Открытый урок по литературному чтению Б.Заходер."История гусеницы",3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
видеоурок по чтению (3 класс)

ЛюбовьИвановна Молокоедова

Самоанализ урока

Урок "Литературного чтения" по теме Б. Заходер «История гусеницы.

Передо мной, как перед учителем, была поставлена цель сформировать у учащихся следующие результаты обучения:

Предметные результаты:                  

Личностные УУД :

  • способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.
  • учить обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:  

  • под руководством учителя формулировать учебную цель; оценку своей деятельности и деятельности товарищей при выполнении заданий                                                                                                                                                                                                                  

 Познавательные УУД:   

  • развивать умение ориентироваться в тексте и осуществлять поиск необходимой информации, пользоваться его условными обозначениями
  • Способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности: умению наблюдать ,анализировать, делать выводы
  • Поход в музейный дом с целью поиска и анализа живописного произведения, работа с музыкальным произведением

Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                                                           

  • формирование умения договариваться и приходить к общему решению при работе в группе, паре.

Как видно, эти результаты заданы с позиции ученика (что он должен освоить из урока). Это связано с тем, что в условиях работы в соответствии с ФГОС НОО мы ориентируемся на воспитание и саморазвитие личности ученика. Да, цели учитель ставит общие для всего класса, но результат у каждого ученика будет сформирован на своём уровне, в зависимости от его индивидуальных психологических возрастных особенностей.

На мой взгляд, поставленные цели урока достигнуты в полном объёме. Это я постараюсь доказать при анализе каждого этапа урока.

Обратимся к структуре урока.

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в учебный процесс. Организуется мотивирование детей к учебной деятельности. Внутренний контроль имеет большую эффективность, при условии уже сформированных знаний норм при подготовке к уроку. Использование проблемной  детей создают хорошее настроение и нацеливают учащихся на интересную и плодотворную работу.

Этап 2. Актуализация ранее изученного

Учитель обращается к опыту детей, они находят условные обозначения в книге и выстраивают план урока.

Этап 3. Целеполагание

На данном этапе урока ученикам даётся возможность "открыть" тему урока, поставить перед собой цель. Для этого учитель развивает аналитические способности детей: учащиеся находят вопрос в учебнике и с опорой на плакат мыши вспоминают характеристику сказочного героя. Затем идет плодотворная работа с книгой. Дети рассуждают, анализируют и приходят к выводу о том, что наш герой сказочный.

Этап. 4.Обобщение и систематизация знаний.

 На этом этапе урока старалась  создать условия  для  закрепления изученных знаний, обеспечить применение  новых знаний в жизни.  Задача: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Формировались способности к самооценке, умения работать в группе нужную информацию и её подтверждать.

Этап 5. Применение знаний в новой ситуаци

Дети делают вывод о том ,что гусеница настоящий сказочный герой ,работают с картиной  С.Жуковского «Плотина», слушают музыкальное произведения С.Рахманинова «Прелюдия Соль мажор №5»,А.Аренского «Ручеёк в лесу» . Автор даёт возможность узнать о приближении весны ,прочитать произведение ,послушать и рассмотреть  получше.С приходом весны начинает зарождаться новая жизнь.

Этап. 6 Итог урока, рефлексия

  Я считаю, что задачи урока на необходимом уровне были выполнены. Поставленные цели достигнуты. Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности.

Дети материал усвоили. Отношения  между мной  и учениками   были доброжелательными. 

На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: учитель - ученик, ученик - ученик. Итог урока подведён.

Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно!

Этап 7.Домашнее задание

На данном этапе учащиеся самостоятельно выбирают домашнее задание по уровню сложности и желанию, по цвету бабочек.

На мой взгляд, урок получился продуктивным. Дети активно отвечали, выполняли разнообразные виды деятельности, помогали друг другу, работали самостоятельно и в группе, соблюдали правила поведения.

Считаю, что мои ученики "открыли" для себя «мир» общечеловеческих ценностей, умение слышать и выстраивать взаимоотношения друг с другом.

 Мною использовались методы и приёмы целесообразные возрасту детей: фронтальный опрос, беседа, практическая деятельность, физкультминутки, работа парах, рефлексия деятельности. Это обеспечило смену видов деятельности, способствовало снятию усталости, напряжения, лучшему пониманию темы урока.

Полагаю, что основные дидактические принципы (научность, наглядность, соответствие возрастным особенностям, наглядность, связь обучения с жизнью) также были выполнены.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока79.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Б.Заходер «История гусеницы».

Молокоедова Любовь Ивановна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МОУ «Лицей № 5» г. Железногорска Курской области

Система «Перспективная начальная школа»

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Дидактическая цель

-на примере сказки Б. Заходера, проследить является ли Гусеница сказочным героем современной авторской сказки.,

-на основе художественных образов,созданных Б.Заходером, Жуковским, С.Рахманиным показать ,что с наступлением весны начинается новая жизнь.

Планируемые

Результаты

Межпредметные связи

Метапредметные:

Личностные УУД :

  • способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.
  • учить обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

  • под руководством учителя формулировать учебную цель; оценку своей деятельности и деятельности товарищей при выполнении заданий

Познавательные УУД:

  • развивать умение ориентироваться в тексте и осуществлять поиск необходимой информации, пользоваться его условными обозначениями
  • Способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности:умению наблюдать ,анализировать, делать выводы
  • Поход в музейный дом с целью поиска и анализа живописного произведения;работа с музыкальным произведением

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения договариваться и приходить к общему решению при работе в группе, паре.

Окружающий мир, музыка, изобразительное искусство

Основные понятия

Понятие «сказочный герой»

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

учебник литературного чтения Н.А. Чураковой (часть2),

- компьютер), таблицы для групповой работы, картинки:гусеницы ,куколки,, бабочки ,плакат с характеристикой сказочного героя, бабочки трёх цветов: зелёная ,жёлтая, синяя( с домашним заданием по выбору), лупы

- презентация Power Point

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах;

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Метапредметные УУД

#1054;рганизационный момент. Мотивация

Учитель:

- Ребята, у меня на столе оказалась какая-то странная записка.

Но я ничего не поняла из того, что там написано и не знаю от кого она.

Помогите мне, пожалуйста.

Учитель: Чтение записки:

«Однажды мне приснился сон. Кто бы мог подумать! Да, да, самый настоящий сон! Я вдруг стала большая-пребольшая; кожа на спине лопнула, приподнялась, - точь-в-точь как у Жука! – развернулись два огромных перепончатых крыла, и я взлетела!»

Догадались, от кого эта записка?

-Кем является гусеница?

Откройте содержание учебника и скажите,как называется глава ,которую мы начали изучать?

-Как называется произведение, над которым будем работать?

От гусеницы

главный герой

Как рождается герой

Б.Заходер «История гусеницы»

Личностные УУД: развитие самоорганизации

в учебном действии, положительный

эмоциональный настрой на урок

2. Определение темы и цели урока

Мы сказку о Гусенице прочитали

О её превращении всё мы узнали.

Осталось один разгадать нам секрет,

На последний вопрос мы отыщем ответ.

Учитель: Откройте учебники на с 112 и прочитайте вопрос.

Какую задачу будем решать на уроке?

Кто такой герой?

Чтобы ответить на вопрос, мы должны вспомнить правила,характерные для сказочного героя

Давайте сверим ваши ответы со словами на плакате мыши.

#1053;астоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям

#1054;н преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дороге.

#1057;правившись со всеми испытаниями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим

исследуем является ли гусеница сказочным героем?

это главное действующее лицо.

(дети вспоминают )

Прочитывают на плакате характеристику сказочного героя

Поиск информации в учебной книге;

-ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

отбирать информацию, анализировать её

(Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке

с помощью учителя; проговаривать последовательность

действий на уроке (Регулятивные УУД)

#1040;ктуализация знаний

#1054;бобщение и систематизация знаний.

Учитель:

Посмотрите,какие условные обозначения есть в нашей книге .

Это и будет нашим планом действий на уроке. Согласно нему, будем доказывать, что гусеница-настоящий сказочный герой

Учитель: Что нам предстоит выполнить?

- Вспомните,где живёт гусеница?

-Давайте найдём и прочитаем в тексте

Учитель: Чем занималась гусеница?

Прочитайте вопрос. Какую цель поставим?

Какую цель мы ставили?

Какой вывод вы можете сделать?

Какую цель мы ставили?

Читают первый пункт плана.

Какой вывод вы можете сделать?

Мы с вами доказали 1 пункт,что гусеница уходит из дома навстречу трудностям и опасностям.

Работа в паре Слайд №2

#1043;розила ли гусенице серьёзная опасность?

(докажите)с95-96

#1047;ачем она преодолела эти трудности? - чтобы вернуться в родной сад?

Учитель:

Давайте вернёмся к характерным особенностям героя.Какой вывод вы можете сделать?

#1050;акие превращения произошли с гусеницей?

Учитель:

Вспомним, с чего начались превращения? Найдите это в тексте.

Что с ней произошло дальше?

Что произошло потом?

Прикрепляю на доску цепочку: картинки

Процесс превращения гусеницы в бабочку называется метаморфозом.

Ребята ,а кто догадался , какая бабочка выросла из гусеницы? Для этого вспомним,где жила гусеница.

Почему же её назвали крапивницей?

Учитель: а как назвать эти превращения по другому?

трудное задание

На самом большом кусте крапивы. Смотрела на крапиву жевала только крапиву, с88-89

-Ответить на вопрос,

Гусеница покинула дом по своей воле.

Читают первый пункт плана

#1075;усеница уходит навстречу трудностям.

является ли гусеница сказочным героем.

её унёс скворушка(доказывают из текста с92 -95

.

грозила серьёзная опасность: она могла быть съедена Скворушкой, если бы он не послушал матери;(работа в паре)

могла разбиться, падая вниз с ёлки, если бы вовремя не выпустила шелковинку и зацепилась за

сучок

Чтобы вернуться в сад,гусенице пришлось преодолеть серьёзные трудности(: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз)с95-96

читают

#1087;реодолела препятствия

обмоталась шелковиной с105-106

-превратилась в куколку.С106(настало утро и на листе появился кокон с куколкой.

превратилась в бабочку с 107.

Чтение по слогам ,полностью

На крапиве, поэтому крапивница

внешние

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого

высказывания; умеет вести поиск и выделять

необходимую информацию; умеет выражать свои

мысли, строить высказывание

Аргументировать свою точку зрения,

принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять орфограммы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Формулировать познавательные цели,

отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

и информацию, полученную на уроке

(Познавательные УУД).

Давайте попробуем теперь доказать, изменился ли характер гусеницы? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём исследования по плану: в группах.

Работа в группах

1группа будет исследовать речь гусеницы

1)Какая речь была сначала

2)Что изменилось потом в речи?

2 группа будет исследовать поведение гусеницы

1) Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком?

2) Что появилось в ней то, чего не было раньше не было?

3группа исследовать желания гусеницы.

1)Какое желание было сначала?

2)Изменилось ли желание потом?

Работу выполняют на листочках .

Слайд№3

Дети работают с таблицами

Отчёт групп

1.Речь. , (сначала-(Птицы с90-91)пустозвоны, кузнечик тоже), Она лишена высших духовных интересов. Тут ими и не пахнет)

#1088;ечь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности

2.Поведение-( Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком?

Что появилось в ней то, что раньше не было?с 98

-расширился кругозор ,стала прислушиваться к героям .

–ей стало стыдно признаться,что нет крыльев.С102-начала совершать поступки.)

3.Желания. (теперь другие желания: любоваться всем на свете

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

(Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей (Регулятивные УУД).

#1042;ернулась ли бабочка домой? Вернулась какой?

- Вернувшись, домой, о чём мечтает Гусеница? Найдите это в тексте. (стр.108)

-Какие черты характерны для сказочного героя? Вспомним плакат Мыши

Какой вывод можем сделать?

- Значит, эта сказка написана по сказочным законам и гусеница сказочный герой

#1042;ернулась обновлённой и поумневшей

она думала не только о еде ,но ей хотелось любоваться всем на свете

гусеница обладает всеми чертами сказочного героя

#1055;рименение знаний в новой ситуации

Ребята, а в какое время года началось превращение куколки в бабочку -весной?.

Слайд №4

#1048;тог урока, рефлексия

#1044;омашнее задание

Птичьи стаи пролетают,

Возвращаются домой,

И сосульки горько плачут,

С крыши спрыгнув головой.

Вся природа оживает

Все мы радостью полны.

Каждый год вот так бывает

С наступлением весны.

-О каком времени года говориться в стихотворении?

Что происходит в природе с наступлением весны?

Почему я начала свой урок с этого стихотворения?- будем открывать новые знания о том, что происходит в природе с наступлением весны.

А давайте посмотрим ,что происходит происходят в природе, весной и отправимся в музейный дом с113

Что мы будем делать?

Что такое пейзаж?

Слайд№5

Пейзаж - отображение художником увиденной природы

Что такое плотина? Плотина — это преграда, которая сдерживает или контролирует поток воды

У Миши Иванова возник вопрос ,он спросил :Почему краски такие неяркие?. Сумеете объяснить это Мише?

Таня Перова. тоже задала вопрос ,она спросила –«Почему некоторые линии как бы волнистые – Будто они чуть-чуть дрожат? Можете ответить на Танин вопрос?

А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает вам почувствовать приближение весны? (рассматривание фрагментов картины с помощью лупы)

-Какие чувства испытывает художник по отношению к этому времени года? А вы?

-Давайте послушаем произведение русского композитора «Прелюдию соль мажор №5» Сергея Рахманинова.

Послушайте ,какие звуки вы услышите?

Слайд№6

Ребята, почему картина и музыка оказались после произведения?

Чем мы занимались на уроке?

Что же происходит в природе весной?

Ребята, почему автор учебника предлагает нам рассмотреть картину, послушать музыку. Что объединяет все эти произведения

Слайд №7

Вернемся к нашему плану.

Все ли намеченное мы выполнили? Значит, мы достигли цели урока?

Какой вывод можете сделать?

Пригодятся ли вам знания ,полученные на этом уроке в жизни?

Для чего нужна такая работа с произведением? Что вы расскажите об уроке своим родителям?

А на память об уроке я хочу подарить вам бабочек , они не простые ,а с домашним заданием. Они вам будут напоминать о приближающейся весне.

Жёлтая -найти дополнительную информацию о гусенице и бабочке крапивнице

Зелёная- придумать сказку о гусенице

Синяя- выучить стихотворение М. Яснова «Гусеница -бабочке»

Поднимите бабочек вверх, посмотрите ,как красиво !Надеюсь,они вам подняли настроение и будут напоминать о приближающейся весне.

Спасибо. урок окончен!

весне

птицы прилетают, сосульки тают, природа оживает

Мы посмотрим пейзаж Станислава Жуковского «Плотина».

(Краски неяркие .поскольку изображается конец зимы- начало весны:)Небо затянуто облаками -плохо просматривается голубое небо, видна тёмная хвоя елей, вода чёрного цвета)

(Волнистые линии подчёркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев, зыбкое отражение в воде, а также состояние весеннего воздуха, идущего вибрирующими струйками пара от земли)

речка освободилась от льда и снега, вода ещё чёрная и холодная, жёлтые почва и брёвна ,видны проталины.

(в целом картина художника вызывает какое-то грустное настроение потому ,что уходит зима, есть надежда, что начнётся новая жизнь)

-приближение весны

В них говорится о приближении весны

автор даёт возможность узнать о приближении весны ,прочитать произведение ,послушать и рассмотреть получше.

анализировали произведение, слушали музыку и рассматривали картину.

-просыпается ,возрождается новая жизнь

Всё. Знания пригодятся на уроке окружающего мира, музыки, литературы

Дети выбирают бабочек.

Строить сообщения в устной форме

(познавательные УУД);

Выражать свои мысли с достаточной полнотой

и точностью, учитывать разные мнения

( коммуникативные УУД)

Способность к самооценке на основе критериев

успешности учебной деятельности ( личностные УУД).

Оценивать правильность выполнения действия

на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности (Личностные УУД)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Б. Заходер «История Гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин»

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-7Тема урока: Б. Заходер «История Гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин»Цель урока: проследить, как рождается герой современной авторской сказки; продолжить учить детей ...

Конспект урока по литературному чтению Б. Заходер история гусеницы. (продолжение) Л. Яхнин «Лесные жуки»

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-7Тема: Б. Заходер история гусеницы. (продолжение) Л. Яхнин «Лесные жуки»Тип урока: открытие новых знаний продолжение.Цель урока: формирование представления о сказо...

Конспект урока по литературному чтению Б. Заходер история гусеницы. (окончание)

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-7Тема: Б. Заходер история гусеницы. (окончание)Тип урока: открытие новых знаний продолжение.Цель урока: формирование представления о сказочном герое через изучение...

Конспект урока по литературному чтению Б. Заходер «История Гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: Б. Заходер «История Гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин»Цель урока: проследить, как рождается герой современной авторской сказки; продолжить учить детей ...

Конспект урока по литературному чтению Б. Заходер история гусеницы. (продолжение) Л. Яхнин «Лесные жуки» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема: Б. Заходер история гусеницы. (продолжение) Л. Яхнин «Лесные жуки»Тип урока: открытие новых знаний продолжение.Цель урока: формирование представления о сказо...

Конспект урока литературного чтения «Борис Заходер. История гусеницы (начало)» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление учащихся с содержанием произведения, формирование умения определять тему текста по заголовку. Планируемые результаты:Предметные:Уметь определять тему ...

Технологическая карта урока по литературному чтению «М.Пришвин. Золотой луг» 2 класс, УМК «Начальная школа XXI»

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа рассказа М.Пришвина «Золотой луг»:умения анализировать картины,создаваемы...