Урок литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс)
Методическая разработка к уроку литературного чтения "Случай с Евсейкой" Максим Горький.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluchay_s_evseykoy.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения.
Максим Горький «Случай с Евсейкой»
1. Организационный момент
– Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взял и стою в коридоре
И очень волнуюсь, на берег звоня,
(Р. Сеф)
2. Вводная беседа
– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком.
– Какое произведение вы читали дома? (Слайд 1, см. Приложение 1)
– Какого жанра это произведение?
– Кто написал этот рассказ? (Слайд 2)
М.Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках. Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М.Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.
М.Горький – литературное имя писателя.
– Как называется литературное имя? (Псевдоним.)
Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые вы будете читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась преписка. В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.
– Вот что он писал детям (слайд 3)
“Я хотя и не молод, но не скучный парень...”
– А вы, прочитав его рассказ “Случай с Евсейкой”, согласны с этим?
3. Работа над текстом
– С чего начинается произведение? (Слайд 4 из приложения.)
– Прочитаем начало сказки. Что окружало его на морском дне? (Чтение до слов “Дом – не тележка у дядющки Якова”.)
– Теперь постараемся посмотреть на морских обитателей глазами Евсейки. Каких морских животных повстречал мальчик? Как их описывает Горький?
(Слайды с 5 по 20.)
– Что произошло дальше? (чтение с объяснением непонятных слов и рассматриванием морских животных, с которыми знакомится Евсей, по ходу чтения)
4. Итог урока
– Что понравилось в этом произведении? Что вызвало вашу улыбку? Как Горький описывает морское дно? Какой приём он для этого использует?
5. Домашнее задание
Подготовить описание морских обитателей, чтение по ролям.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 33. М. Горький «Случай с Евсейкой»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Прогнозирование содержания раздела по заголовку;
Чтение и анализ произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.
Глоссарий по теме
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.
Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.
Диалог — разговор двух героев.
Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.
Ключевые слова
Рассказ, герой рассказа, вымысел, художественный приём сравнение, творческий пересказ, план для краткого и подробного пересказа, чтение по ролям.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 4-11
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 52-54
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
На уроке мы узнаем, как построен рассказ М. Горького
Научимся выделять основные события в рассказе;
Сможем сочинить продолжение рассказа
Основноесодержаниеурока
Раздел называется «Были и небылицы». Какие же произведения могут быть в разделе с таким заголовком? Небылица — это веселое произведение устного народного творчества. Во 2 классе мы читали такую небылицу:
Ой, люля, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелёненьких серьгах.
Чёрный ворон на дубу
Там играет во трубу.
Труба точёная,
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряники покушать.
Еще небылицей называют вымысел, то, что невозможно в жизни. А быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле.
Мы прочитаем произведения, в которых авторы мастерски сочетают вымысел и события, которые могли происходить на самом деле. А читая произведения, постараемся понять, для чего авторы включают в рассказы невероятные события.
Познакомимся с историей создания произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.
Максим Горький известный русский писатель. Жил он в конце 19 - начале 20 веков. Максим Горький — это литературный псевдоним.
Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее.
Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.
На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.
Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».
Вот как это произошло.
15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».
Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.
Чтение и анализ произведения:
Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.
Читая произведение, отвечаем на вопросы:
- Какой случай произошел с главным героем - Евсейкой?
- Что увидел мальчик на морском дне?
- С чем сравниваются морские обитатели? Какие слова подбирает автор, чтобы передать, как выглядит и передвигается каждое животное?
- Евсейка удивился тому, что рыба говорит и он ее понимает. А чему во внешности мальчика удивились рыбы?
- Сложно найти общий язык собеседникам, так непохожим друг на друга. Нужно быть очень терпеливым и находчивым, чтобы продолжать разговор. Есть ли эти качества у Евсейки?
- Евсейка оказался действительно терпеливым и вежливым. Старается найти подходящую тему для разговора и не обидеть болтливую рыбу. Но стерпит ли он насмешки?
- Как же будет Евсейка выпутываться из этой неприятной истории?
Проанализируем прочитанное произведение. Что же мы прочитали: рассказ или сказку?
Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.
В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.
Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.
Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:
- завязка (Евсейка попадает в воду)
- основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)
- самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)
- развязка (Евсейка возвращается на берег).
Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.
В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа:
А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать…
Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
Евсейка заснул, а всё, что с ним происходило, - только приснилось ему.
Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» - это рассказ.
Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.
Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? Прием, с помощью которого писатель добивается выразительности при описании, называется сравнение.
Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.
Разбортиповоготренировочногозадания
1. Впиши пропущенные слова:
— Откуда это вы взяли, что все рыбы — ___________?
— Папа сказал.
— Что такое — папа?
— Так себе… Вроде _________, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
— А он рыбу ест?
Тут ___________испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал _____________:
— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
Ответ
Пропущены слова: немые, меня, Евсейка, неправду.
2. Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распредели события рассказа:
Вымышленные события | События, которые могли произойти |
Рыбёшка смеётся, разговаривает
Рыба приятно улыбается
Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут
Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.
Евсейка хотел стать авиатором
Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
Евсейке все приснилось
Ответ
Вымышленные события | События, которые могли произойти |
Рыбёшка смеётся, разговаривает Рыба приятно улыбается Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всюмочь Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут | Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна. Евсейка хотел стать авиатором Евсей хотел беззаботно посвистеть, но —оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точнопробка. Евсейке все приснилось |
Разбортиповогоконтрольногозадания
Соедини название морского обитателя и сравнение, с помощью которого его описывает автор:
1 вариант
Животное | Сравнение |
Голотурия | мокрый носовой платок |
Сепия | стеклянные шарики |
Сифонофоры | плохо нарисованный поросёнок |
2 вариант
Животное | Сравнение |
Актинии | Крупные вишни |
Креветки | Бабочки ввоздухе |
Рыбёшки | Мухи |
Ответ:
1 вариант
Животное | Сравнение |
голотурия | плохо нарисованный поросёнок |
сепия | мокрый носовой платок |
сифонофоры | стеклянные шарики |
2 вариант
Животное | Сравнение |
Актинии | крупные вишни |
Креветки | мухи |
Рыбёшки | бабочки ввоздухе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....