.
Учебник и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2014. Ч.1.
Оборудование урока: карточки с изображением Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи; индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб, птиц; картинки с изображением птиц; плакат «Строение тела голубя»; конверты с перьями птиц; лупа; ножницы; цветные карандаши; стакан с водой; аудиозапись диалога Муравья и Черепахи; сигнальные карточки для самооценки.
Технологическая карта урока
Содержание педагогического взаимодействия | |||
Этапы урока, цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. Мотивация. Цель: проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта, мотивация к учебной деятельности. | Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! - Я рада приветствовать вас на уроке, надеюсь на вашу помощь и поддержку. - Проверьте готовность к уроку. -Сегодня урок очень интересный и на нём вы почувствуете себя маленькими исследователями. | Учащиеся оценивают свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | Личностные: включение в учебную деятельность, установление эмоционального контакта. Регулятивные: оценивание организации готовности к уроку. |
2.Этап повторения изученного. Актуализация знаний. Цель: повторить материал по изученным ранее темам и создать условия для активизации опорных знаний. | - Давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках. - Мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На столах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, а если рыбу – красным (самостоятельная работа) - Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте работу друг друга. Если всё верно, вы согласны с одноклассником, поднимите руку (учитель просматривает работы учащихся во время самостоятельной работы). Если вы обнаружили ошибки, то помогите однокласснику в них разобраться. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют самостоятельную работу по узнаванию рыб и насекомых (работа с карточками) Работа в паре по взаимоконтролю и взаимопроверке работы. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками; оценивание работы. Коммуникативные: формировать устную речь в режиме высказывания; умение слушать собеседника. Регулятивные: умение планировать свою деятельность. |
3.Этап подготовки учащихся к активному сознательному восприятию нового материала, постановке учебных задач. Цель: активизация мыслительной деятельности, постановка учебных задач. | - Ребята, вы замечательно справились с заданием. А все ли кружочки оказались закрашенными? Почему? - Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (голубь- птица) - Почему вы голубя не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? - Кто уже догадался, кому будет посвящена наша тема урока? (птицам) -На какие вопросы мы должны будем сегодня ответить? Чему научиться? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока. Формулируют цели урока. | Коммуникативные: умение слушать учителя; оформление своих мыслей в устной форме. Познавательные: умение делать выводы; овладение логическими действиями (сравнение, анализ); ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные: умение определять цель деятельности. |
4.Физминутка. Цель: сохранение здоровья учащихся (двигательная активность) | Ролевая игра «Насекомые, рыбы, птицы» (Учитель показывает иллюстрации животных. Если насекомое – учащиеся имитируют его: повороты на месте с жужжанием; если рыба – «плывут», если птица – «летят») | Учащиеся выполняют движения. | Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья. Познавательные: умение классифицировать животных по отличительным признакам. |
5.Этап открытия новых знаний. Цель: развитие умения добывать информацию из иллюстраций, аудиозаписи; развитие умения вести учебный диалог, умение выражать свои мысли; использовать жизненный опыт. Проблемный вопрос. | - Ребята, давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику (на обратной стороне доски иллюстрация «Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха сидят за столом) - Оказывается, он не один, у него в гостях Мудрая Черепаха. Послушаем, о чём рассказывает Мудрой Черепахе Муравей. (аудиозапись: рассказ Муравья Вопросика) «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные, - подумал я, - и все они умеют летать… Наверное, все они птицы» - А вы как думаете, ребята? - Где мы можем найти подтверждение своим высказываниям? (учебник) - Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, необходимо открыть учебник на стр. 36. - Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы? - Чтобы правильно ответить на вопрос, надо знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо. - Рассмотрите птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак. (Это перья.) - Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы? - Давайте прочитаем в учебнике на стр. 37 подсказку Мудрой Черепахи. - Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на стр. 37 и познакомиться со строением птицы на примере голубя. (Работа в парах: один читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями. На доске плакат «Строение тела голубя». После парной работы учитель показывает части птицы на плакате, а учащиеся называют их.) | Рассматривают иллюстрацию. Слушают учителя. Прослушивают аудиозапись. Отвечают на вопрос учителя, приводят доказательства своей правоты. Открывают учебник, рассматривают животных. Отвечают на вопрос учителя. Рассматривают иллюстрации. Выявляют общий признак птиц. Читают вывод в учебнике. Знакомятся со строением птиц, работая в паре. Проверяют качество парной работы. | Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций в учебнике и на доске; Овладение логическими действиями: анализ, сравнение, классификация. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме; умение слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: осуществлять самоконтроль, взаимопроверку. |
6.Физминутка. Цель: сохранение здоровья учащихся (зарядка для глаз) | - Вы много наблюдали, читали. Пришло время отдохнуть нашим глазкам. ( учащиеся на экране следят за полётом воробья, не поворачивая головы) | Выполняют зарядку для глаз. | Личностные: осознание важности сохранения зрения. |
7.Этап изучения новых знаний. Практическая работа. Цель: развитие умения работать в паре при исследовании, вести учебный диалог. | - Мы выяснили, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо? - Чтобы ответить на этот вопрос, мы сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные? (наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы) - У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. - Как вы думаете, какое перо сохраняет тепло? (маленькое, мягкое) - Это пуховое перо. Это тот самый пух, которым набивают подушки. - А какое перо помогает летать? (большое, жёсткое) - Это полётное или маховое перо. - Какое перо осталось? (среднее) Для чего оно служит? (покрывает тело птицы) - Это контурное перо. -Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены друг с другом. Аккуратно разъедините их. - Ребята, если подует сейчас ветер, что произойдет с пером. (Оно полетит) - Дуньте на перо, создайте ветерок. Почему оно полетело? (лёгкое) - Почему перья лёгкие, что у них внутри? - Аккуратно разрежьте перо. Что вы видите внутри? (внутри перо полое, пустое) - Внутри перо пустое, поэтому оно и лёгкое. - Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (не намокло, вода капельками скатилась) - О чём это говорит? (перо защищает птиц от воды и сырости) - Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. - Сделаем вывод по результатам наших исследований. - Мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нём играют перья. | Отвечают на вопрос. Открывают конверт. Исследуют перья в парах. Высказывают свои мысли. Рассматривают перо. Дуют на перо. Разрезают перо. Высказывают своё мнение. Опускают перо в стакан с водой. Достают. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Делают выводы по практической работе. Слушают учителя. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать собеседника, вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих, проявление активности во взаимодействии. Познавательные: умение извлекать информацию из образцов раздаточного материала; Умение делать выводы на основе анализа объектов; овладение логическими действиями: анализ, сравнение. |
8.Этап открытия новых знаний. Цель: расширение кругозора учащихся через постановку проблемных вопросов. | - Ребята, знаете ли вы птиц, изображённых в учебнике на стр. 37? Назовите их. Что общего у всех этих птиц? (перья) - Кто знает самую крупную птицу в мире? (страус) - Что вы о нём можете рассказать? (Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов) - А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (пингвин) - Знаете ли вы, как называется самая маленькая птица? (колибри, её длина всего 3 см) - Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую в учебнике на стр. 36. Она украшена перьями. А чьи это перья? Распушила хвост жар-птица Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принёс….. (павлин) - Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение? (для маскировки) - Ребята, скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Вместе с родителями сделайте кормушки и подкармливайте птиц. | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на проблемные вопросы. Слушают учителя. Рассматривают иллюстрацию. Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. | Личностные: формирование экологической грамотности, ценностное отношение к природному миру. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать собеседника, вести диалог. Познавательные: выделять существенную информацию из беседы; ориентироваться в системе знаний. Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
9.Этап рефлексии. Цель: осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | - Муравей Вопросик просит ещё раз сказать ему, кто такие птицы. Приведите примеры птиц. - С каким настроением вы работали? - Что понравилось на уроке? - Что оказалось сложным? - Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек: зелёный кружок – активно работал, всё понял; жёлтый – испытывал трудности, но преодолел их; красный – было трудно, не смог ответить на большинство вопросов. | Отвечают на вопрос. Высказывают своё мнение. Оценивают свою деятельность на уроке. | Познавательные: осуществлять обобщение, делать выводы. Регулятивные: умение оценивать результат своих действий. Коммуникативные: учитывать мнение других; формулировать своё мнение. |
10.Этап подведения итога. Цель: подведение итога урока. | - Я благодарю вас за работу на уроке, за ваши мысли, чувства и эмоции. Вы – молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. Скажите себе: «Я- молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!» | Слушают учителя. Производят внутреннюю речь. | Личностные: осознание качества и уровня усвоения материала. |
Приложения.
- Индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб, птиц.
2.Рассказ Муравьишки (в аудиозаписи)
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупность универсальных уче...
Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: "Кладовые Земли", 3 класс.
Урок проведён в рамках районного конкурса педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды" 2018 г., в Санкт-Петербурге, Красносельском районе....
Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: «Какие бывают животные?» 1 класс
Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Окружающий мирТема урока: «Какие бывают животные?»Тип урока: «Открытие» новых знанийДата урока: 13.11.18Цели урока: ...
Технологическая карта урока №41 по окружающему миру (УМК «Школа России», 4 класс)
На уроке формируются первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, городах, столице и т. д....
Технологическая карта урока №40 по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
На уроке формируются первоначальные представления о жизни древних славян....
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков
Представляю вашему вниманию урок-исследование с применением ИКТ по предмету окружающий мир для 1 класса. Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию....