Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».
Цель: познакомить с темой раздела, с произведениями раздела: А.С.Пушкина, Р.С.Сефа и В.Лунина, развивать навыки выразительного чтения, памяти, внимания, воображения; прививать интерес к литературе.
Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.
Предметные результаты:
- познакомить обучающихся с произведениями раздела «Я фантазирую и мечтаю»;
- учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;
- формулировать простые выводы, основываясь на содержании услышанных произведений;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения (читать вслух, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных текстов);
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста).
Формируемые УУД:
Личностные результаты:
- осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.
- совершенствование умения готовить своё выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
- учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом и с учителем.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план последовательность действий.
- умение прогнозировать содержание по названию произведения;
- умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
- умение определять основную мысль.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
- развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование умений определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blohina_n.yu_._konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_na_rodnom_yazyke_1_klass_2021-2022g.docx | 205.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Ивантеевка Московской области «Гимназия №3» _________________ Открытый урок в рамках методической работы кафедры учителей начальных классов Предмет: Литературное чтение на родном языке. Класс: 1Д Дата: 27 октября 2021 г. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо». Подготовила и провела учитель начальных классов высшей квалификационной категории Блохина Наталья Юрьевна 2021-2022 учебный год |
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».
Цель: познакомить с темой раздела, с произведениями раздела: А.С.Пушкина, Р.С.Сефа и В.Лунина, развивать навыки выразительного чтения, памяти, внимания, воображения; прививать интерес к литературе.
Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.
Предметные результаты:
- познакомить обучающихся с произведениями раздела «Я фантазирую и мечтаю»;
- учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;
- формулировать простые выводы, основываясь на содержании услышанных произведений;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения (читать вслух, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных текстов);
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста).
Формируемые УУД:
Личностные результаты:
- осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.
- совершенствование умения готовить своё выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
- учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом и с учителем.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план последовательность действий.
- умение прогнозировать содержание по названию произведения;
- умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
- умение определять основную мысль.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
- развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование умений определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Технологии: игровая, ИКТ, интеграция (окружающий мир, ИЗО, музыка), личностно-ориентированная.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Основные понятия и определения:
Пейзаж, портрет, анималист, натюрморт, оглобли, хомут.
Оборудование: учебник, презентация.
Методы: учитывая особенности обучающихся 1 класса и особенности данного предмета, использовались приемы и методы работы на уроке:
объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
словесные методы: беседа, монолог, дискуссия, рассказ учителя и ученика, цитирование (строк стихотворения)
наглядные: презентация, демонстрационный материал.
работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя.
практические методы: подготовка сообщений, чтение стихотворений.
по источнику знания: репродуктивные, эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на вопросы; учитель составляет систему вопросов, которые последовательно вели бы мысль учащихся к изучению нового материала на уроке).
План и хронометраж урока.
№ | Этапы урока | Хронометраж (в мин.) |
1 | Организационный момент. Мотивационный этап. | 1 |
Психологический настрой обучающихся. | ||
2 | Фонетическая разминка. Составь слова. | 4 |
3 | Актуализация знаний и введение в тему урока. | 5 |
Выступления обучающихся. | ||
4 | Подготовка обучающихся к восприятию материала. | 5 |
Чтение стихотворения учителем. | ||
5 | Словарная работа | 1 |
Физкультминутка | 1 | |
6 | Самоопределение к деятельности. | 2 |
Постановка темы и цели урока. | ||
7 | Включение в систему знаний и умений. | 5 |
Первичное знакомство с произведением: прослушивание, чтение и первичный анализ стихотворения. | ||
8 | Работа по теме урока. | 5 |
Первичное знакомство с произведением: слушание, чтение и первичный анализ стихотворения. | ||
9 | Работа по теме урока. | 5 |
Первичное знакомство с произведением: прослушивание, чтение и первичный анализ стихотворения. | ||
10 | Итог урока. Рефлексия. | 1 |
Итого | 35 мин |
Оформление доски
Основные понятия | 27 октября. Что такое чудо? Ты веришь в чудеса? | экран |
Ход урока:
№ | Название слайда | Содержание урока | ||||
1 | Титульный лист | I. Мотивационный этап. «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу дружок!» - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, подарите им частичку своего тепла. - Я верю в вас, надеюсь, на вас и точно знаю, что у нас все получится. На меня все посмотрели И тихонечко все сели. | ||||
2 | Речевая разминка | II. Фонетическая зарядка. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - А для этого как всегда выполним мозговую зарядку. Чистоговорки: Са-са-са - Соня идет в сад, | ||||
3 | Картинная галерея Натюрморт | III. Актуализация знаний и введение в тему урока. Происходят в этом мире постоянно чудеса! Ну а что такое чудо? Кто сумеет рассказать? Чудо расчудесное! Людям неизвестное! Как же чудо происходит? И откуда к нам приходит? - Чтобы продолжить знакомство с чудесами литературы, я предлагаю нам совершить небольшую экскурсию в картинную галерею. Но прежде, скажите, а знаете ли вы, что такое картинная галерея? Картинная галерея — специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения. Чтобы интереснее было путешествовать, нам помогут ребята из нашего класса. – В первом зале вам представлены картины известных художников. Ребята попробуйте определить, к какому жанру живописи они относятся?
| ||||
Портрет | - Прошу вас пройти в следующий зал. Посмотрите на картины, и подумайте, какой жанр представлен в этом зале?
Портрет — это один из жанров изобразительного искусства. На портретах художники изображают конкретного человека или группу людей. Слово пришло из французского языка, в котором оно означает «воспроизводить что-либо точно». Мастера портрета стремятся передать не только внешний облик человека, но и его характер и настроение. | |||||
Анималист | - Определите, какой жанр живописи представлен в этом зале? (анимализм – изображение животных)
Анималист - художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. | |||||
Пейзаж | – Продолжаем нашу экскурсию и направляемся в следующий зал. К какому жанру относятся остальные картины?
| |||||
4 | IV. Подготовка обучающихся к восприятию материала. Объясните мне немного, Если семечко живое После дождика возможно, Ночью, чудная минута - А недавно мне приснился Если очень ждать и верить, - А вы верите в чудеса? - Что вы понимаете под словом чудо? - Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? | |||||
5 | Словарная работа | V. Словарная работа. - Если обратиться к словарям. То мы узнаем значение слова «чудо». Чудо – необычайная вещь, случай или явление. Что-либо едва сбыточное. В. И. Даль В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. С.И. Ожегов | ||||
Физкультминутка Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом – наоборот: Будет вправо поворот, Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Руки выше, плечи шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. | ||||||
6 | VI. Самоопределение к деятельности. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Какие цели вы можете поставить перед собой на уроке? - Где мы можем встретить чудеса в нашей жизни? - Чудеса мы можем встретить везде, в том числе и в сказках. - Вспомните сказки о добрых чудесах. («Золушка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Иван –царевич и серый волк», «Дикие лебеди» и др.) - Назовите героев, которые совершают добрые чудеса в сказках. (Фея, Василиса Премудрая, Емеля, Элиза и др.) - Так вот откройте учебники на стр. 68. И прочитайте название темы раздела, который мы начнём изучать сегодня. («Я фантазирую и мечтаю»). | |||||
7 | Портрет А.С.Пушкина Сказки Пушкина | VII. Включение в систему знаний и умений. - Прочитайте имя автора на стр. 68. (Александр Сергеевич Пушкин) - Известно ли вам это имя? В детстве Александр Сергеевич Пушкин проводил много времени со своей любимой няней — Ариной Родионовной. Она рассказывала маленькому Саше интересные сказки, тем самым привила ему любовь к литературе. Пушкин рано научился писать и читать. В их доме было очень много книг. И чтение стало любимым занятием Пушкина с самого детства. Он написал много красивых стихов, поэм и сказок. Он стал величайшим русским поэтом. Его стихи известны по всему миру. - С какими произведениями А.С. Пушкина вы знакомы? - Послушайте отрывок из сказки, назовите её, если узнаете. (Ответы детей.) - О каком чуде говорится в этой сказке? (Рыбка разговаривала). - О каких ещё чудесах приходилось вам читать? - Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из сказки. | ||||
8 | Выставка книг Портрет Р.Сеф | VIII. Работа по теме урока. - Мы продолжаем знакомство с произведениями раздела «Я фантазирую и мечтаю». Рассмотрите нашу выставку книг. Какие из них вам знакомы? Написал эти произведения Роман Семёнович Сеф. Роальд Семенович Фаермарк – детский писатель, поэт, прозаик, переводчик, драматург. Сеф – псевдоним отца автора этой книги, Семена Ефимовича Фаермарка. Псевдоним – имя, используемое человеком вместо настоящего. Я предлагаю вам прослушать одно из его стихотворений. Прослушивание стихотворения «Чудо». – Какое чудо описывает автор? – Какие чувства вызвало произведение? – Почему автор называет увиденное просто чудо? – А почему это удивительное чудо? - Каким настроением проникнуто стихотворение, какими чувствами оно наполнено? (Восторженное удивление, сожаление, призыв, тайна, открытие). – Какими близкими по значению словами можно заменить слова: - Попробуйте передать это в своем чтении стихотворения. Помните: выразительно прочитать стихотворение - это значит не только передать его смысл, но и все разнообразие интонаций, эмоций. - Какой вы представляли ее? (Маленькой, хрупкой, тоненькой, беззащитной, крохотным росточком - всего несколько листочков) - А почему именно такой вы увидели березку? Какое слово в стихотворении подсказало вам именно такой образ? (Слово "пробивается") - Объясните его значение: "Сквозь асфальт на перекрестке пробивается березка". (Пробивается - значит, прорастает с трудом, прилагает огромные усилия, борется с тяжестью асфальта) | ||||
9 | Портрет В.Лунина Оглобля хомут | IX. Работа по теме урока. - Откройте учебники на стр. 70, прочитайте название стихотворения, которое мы будем сегодня изучать. («Я видела чудо») - Кто его написал? (Виктор Владимирович Лунин) - Подумайте, о чём может быть стихотворение с таким названием? Может быть, иллюстрация вам поможет? (Предположения детей.) - Послушайте стихотворение. (Читает учитель.) - Какие слова были непонятны вам в тексте? Оглобля – длинный брус, который крепится одним концом к оси колеса телеги, а другим – к дуге и хомуту лошади. Хомут – в упряжи надеваемый на шею лошади округлый деревянный осто́в с мягким валиком на внутренней стороне. - Можете ли вы определить, кто герой этого стихотворения – взрослый или ребёнок? (Это девочка, так как в стихотворении есть строчки: «Я видела чудо! Я чудо видала!» Так восхищаться лошадкой может только ребёнок.) - О чём это стихотворение? - Как вы считаете, это действительно может быть чудом? (Да, это чудо, так как девочка впервые увидела живую лошадку.) Прочитайте текст самостоятельно. Подумайте, почему в нём восемь восклицательных знаков. (Дети самостоятельно читают стихотворение, затем говорят, что каждое из этих предложений выражает чувство восхищения.) - Прочитайте эти предложения с правильной интонацией. - Поделитесь своими мыслями о стихотворении. - Какое настроение автора вы почувствовали (радостное, грустное, спокойное, печальное, изумление, страх, стыд, любовь). | ||||
10 | Рефлексия. Подведение итогов | X. Итог урока. Рефлексия - С какими произведениями мы познакомились на уроке? - Какое настроение создают эти произведения? -Сегодня на уроке мы говорили с вами о чуде, обыкновенном чуде, которое происходит рядом с нами, но чтобы его увидеть, нужно уметь удивляться самым обычным вещам, любить мир, который нас окружает, и делать его светлее, добрее, чудеснее. - Тренируемся дома читать эти удивительные стихи, а при желании выучить наизусть понравившееся стихотворение. |
Использованные источники, электронные ресурсы
- https://infourok.ru/prezenaciya-r-s-sef-chudo-v-v-lunin-ya-videla-chudo-5182367.html
- https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7682967181714278443&text=%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C+%C2%AB%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%82+%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0%C2%BB&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F2607986364059467957
- https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/chudiesavokrughnasrsiefchudobzakhodiergdiepostavitzapiatuiuabartochudonaurokie
- С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению на родном языке к УМК О.М.Александровой, 1 класс, Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
урок литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. Дети знакомились с нравственными...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества...
Урок литературного чтения на родном языке (русском). Тема "Времена года на Севере в рассказах Ф.А. Абрамова
Формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф.А. Абрамова...
Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном.А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видел чудо»
Презентация по литературному чтению на родном русском языке, 1 класс . Автор: Александрова...
урок литературного чтения для 2 класса. Тема урока : "А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика героев".
Урок литературного чтения для 2 класса. УМК "Перспектива". Цель урока: формировать умение создавать образы героев, развитие умения анализировать образы героев, аргументируя свой ...
Открытый урок литературного чтения в 3 классе на тему А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»"
УМК « Школа России »Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»Цель урока: продолж...
- Мне нравится (1)