3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к матери; учить объяснять смысл названия рассказа.
Планируемые результаты:
-предметные: объяснять смысл названия рассказа; понимать смысл поступков героя произведения.
-личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; понимать ценность человеческих отношений, осознавать любовь к матери.
Тип урока: изучение нового материала;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.yu_._dragunskiy_-on_zhivoy_i_svetitsya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к матери; учить объяснять смысл названия рассказа.
Планируемые результаты:
-предметные: объяснять смысл названия рассказа; понимать смысл поступков героя произведения.
-личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; понимать ценность человеческих отношений, осознавать любовь к матери.
Тип урока: изучение нового материала;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, вопросы.
Этап урока, методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | Приготовьтесь к уроку,садитесь. Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Словесный: Слово учителя. Практический: Артикуляционное упражнение | 9 мин. | 1) Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое"). – О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.) – Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”). - Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев). -Кто может вспомнить о чём это произведение? ( О ребятах которые нашли гнездо ). 2) Ребята сейчас на слайде вы увидите буквы, из этих букв нужно составить фамилию писателя, с которым мы сегодня познакомимся. -Кто догадается, поднимет руку и скажет мне на ушко. Учитель проходит по ученикам, выслушивая их варианты. -Прочитаем хором, что получилось. Дети читают «Драгунский» -Молодцы! Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского. На слайде открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг. -Но прежде давайте послушаем не большой рассказ. Один человек, увидев светлячка, погнался за ним в надежде обладать ярким его светом. Однако чем быстрее он бежал, тем дальше становился от него светлячок. Наконец он поймал его, но светлячок погас. А человек оказался во тьме, которая ,словно тяжелое бремя, раздавила и сокрушила его. И он , словно слепой, лежал на черной земле и не знал куда податься. Другой человек, имея яркого светлячка , хотел понять причину его света. И для этого он произвел множество разысканий и исследований. А про светлячка забыл. Когда он стал искать его на том месте, где он его уже много лет назад оставил, светлячка не было. Светлячок ушел, оставив человека , а человек остался без света навсегда. Был еще один , у которого ничего не было . Даже ума. И все смеялись над ним . И указывали пальцами. И он , зная о своем абсолютном незнании, был сокрушен и раздавлен . И когда ему было особенно страшно и грустно и мрачно , маленький светлячок тихо и незримо осиял его сердце невыразимым сиянием. И ему вдруг стало весело и безмятежно. Наслаждаясь невидимым присутствием светлячка , он сам уже светился радостным и добрым светом, и , разливаясь вокруг , раздаривал себя налево и направо, совершенно безвозмездно , ликующе, без всякого основания. - Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить? ( светлячке ). - Правильно, ребята, тема нашего урока: «Он живой и светится» . | Слушать учителя; отвечать на вопросы; Вопросы; Смотрят на доску; выполнять задание учителя; Слушать учителя; Определять цели и пути их достижения. Отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Практический: Комбинированное чтение; Практический: Беседа по тексту; | 12 мин. | - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр.102 Начинаем читать. (Чтение рассказа хорошо читающими учениками) -Можно ли назвать Дениску и Мишку друзьями? (да). -Возможны ли между ними дружеские отношения? ( да или нет). -Каким был святлечек? -Как светлячок оказался у Дениски? -Чем этот светлячок понравился Дениске? -Как Дениска объяснил маме, что светлячок лучше, чем самосвал? -Как Мишка уговаривал друга, чтоб он отдал самосвал? | Отвечать на вопросы. Читать бегло, правильно и выразительно . Анализировать рассказ. | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка | 1-2 мин. | Выполняйте за мной движения. | Повторять упражнения | Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач Словесный: Ответы на вопросы Практический: Комбинированное чтение Словесный: Ответы на вопросы Практический: Работа над характеристикой героя | 12 мин. | -Ребята кому из вас встретились не знакомые слова в тексте? -Ребята давайте разделим текст на части. Сейчас поработаем в группах. Делимся 1-ый ряд, 2-ой ряд, 3-ий ряд. 1-ый ряд слушает своё задание. У вас на столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать отвечающего. -Как чувствовал себя Дениска? Как относился к опозданию мамы? -Какое чувство испытывали, когда читали эту часть? Что узнали о Дениске? -Как можно озаглавить эту часть? Что в ней главное? 2-ой ряд слушает своё задание. На столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать 2-ух отвечающих. -О чём рассказывается в этой части? -Почему Дениска не хотел меняться? Он жадный? -Найти описание душевного состояние Дениски. -Какой характер у Мишки? -Озаглавьте эту часть. 3-ий ряд слушает своё задание. На столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать отвечающих. -Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? -Равноценен ли обмен? -Найти описание чувств Дениски, когда он получил подарок. -Почему автор рассказывает историю от имени героя? -Озаглавьте эту часть. Ребята у нас с вами осталась ещё одна часть, давайте вместе ответим на вопросы. Смотрим на слайд и читаем вопросы. -Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? -Считала ли мама этот обмен равноценным? Найдите в тексте. -Как теперь можно объяснить смысл заглавия рассказала? Давайте запишем план рассказа в тетрадь. Итак, все молодцы все справились с заданием. Можно поставить 5. – А зачем Виктор Юзефович сочинил этот рассказ? (Показать на примере этого героя – что живой предмет гораздо важней не живого.) | Отвечать на вопросы. Делить текст на части; доказывать свою точку зрения. Работать в группах; Отвечать на вопросы и анализировать свой ответ. Анализировать рассказ. Работа в группах; | П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | - Что вам особенно понравилось в рассказе? - За что вы сегодня можете себя похвалить? -Возможна ли дружба между такими ребятами? -Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу! | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание,осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"
УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.В. Бианки "Мышонок Пик"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу.Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навы...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"
Класс: 3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "И.С. Соколов-Микитов "Лстопадничек"
Класс: 3 Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ; развивать навыки выразительного чтения, учить выд...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "М.М.Пришвин "Моя Родина"
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.Планируемые р...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...
Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..."
Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..." 3 класс...