Конспект урока "Детям о войне"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Познакомить детей с героями войны , которые совершили подвиги ради других людей. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_detyam_o_voyne_.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 1 классе по теме

«Детям о войне»

Учебный предмет: литературное чтение

Цель: -Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа. Расширить представления обучающихся о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны и показать значение мужества, единства и стойкости русского народа в победе над фашизмом.

Задачи:

Обучающие: формирование умения анализировать прочитанное; правильно читать и понимать исторические события; находить аналогии с реальными историческими событиями; характеризовать героев; высказывать своё суждение о прочитанном.

Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; основ читательской самостоятельности; речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.

Воспитательные: воспитание патриотизма, чувства любви и гордости за свою армию, гордости за подвиг нашего народа; желание, став взрослым, встать на защиту своей страны; сопереживания, бережного отношения к памятникам.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию их иллюстраций, текста;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение ориентироваться в содержании произведения;

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение работать в паре, группе.

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение прогнозировать предстоящую работу;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

- уважение к народу, к Родине;

- умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- формирование мотивации к обучению:

- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: звуковой ряд; аудиозапись голоса Левитана о начале войны, аудиозапись: звуки природы, звуки войны: взрыв бомб и снарядов, рев самолетов,  фонограммы военных песен «Землянка» (минус), « Ты помни», мультфильм  «Солдатская сказка».

-Для детей - выставка книг на военную тему.

Форма работы: фронтальная работа.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Ребята, давайте встанем, поприветствуем наших гостей.

Тихо садитесь.

II. Сообщение темы урока

Сейчас  для вас ребята загадают загадки, а вы должны с помощью отгадок узнать тему нашего сегодняшнего урока.

1 Ученик.

Из ограды ствол торчит,        

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это …

(Пулемет)

2 Ученик.

Нрав у злодейки буйный, злой,

А прозывается ручной.                    

Но совсем не виновата

В этом грозная …

(Граната)

3 Ученик 

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.                    

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост.

(Солдат)


-Подсказки закончились, мы все загадки отгадали,  на обратной стороне слова, которые укажут на тему урока. (Детям о войне)

- Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Догадайтесь, чему он будет посвящен?

- Ответы детей.

  • - Всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. 75 лет прошло с тех пор, как она закончилась. Но каждый год снова и снова в преддверии 9мая мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвятим сегодняшнюю беседу.

III. Основная часть урока

1. -  Ребята, война это самое страшное на земле, потому что погибают люди, разрушаются города и в мире столько боли и тревоги за своих близких и родных. Итак, ребята представьте себе мирное летнее утро 22 июня 

(Включить аудиозапись звуки природы)

пение птиц, роса на траве, едва слышный шелест листьев, когда все люди еще спят, и вдруг

(Включить аудиозапись звуки войны)

рев самолетов, взрывы снарядов, воздушная тревога, - вот так вероломно немецкие фашисты начали войну против нас. Они хотели завоевать весь мир. А самым главным руководителем у них был Адольф Гитлер – это жестокий человек, который обманул свой народ и хотел сделать всех людей рабами немецких фашистов 22 июня 1941 года они перешли границу СССР. На улицах стояли специальные громкоговорители, и 22 июня около них собралось много людей.

 (Включить аудиозапись речь Левитана)

2. Работа с отрывками писем

-В тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

-А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов.

-На партах перед вами лежат бумажные треугольники. Это обыкновенный лист бумаги, сложенный особым образом - треугольником. Именно такие письма приходили с фронта. На таких письмах не было марок, только адрес – номер полевой почты. Письма, прошедшие сотни километров военных дорог... Письма, которые иногда ждали всю жизнь…

-А теперь давайте развернем треугольники и прочтем эти письма.

(Тихо звучит музыка «Землянка»)

...Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит, и настроение немного тоскливое. Вы знаете, ведь мы бодримся и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда весна…

Привет с фронта! Здравствуйте, Нина!

Сегодня такая радость - получил Ваше письмо!.. К сожалению, в этот же день, вечером, произошло несчастье - убило моего связного Васю Колбина… Он был очень хороший парень, и мы здорово сдружились за это время..--

-

 Я Вам признаюсь - ночью, оставшись в землянке один, я плакал, как маленький. Представляете - я, мужчина, командир взвода, и плакал! Утром писал письмо его родным. Если бы Вы знали, как это тяжело. Очень трудно привыкать к смертям. Но что делать? Война есть война.

… Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечисть, и если бы у меня была вторая жизнь, я бы отдал и ее… Я счастлив, что был бойцом в этой великой битве. Прощайте, не забывайте меня!

- О чем писали солдаты?

- С какой просьбой обращается к нам незнакомый солдат?

-Что еще помогало солдатам?

(память о доме, письма родных)

 

Оценка детьми чтения писем.

- Давайте оценим чтение ребят (4 ученика читали письма),если вам понравилось чтение ребят поднимите большую звезду, если нет, то маленькую звезду.

Физкультминутка для глаз, «Звезда»

На доске нарисована звезда (указано направление стрелок), дети должны глазами нарисовать звезду .

IV. Знакомство с книжками о войне.

- Среди многих книг есть книги и для Вас, ребята, многие авторы писали рассказы о войне для детей.

- Давайте послушаем, какие книги вы прочитали дома(дети выходят с книжками после сообщения ставят их на выставку)

Дети выходят и рассказывают

 1 Ученик выходит рассказывает рассказ С.П. Алексеева, «Бабушка»

Я прочитал рассказ «Бабушка». В этом произведении рассказывается  о том, что …

Ребята давайте поставим оценку ученику, за его выступление.

-Если вам понравилось его выступление поднимите большую звезду, если нет, то маленькую звезду.

2 Ученик выходит рассказывает рассказ С.П. Алексеева, «Учитель»

Я прочитал рассказ «Учитель». В этом произведении рассказывается  о том, что …

Ребята давайте поставим оценку ученику, за его выступление.

-Если вам понравилось его выступление поднимите большую звезду, если нет, то маленькую звезду.

3 Ученик рассказывает «Балладу о солдате» Николай Доризо

В этом произведении….

Ребята давайте поставим оценку ученику, за его выступление.

-Если вам понравилось его выступление поднимите большую звезду, если нет, то маленькую звезду.

Чтение стихотворения С.Маршака

Разговор с внуком (по ролям)

Позвал я внука со двора к открытому окну:
- Во что идет у вас игра?
- В подводную войну!
- В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав ответ. Потом пришел опять
И тихо спрашивает: Дед, а как же в мир играть?
Ловя известья, что с утра передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!

- Давайте оценим чтение ребят.

Девочки для нас приготовили  стихотворения .

1 Ученица читает стихотворение Юлии Друниной «Качается рожь несжатая»

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы-девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

2 Ученица читает стихотворение Юлии Друниной «Я столько раз видала рукопашный»

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

3 Ученица читает отрывок из стихотворения Степана Кадашникова «Ветер Войны»


Как было много тех героев, 
Чьи неизвестны имена. 
Навеки их взяла с собою, 
В свой край, неведомый, война. 

Они сражались беззаветно, 
Патрон последний берегли, 
Их имена приносит ветром, 
Печальным ветром той войны.

Мы помним, помним это горе. 
Осталась в памяти война, 
И Русское, родное, поле 
Приносит ветром имена. 

Давайте оценим,  выступление девочек .

- Если вам понравилось выступление 1 ученицы , если понравилось ее выступление то громко похлопайте, если нет, то тихо.

- Если вам понравилось выступление 2 ученицы , если понравилось ее выступление то громко похлопайте, если нет, то тихо.

- Если вам понравилось выступление 3 ученицы , если понравилось ее выступление то громко похлопайте, если нет, то тихо.

- Какой вывод можно сделать из прочитанных рассказов и стихотворений?

- Ответы детей.

Динамическая физкультминутка «Мы военные»


Мы станем все военными, Шагают на месте. 
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через 
Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить. Движения повторяются. 
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». 
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.          

Просмотр мультфильма «Солдатская сказка»

-О чем была «Солдатская сказка»?

-Что вам понравилось в этой сказке?

-Ребята, как  вы думаете, что помогло солдату выжить на войне?

(вера в победу)

- Все поднялись на защиту родины мужчины, и женщины и даже дети.

Среди них были и танкисты, и пехота, и летчики, и партизаны. Летчики

поднимались в небо на самолетах-истребителях и сбивали вражеские самолеты.  Много людей погибло.

- Как вы думаете, почему эта называется Великая? Отечественная война?

 

Отвечает 1 ученица

Слово: «великий » означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную территорию нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года.

Отвечает 2 ученица

Отечественной войной она называется потому, что эта война справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная Отчизна

- Да, ребята, Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор.  

-Долго мы шли к победе.

Кто скажет, сколько длилась война?

Ответы детей.

-Но мы сумели победить фашистов. Война  закончилась.

 Наша страна победила.

Победу праздновала вся страна.

- Кто помнит: когда?

Ответы детей: 9 мая 1945 года

Теперь каждый год, 9 мая, в День Победы проходит торжественный парад.

День Победы. Это «радость со слезами на глазах» — так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом

-Как вы понимаете это слово победа?

- Отвечает ученик

Победа — успех в сражении, соревновании, закончившийся поражением соперника»

- Чем интересна дата 9мая?

 - Отвечает ученик

Сейчас ребята прочитают стихотворение А.Усачева «День Победы»

Андрей Усачев «Что такое День Победы?»

1 ученик: Что такое День Победы?
               
Это утренний парад:                            
               
Едут танки и ракеты,
               
Марширует строй солдат.

2 ученик: Что такое День Победы?
               
Это праздничный салют 
               
Фейерверк взлетает в небо,
               
Рассыпаясь там и тут.

3 ученик: Что такое День Победы?
                 
Это песни за столом,                      
                 
Это речи и беседы,
                 
Это дедушкин альбом.

4 ученик: Это фрукты и конфеты,
                 
Это запахи весны…                      
               
Что такое День Победы –
               
Это значит – нет войны.

Давайте оценим чтение ребят.

- Если вам понравилось чтение ребят, то громко похлопайте, если нет, то тихо.

- Благодаря всем тем, кто принимал участие в борьбе с немецкими захватчиками, 9мая 1945 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России – Великая Отечественная война.

- Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.
- А еще 9 мая поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за восемьдесят. Ваши прадедушки и прабабушки, которые воевали на этой войне, называются ветеранами.

-Дети выходят с платочками под музыку, «Ты помни» и рассказывают о своих прабабушках и прадедушках. Сначала выходят дети у кого красные платки, потом белые, и голубые.

- Заранее приготовленные «Солдатские платки», размером 50*50, цвет полотна должен соответствовать.

- Красный, если родственник – ветеран погиб на войне.

- Белый, если родственник – ветеран умер в мирное время.

-Голубой, если родственник - труженик тыла, ребенок войны.

Полотно подписано крупным шрифтом, ФИО родственника, воинское звание, годы жизни, место захоронения.

1 Ученик рассказывает про свою прабабушку, она у него жива, ей было всего 8 лет когда была война. Она ребенок войны.

-Знаете ли вы, что является символом великой Победы, символом доблести и отваги?

- Символом уважения к подвигу ветеранов является  георгиевская ленточка особой расцветки – чёрный цвет - это дым, а оранжевый - это огонь. Их прикалывают к груди.

- Ребята, давайте закончим наш урок замечательными строками из стихотворения Л. Некрасовой. (Читают все вместе.)

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
И травы будут зеленей!
 

-Мир - это Земля, мир - это люди, мир - это дети.
Мир - это спокойная и радостная жизнь. 
Нет войны, нет горя и слез.

Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить.

 - Я желаю всем, чтобы никогда в нашем мире не было войны, чтобы всегда над  нашей головой было мирное голубое небо, чтобы все народы жили в мире и согласии.

V. Заключительная часть урока.

Подведение итога. Рефлексия.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

-С какими книгами, мы с вами познакомились?

- Какой праздник скоро будет? (23 февраля день защитника отечества).

-А какой  праздник отмечает вся страна в мае?  

-Продолжите предложения:

- Я понял…

-Я узнал…

-Мне было интересно…

- Я горжусь…

 (ответы детей)

 

Рефлексия: Оцените свои достижения на уроке.

Если вам понравился урок, то поднимите Большую звезду

Если   урок был интересен, но вам кажется, что вас мало спрашивали, то поднимите среднюю звездочку.

Если  вам было скучно, не интересно поднимите маленькую звездочку

Учитель: Все молодцы! Спасибо за урок!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

Конспект урока "Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Конспект урока о войне

Данный урок разработан для учащихся начальных классов, в соответствии с темой. Учитывались возрастные особенности учащихся. На уроке использовалось ИКТ как сопровождение изучаемого материала. Традицио...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...