Конспект урока по литературе 2класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок во 2 классе
Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»
Комиссарова Клара Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ Поселья»
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.
Планируемые результаты:
Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.
Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.
Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе
Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: картинки с изображением шляп для рефлексии, карточки для работы в парах..
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2. Речевая разминка
1). Работа над скороговоркой
- Прочитайте скороговорку полушепотом и медленно; громко и быстро; весело; сердито.
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
2) Работа над чистоговоркой
Са-са-са- бежит по лесу лиса.
Сы-сы-сы –хвост пушистый у лисы.
Ал-ал-ал-зайчик быстро убежал.
Аг-аг-аг-лиса-злейший его враг.
3. Определение темы и задач урока.
Учитель: по какому разделу мы работаем?
Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»
Учитель: сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.
Агния Барто «Веревочка»
Самуил Маршак «Кот и лодыри»
Николай Носов «Живая шляпа»
Учитель: все ли произведения мы читали?
Дети: нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».
Учитель: значит какая тема нашего урока?
Дети: тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Учитель: Поставьте задачи к уроку.
4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.
-Ребята, сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н. Носова.
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. Его сильно влекло искусство, и он поступил в институт Кинематографии в Москве. Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.
« Взрослым ребёнком », в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.
Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».
Учитель:
Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.
5. Словарная работа.
- В тексте встретятся слова, уточним их значение.
-Что такое КОЧЕРГА?
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
-Кто объяснит значение слова КОМОД?
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
Треснуть - ударить.
-А слово ПЛЮХНУТЬ?
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
6. Гимнастика для глаз.
7. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
8. Проверка первичного восприятия.
– Понравился рассказа?
- Что особенно понравилось?
9. Повторное восприятие.
Чтение рассказа детьми.
Анализ содержания.
10. Анализ содержания.
- Как звали кота?
- Где сидел Васька?
- Кого увидел Васька на шляпе?
- Что Васька делал в начале рассказа?
- Как звали мальчиков, героев рассказа?
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
- Что происходило со шляпой?
- Что предложил сделать Вадик?
- Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).
- Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)
- Кого увидели мальчики?
- Каким стало настроение ребят?
- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
11. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Наклоны туловища вправо,влево.)
Больше спать не захотел, (Наклоны туловища вперед,назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх,вправо,влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
12. Выборочное чтение.
а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.
- 1 рисунок – стр.54
- 2 рисунок – стр.57
- 3 рисунок – стр.58
13. Работа с пословицами.
- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
- У страха глаза велики.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- При солнышке тепло, при матушке добро
- Определите идею (главную мысль рассказа).
14. Работа в парах.
- Проверим ваши внимание и память.
- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.
Проверка работы.
Текст: Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу.
- Как написали слово «Васька»? Почему?
15. Итог урока. -
- Как называется рассказ, который мы читали?
- Что его автор?
- Почему шляпа оказалась живой?
- Как бы вы поступили на месте мальчиков?
16. Рефлексия.
-Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Я похвалил бы себя за …
Мне захотелось …
У меня получилось …
-Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к нашему уроку и разукрасить шляпы.
Список использованных источников:
1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2015.
2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2020.
3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2020.
4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока"Составляем текст" 2класс.УМК"Начальная школа XXI века"
В представленной работе автор знакомит с работой составления текста о весне с использованием информационно- коммуникационных технологий, облегчающих написание творческую работу....
Конспект урока по математике 2класс
Этот конспект поможет в изучении площади прямоугольника и квадрата....
Конспект урока по математике. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел.Знак умножения.
«Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения " - это четвертый урок по теме «Умножение и деление». На предыдущих уроках ребята учились вычленят...
Конспект урока по математике 2класс. Закрепление. УМК "Школа России"
Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса , обучающихся по УМК " Школа России". Урок №59 ( Сложение и вычитание в пределах 100). Тема : Закрепление. Решение уравнений, примеро...
план-конспект урока окружающего мира 2класс "Семья" УМК "Планета знаний"
этот материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам...
конспект урока по математике (2класс)
Тема: «Связь между компонентами и результатом действия умножения» Цели деятельности учителя: раскрытие связи между компонентами и результатом умножения; совершенствование вычисл...
Конспект урока по литературе 2класс
quot;Каша из топора". Русская народная сказка....