Конспект урока о войне
план-конспект урока по чтению на тему

Горт Елена Александровна

Данный урок разработан для учащихся начальных классов, в соответствии с темой. Учитывались возрастные особенности учащихся. На уроке использовалось ИКТ как сопровождение изучаемого материала. Традиционно проводится накануне Дня Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_o_voyne.rar2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Подвиги юных пионеров- героев в годы Вов. Отечественной войны.

Формирование УУД на уроке:

Личностные:   проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, проявлять интерес к истории своей Родины, воспитывать гордость за военное прошлое своих сверстников

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Регулятивные : определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Познавательные: воспринимать художественное произведение,  уметь работать по иллюстрации.

Оборудование: выставка книг о войне,  открытки – пазлы о войне  для работы в группах,
аудиозапись голоса Левитана о начале войны, аудиозаписи:  песни «Священная война»,  «День Победы». муз. Д. Тухманова. Сл. Вл. Харитонова, Минута молчания- манометр (аудиозапись), видеофрагмент о пионерах –героях, слайдовая презентация.

Активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы.

ХОД УРОКА

Дорогие ребята, этот урок я посвящаю самому главному событию нашей страны. ЧТО БУДЕТ ОТМЕЧАТЬ НАША СТРАНА В МАЕ? Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова ЩЕЛЧОК как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? (Высказывают своё мнение учащиеся)

 Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война. ЩЕЛЧОК

Нашему народу выпало тяжкое испытание. ЩЕЛЧОК ( до слайда «Голод и холод»).  23 июня в 4 часа утра на нашу страну напали немецкие захватчики.

В КАЖДОЙ СЕМЬЕ ЕСТЬ СВИДЕТЕЛИ ЭТОЙ УЖАСНОЙ И ТЯЖЕЛОЙ ВОЙНЫ. Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа.

 МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ, С БЛАГОДАРНОСТЬЮ СЛУШАТЬ ИХ РАССКАЗЫ, ЗАПИСЫВАТЬ ИХ, ЧТОБЫ ПОМНИТЬ ВЕЧНО….

Сколько много книг написано о Вов, песен сочинено, фильмов показано…

Сегодня мы познакомимся с  некоторыми детскими  книгами  о войне, узнаем о подвигах пионеров-героев,  вспомним песни, которые привели наш народ к Победе.

III. Мотивационное начало.

 Ульяна К

Про войну немало песен спето

Только вы не ставьте мне в вину,

Что опять, опять про это

Про давно минувшую войну  

 Скажите, ребята, о какой войне вспоминает поэт? ( О Великой Отечественной войне). Да! Многие года отделяют нас от суровых и грозных дней войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.

А) Подготовительная беседа.

Мы услышали строки стихотворения: «Про войну немало песен спето (В. Лифшица)

А Какие песни о войне вы знаете? ( Дать послушать некоторые из песен (отрывки)

 С первых дней войны появились десятки новых песен. Большинство, из которых, сразу же «ушли на фронт». Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в партизанские отряды и даже в тыл врага. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, А ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПЕСНИ НА ВОЙНЕ? (ответы детей)

Но есть песни, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Послушайте одну из них.

Б) Прослушивание песни. ЩЕЛЧОК

Звучит песня «Священная война» сл. В. Лебедева- Кумача, муз. А. Александрова

Как называется эта песня?

Какие чувства она у вас вызвала?

Написана была эта песня через два дня после начала войны.. С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она заставляет нас вспомнить грозные, озаренные пламенем дни войны, она напоминает нам о мужестве советских людей. ЭТА ПЕСНЯ ЗВАЛА НА БОЙ С ФАШИЗМОМ, СПЛАЧИВАЛА НАРОД В ТРУДНОЕ ВРЕМЯ

V. Внеклассное чтение.

А) Постановка проблемного вопроса, его решение.

Ребята мы спокойно каждый день ходим в школу. Занимаемся разными интересными делами, играем с друзьями, веселимся, иногда грустим. Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, кто боролся за жизнь и не смог выжить?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос?

Часто ли мы вспоминаем о тех, кто воевал и не вернулся?

А что же мы должны делать, чтобы помнить о тех, кто воевал?

(Чтить память, читать книги о войне, чтобы лучше знать тех, кто сражался.)

Правильно, чтобы помнить – надо читать, тем самым мы будем знать, уважать и события и тех, кто воевал.

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. ЩЕЛЧОК

На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, ВАШИХ  ровесников. Они порой делали то, что не под силу было взрослым воинам.

Чем могли помочь обычные дети во время войны?(ответы детей)

Дети быстро взрослели во время войны. Они наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Дети работали на заводах и фабриках, вставали за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Они знали, что своей работой помогают отцам на фронте. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Запалы к гранатам, дымовые шашки, сигнальные ракеты изготавливали на заводах. Школьницы вязали теплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты – красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак для курева. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях. Помогали школьники почтальонам.

Но среди детей были и те, кто плечом к плечу с взрослыми воевали на фронтах и в партизанских отрядах.. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

 Наши ребята подготовили небольшие сообщения о подвигах   некоторых юных героев.

 ( Алина Л, Алина О- Леня Голиков;

 Артур, Никита – Марат Казей;

 Соня, Лера – Валя Котик;

Арина Г, Оля П – Зина Портнова,

Валера, Егор – Боря Цариков.

ЩЕЛЧОК  показать  других героев

Просмотр видеофрагмента о пионерах-героях

http://www.youtube.com/watch?v=mFEHMg1LTBc

О ДЕТЯХ-ГЕРОЯХ СЛОЖИЛИ ПЕСНИ, СТИХИ, СОЗДАЛИ ФИЛЬМЫ, А МЫ СЕГОДНЯ ПОГОВОРИМ О КНИГАХ.

VI Рассматривание детских книг.

 Посмотрите и скажите, на какую тему эти книги? (Эти книги о войне.)

VIII. Проверка домашнего задания.

 Какое домашнее задание вам надо  было подготовить?

(Прочитать книги о войне , рассказать интересный эпизод)

Назовите, какие книги о войне вы читали и кто их автор? (рассказы  детей )

VII Физминутка

Как        солдаты        на        параде,
Мы        шагаем        ряд        за        рядом,
Левой-раз,        левой-раз,
Посмотрите        все        на        нас.
Мы        ногами        топ-топ,
Мы        руками        хлоп-хлоп!
Мы        глазами        миг-миг,
Мы        плечами         чик-чик.
Снова        выстроились        в        ряд, 
Словно        вышли        на        парад.
Раз-два,        раз-два,
Заниматься нам пора!
   

Ребята, а задумывались ли вы откуда у героев этих книг храбрость, позволившая им совершить подвиг?

(Они выполняли свой долг – защищали Родину, кроме того, ненавидели врага, были смелыми и отважными.)

Эти дети и многие-многие другие любили свою Родину, были настоящими героями-патриотами. И сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины.

ЩЕЛЧОК

Война, война...кому – то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин...
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.

ЩЕЛЧОК

Минута молчанья...
Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.

ЩЕЛЧОК ( Вечный огонь) (минута молчания, манометр)

Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, НО ПОДВИГ НАШЕГО НАРОДА  навеки остается в сердцах, и передается из поколения поколению знание о его величии

День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. В ЭТОМ ГОДУ ОТМЕЧАЕТСЯ 70-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле. 

Что вы знаете о празднике День Победы?

Как вы думаете, есть ли песни о конце войны, о Дне Победы? ( День Победы)

Она родилась через три десятилетия после войны и сразу стала близкой и необходимой.

Давайте послушаем эту песню и подпоем все вместе.

ЩЕЛЧОК (Ветераны)

Вопросы после прослушивания.   От имени кого звучат слова песни? (Солдат, тружеников тыла, командиров, всего нашего народа)

Почему «это праздник со слезами на глазах»?

Ребята, давайте продолжим наш урок замечательными строками из стихотворения Л. Некрасовой (читают все вместе со слайда)

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо.

И травы будут зеленей!

Время никогда не изгладит из памяти ПОДВИГ народа В Великую Отечественную войну. И если у вас возникло желание прочитать хотя бы одну книгу об этом, то тем самым вы почтите память всем погибшим и защищавшим наше Отечество в этой войне.

А сейчас мы с вами поработаем в группах.( Группы формируются по цвету жетона)

( Учащиеся собирают разрезную  открытку из пазлов «С ДНЕМ ПОБЕДЫ» и склеивают. Каждая группа пишет своё пожелание народу. Заранее обговариваем,  что можно желать.

Одни собирают, другие продумывают пожелание. Затем каждая группа показывает  и зачитает пожелание.

В конце урока я хочу поблагодарить вас за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Великая Отечественная война"

Тема урока: «Великая Отечественная война».На изучение данной темы отводится 5 часов. В системе уроков это третий урок. На прошедших уроках ребята знакомились с событиями и фактами России 20 века, а им...

Конспект урока "Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир  4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Конспект урока "Великая война.Великая Победа"

Тема урока: Великая война и Великая Победа.Тип урока: ознакомление с новым материалом.Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальны...