Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
«Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literturnogo_chtenie_3_klass.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (литературное чтение)
Программа, автор (ы) | «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г | |||||
Класс | 3 | |||||
Раздел (содержательная линия) | Великие русские писатели. | |||||
Тема урока | Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжета. | |||||
Цели урока | Познакомить детей с произведением А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», сравнить данную сказку с русской-народной. | |||||
Основное содержание урока | Знакомство со сказкой, актуализация знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина, анализ текста. | |||||
Термины и понятия | «Сказка», «писатель» | |||||
Планируемый результат | ||||||
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения | ||||
Научатся: -задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; - работать с текстом сказки в поэтической форме; - определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; - находить средства художественной выразительности; - отличать сказку от других произведений. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, - строить монологическое высказывание, - владеть диалогической формой речи. | - формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, - формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||||
Организация образовательного пространства | ||||||
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы | ||||
Русский язык Изобразительное искусство | Доска, презентация, учебник | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА | ||||||
Название этапа: | Педагогические задачи: | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Планируемый результат: | ||
I.Самоопределение к деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке! Присаживайтесь, пожалуйста. - С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста. Я рада. Спасибо. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу | |||
II.Актуализация знаний | Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий. | -На слайде представлена скороговорка Скороговорка: В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. -Прочитайте скороговорку про себя. -Какие слова вам непонятны? -Что такое просо? -Прочитайте медленно и тихо, громче и быстрее, громко и быстро, и еще раз тихо и медленно.
| Речевая разминка
Просо - это пшено
| Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу | ||
III.Постановка учебной задачи | Формирование темы урока, определение цели | -На слайде представлен отрывок из произведения. Прочитайте его таинственно, с восклицанием, с удивлением. …Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит… -Как вы думаете, из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? -Исходя из этих строк, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся? -Правильно, сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина. -Что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина? -Откуда А. Пушкин брал сюжеты для своих сказок? | -А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
-С произведением Александра Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться, писать стихи. После окончания Лицея переехал в Петербург. Через пару лет был отправлен в ссылку, после которой уехал на Кавказ. Через год женился на Н. Гончаровой. Спустя 7 лет Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался.
-Сюжеты он брал из сказок, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Предметные: -задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; - работать с текстом сказки в поэтической форме; - определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; - находить средства художественной выразительности; - отличать сказку от других произведений. | ||
IV.Работа по теме урока | Открытие новых знаний | -Сегодня мы начнем знакомство со «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную им в двух или трёх разных вариантах. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок — например, волшебный образ Царевны Лебеди, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой. -Так же существует версия, что А. Пушкин увлекался древнерусскими фольклором. И многие литературоведы считают, что «Сказка о царе Салтане» не просто детская сказка, а глубина сюжета позволяет предположить, что в «Сказке о царе Салтане» нашло отражение какое-то древнее предание, услышанное Пушкиным. -Давайте прочитаем сказку. Откройте учебник на странице 12. -Я начну читать, вы продолжите. 1й эпизод Речь последней по всему Полюбилася ему. -Как вы понимаете слово светлица? -О чем мечтали сестры? 2й эпизод С первой ночи понесла. -Как вы понимаете слово сени?
-Какое из желаний девиц больше всего понравилось царю? Почему? 3й эпизод "Ждать царева возвращенья Для законного решенья". -Объясните значение слов аршин и гонец. -Какой сын родился ц царицы? -Почему сестры решили обмануть царя? 4й эпизод Так велел-де царь Салтан. -Как вы понимаете значение слова обобрать? -Какой наказ дал царь в письме?
-А какой наказ прочитали бояре? Почему? | Внимательно слушают учителя. Читают по цепочке. -Светлая парадная комната. -Каждая из сестер мечтала стать царицей. - Входная часть (прихожая) традиционного русского дома -Желание третьей сестры: родить царю сына-богатыря. Потому что царь хотел наследника. -Аршин – старорусская единица измерения длинны, равная 71м 12см. Гонец – человек, посланный со срочным поручением. -Он родился богатырем. Крупным и здоровым. -Они завидовали своей сестре, и хотели, чтоб царь от нее и сына избавился. Отобрать - Ждать царева возвращенья для законного решенья -Они прочитали, что царь приказал сына и царицу поместить в бочку и пустить по морю. Потому что сестрицы и Бабариха подложили гонцу свое письмо, а не царя. | Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Предметные: -задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; - работать с текстом сказки в поэтической форме; - определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; - находить средства художественной выразительности; - отличать сказку от других произведений. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; | ||
V.Физкультминутка | Отдых детей | -Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку. | Дети выполняют физкультминутку. | |||
VI. Закрепление изученного материала | Закрепить умения обучающихся | 5й эпизод Вышиб дно и вышел вон. -Как вы понимаете значение слова вдовица? Гульлива?
-Как понимаете фразу «рос не по дням, а по часам»? Где может такое происходить? -К кому за помощью обратился юноша? -Как вы думаете, почему волна ему помогла? 6й эпизод Не горюй и спать ложись -Объясните значение слова снурок. Дичина
-Посмотрите в словаре значение слова зыбь. -Как вы понимаете слово клев? -Кого спас юноша? А кого он убил?
-Почему девица сказала, что сослужит ему потом? 7й эпизод И нарекся: князь Гвидон. -Как вы понимаете фразу «отрясая грезы ночи»? -Как Лебедь отблагодарила юношу? -Кем стал юноша?
8й эпизод На корабль - и в щель забился. -С кем произошла первая встреча князя Гвидона? -Почему эта встреча доставила ему печаль?
-Кто пообещал помочь Гвидону? -Зачем Лебедь обратила князя в комара? 9й эпизод Через море полетел. -О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики?
-Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой?
-Почему комар рассердился? 10й эпизод На корабль - и в щель залез. -Почему корабельщики второй раз опечалили Гвидона?
-В кого на этот раз Гвидона обратила Лебедь? 11й эпизод
-О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики?
-Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой?
-Почему муха рассердилась? -Хоть мы не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему?
-Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры.
-Какой это вид сказки?
| - Женщина, у которой умер муж. Склонный к разгулу, постоянно гуляющий. -Очень быстро взрослел. Такое может происходить только в сказках. -Он обратился за помощью к волне. -Юноша говорил добрые слова волне, просил о помощи. Шнурок. Дичь, дикие птицы или звери, на которых осуществляется охота. -зыбь – волны на поверхности воды. -Клюв. -Юноша спас девицу-лебедя, а убил злого чародея, обращенного в коршуна. - Потому что за добро надо отвечать добром. пробуждаться от сна. -Она возвела на острове большой город. -Юноша стал князем этого города и получил имя Гвидон.
-с корабельщиками, торговцами. -потому что они плыли на его родину, в царство царя Салтана, а Гвидон скучал по отцу. -Ему пообещала помочь Лебедь. -Чтобы он мог полететь за кораблем и увидеть своего отца. -Что на пустынном острове появился чудный город. -Начали рассказывать царю о другом чуде: белочке. -Потому что сестры отговаривали Салтана ехать на остров. -Потому что они снова держали путь к царю Салтану -Она превратила его в муху.
-Что на острове у князя Гвидона есть белка, которая поет песни и грызет орехи с золотой скорлупой и изумрудом вместо ядра. -Они рассказали о другом чуде: о 33 богатырях и Черноморе. -Потому что сестры снова отговорили Салтана плыть на остров. -Да, можем. Потому что в сказке рассказывается о том, чего не может быть на самом деле в жизни. -В сказке есть волшебство, превращения, повторение. -Волшебная, авторская. | Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Предметные: -задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; - работать с текстом сказки в поэтической форме; - определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; - находить средства художественной выразительности; - отличать сказку от других произведений. | ||
VII.Рефлексия учебной деятельности | Подведение итогов урока, определение достижений обучающихся на уроке. | - Подведем итоги. – С каким произведением А.С. Пушкина мы начали знакомство на уроке?
-Что послужило основой сюжета сказки? Урок подходит к концу. - Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… Мне было сложно… Д/З: дочитать сказку до конца. Проследить за признаками волшебной сказки. -На этом наш урок окончен, до свидания! | -«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». -Сказка няни Арины Родионовной, старорусские мифы, или народная сказка. Оценивают себя и свою работу. | Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. |
Список использованной литературы:
- Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение 3 класс», 1 часть.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока литератерного чтения. Тема: Ненецкая сказка "Кукушка"
УМК "Перспектива". 2 класс. Урок по ФГОС...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему : А.С.Пушкин" Сказка о царе Салтане..."
Развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества...
Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».Цель: познакомить с темой раздела, с п...