3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "И.С. Соколов-Микитов "Лстопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ситдикова Айсылу Раефовна

Класс: 3 

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цели урока: познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ;

развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.

Планируемые результаты:

-предметные: познакомятся с произведением; учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся находить ответы на вопросы в тексте;

-личностные:

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.s._sokolov-mikitov-_listopadnichek.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс:  3 «е»

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цели урока: познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.

Планируемые результаты:

-предметные: познакомятся с произведением; учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся находить ответы на вопросы  в тексте;

-личностные: 

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

Сл.: ответы на вопросы

Практический:

Артикуляционное упражнение

9 мин.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя. Но сначала мы свами послушаем стихотворение. Вы мысленно нарисуйте картинку. (Стихотворение «Осень»).

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья

- Какая картина предстала перед вами во время прослушивания стихотворения?

(О каком времени года говорится в стихотворении?)

- Назовите признаки осени.

- Какие животные и как готовятся к зиме?

Речевая разминка (на слайде):

        Бобры добры идут в боры;

        Бобры для бобрят добры.

-  Прочитайте медленно.

-  Подготовьтесь читать скороговорку:

• с вопросительной интонацией;

• с восклицательной интонацией;

• с ускорением;

• быстро.

 - Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите

- Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Сл.: монолог

Сл: ответы на вопросы

Работа с книгой: прогнозирование текста

Сл.: диалог

Практический:

Комбинированное чтение;

12 мин.

- Найдите в учебнике имя писателя. Как полностью звучит его имя?

Слово об авторе:

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

-  Ребята, посмотрите на экран, прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, о ком или о чём  будет произведение с таким названием?    (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

           Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

- Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение. Я начну читать, а вы продолжите.

Слушать монолог учителя об авторе

Открыть учебники

Отвечать на вопросы

Читать произведение

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

- Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Сл.: Беседа по тексту; учебный диалог

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

Пр.: чтение по ролям; поиск части

12 мин.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру это произведение относится? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся Листопадничек?

- Расскажите, как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

- С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

- Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста.

Отвечать на вопросы

Доказывать свою точку зрения

Называть героев произведения

Анализировать поступок героя

Читать по ролям

Подбирать к иллюстрация слова из текста

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Информация о домашнем задании

1 мин

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

Записывать домашнее задание

Р: самоконтроль

Итог урока

Сл.: ответы на вопросы

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

- Какую мысль хотел донести этим произведением до нас Соколов-Микитов?

-Чему вас научило это произведение?

(-Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом)

Закончите предложения:

Я узнал….

Мне было интересно…

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"

УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.В. Бианки "Мышонок Пик"

Предмет: Литературное чтениеКласс:  3Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу.Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навы...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "М.М.Пришвин "Моя Родина"

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.Планируемые р...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "Б.Житков "Про обезьянку". Работа с текстом

Тема урока: Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова; - учить видеть и понимать поступки героев;- развивать умения работать с те...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "Б.Житков "Про обезьянку". Составление плана

Тема урока: Б.С. Житков «Про обезьянку»Цели:- продолжать знакомство учащихся с творчеством Б. С. Житкова и его произведением «Про обезьянку»- учить детей гуманному отношению к животным;Планируемые рез...