Конспект урока по литературе 2класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Комиссарова Клара Владимировна

"Каша из топора". Русская народная сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kasha_iz_topora.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка). «Гуси –лебеди» (русская народная сказка).

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
  3. Развивать мышление, внимание, память.

Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием.

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5.  Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

6.Оформлять свои мысли в устной (на уровне предложения или небольшого  текста).

7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)

11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

Планируемые результаты:

 Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.
  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Книга –верный друг детей,

С ней живется веселей!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

  1.  Проверка домашнего задания.
  1. Игра «Лучший рассказчик»

Учащиеся пересказывают сказку «Лиса и журавль»: девочки –от имени лисы, мальчики –от имени журавля. Определяют лучшего рассказчика.

  1. Речевая разминка.

         Игра «Дождик»

        Дети читают скороговорки хором.

  • «Капает дождик»(тихо)
  • «Дождь усиливается»(громче).
  • «Дождь прекращается»(чтение прекращается).

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

IV . Постановка цели урока.

- Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение.

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 -  Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса, о животных  -в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости, есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.

     

Бытовые сказки появились позже всех..

События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях.

Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.

- Сегодня мы будем работать еще с одной русской народной сказкой. Думаю,что она вам понравится и многому научит.

- Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

1) Узнаем:…

2)Научимся:…

3)Будем учиться

V.Изучение нового материала.

1. Игра «Предвидение»

- Прочитайте заглавие .

- Как вы думаете, о чем может идти речь в сказке с таким названием?

Прочитайте заглавие : с восхищением ; с удивлением; с недовольством; с радостью.

2.Выразительное чтение сказки «Каша из топора» (учителем).

-Понравилась сказка? Чем понравилась?

-Кто является ее главными героями

3.Словарная работа

- К словам левого столбика подберите слова, близкие по значению , из правого столбика.

Глядит                                               солдат

Варево                                               удивляется

Служивый                                        сваренная пища

Дивится                                           смотрит                                                

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – Прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

4.Физминутка для глаз


Мы гимнастику для глаз 
Выполняем каждый раз. 
Вправо, влево, кругом, вниз, 
Повторить ты не ленись. 
Укрепляем мышцы глаза. 
Видеть лучше будем сразу.

5.Чтение сказки учащимися «цепочкой»

6.Анализ содержания сказки с элементами выборочного чтения

- Удивило вас название сказки? Почему?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

-Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)

-Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом?  (соль, крупа, масло)

-Что получилось у солдата сварить из топора?      (каша)

-Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоваль», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?

-Почему он так поступил?

-Добился ли солдат своего? Что ему помогло?  

 7.Физминутка

ПО ДОРОЖКЕ, ПО ДОРОЖКЕ

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

                     

VI. Закрепление знаний.

  1. Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

2.Повторное чтение.

Дети читают по цепочке, по ролям.

3.Работа над текстом. Игра «Внимательный ли ты читатель?»

-Разместите по порядку ,что просил солдат для каши.

Крупу,котел,масло,топор,воду,соль.(Котел,топор,воду,соль,крупу,масло)

Игра «Кто это сказал?»

-Дай-ка котел.(солдат)

-Как так из топора кашу?(старуха)

-Скоро будет готово.(солдат)

VII. Итог  урока . ( Групповая работа-составление синквейна.)

Синквейн

Например:

Медведь

Бурый,большой

Спит, гуляет, питается

Медведь-это большое косолапое животное.

Мишка.

 

- С какой сказкой познакомились на уроке?

-Какой тебе показалась эта сказка?  

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете на чьей стороне сказитель?

- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается?

VIII. Домашнее задание.

1 .Обязательная часть: выразительное чтение.

2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени солдата; 2) Синквейн; .

IX. А сейчас мы с вами соберем ожерелье настроения.

- у вас на столе лежат полоски: белая,фиолетовая,оранжевая.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока"Составляем текст" 2класс.УМК"Начальная школа XXI века"

В представленной работе автор знакомит с работой составления текста о весне с использованием информационно-  коммуникационных технологий, облегчающих написание творческую  работу....

Конспект урока по математике 2класс

Этот конспект поможет в изучении площади прямоугольника и квадрата....

Конспект урока по математике. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел.Знак умножения.

«Умножение как действие, заменяющее сложение равных  чисел. Знак умножения " - это  четвертый урок по теме «Умножение и деление». На предыдущих уроках ребята учились вычленят...

Конспект урока по математике 2класс. Закрепление. УМК "Школа России"

Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса  , обучающихся по  УМК " Школа России". Урок №59 ( Сложение и вычитание в пределах 100). Тема : Закрепление. Решение уравнений, примеро...

план-конспект урока окружающего мира 2класс "Семья" УМК "Планета знаний"

этот материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам...

конспект урока по математике (2класс)

Тема: «Связь между компонентами и результатом действия умножения»  Цели деятельности учителя: раскрытие связи между компонентами и результатом умножения; совершенствование вычисл...

Конспект урока по литературе 2класс

Николай Николаевич Носов "Живая шляпа"....