Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Борзова
села Середниково Шатурского муниципального района Московской области
Открытый урок литературного чтения
во 2 классе
по теме:
Автор: Филатова Ирина Николаевна, учитель начальных классов
2011 г.
Тема: Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели и задачи урока:
- познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
- работать над техникой чтения;
- расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас, развивать речь, память.
- воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина, нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности.
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина,
- карточки с заданиями для групповой работы,
- детские рисунки,
- учебник для 2 класса Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Родная речь»,
- рабочие тетради по чтению.
Подготовка к уроку: прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», нарисовать иллюстрацию к сказке в тетради по чтению.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент
- Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Проверьте готовность к уроку и начнем работать.
Жужжащее чтение (5 минут)
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата
- Произнесите звуки:
- дует ветер,
- жужжат пчелы,
- сдувается шарик,
- рычит собака.
- Изобразите на лице грусть, улыбку, злость, удивление, задумчивость.
Упражнение на развитие дикции:
Работа со скороговоркой.
Гроза грозна, грозна гроза.
- Прочитайте. Что это? (Скороговорка)
- Почему так решили?
- Поставьте в словах ударение.
- Прочитайте скороговорку весело, грустно, серьезно, со злостью.
- Прочитайте скороговорку быстро.
- Какие звуки в скороговорке встречаются чаще? ([г], [з], [р], [а])
Повторение.
- Как называется произведение, которое мы изучаем? («Сказка о рыбаке и рыбке») А это действительно сказка? Почему? (Рыбка исполняет желания, разговаривает, золотая)
Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы продолжим работать с произведением, узнаем, что же произошло дальше, и чем закончилась сказка.
Слово об авторе.
- Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)
- Посмотрите на портрет Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете, каким он был человеком?
Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве хорошо знал французский язык, но больше всего любил русский язык. Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими для него людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русскими народными сказками, пела ему русские народные песни. Он их запомнил на всю жизнь. Когда Александр Сергеевич вырос и стал поэтом, он вспомнил русские народные сказки. А потом написал свои сказки. Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» написана в столбик? Я назвала А.С.Пушкина поэтом. А что это значит?
Физкультминутка
- На уроках надо быть очень внимательными, а для этого надо тренировать наблюдательность и внимание. Если я говорю: «Ребята, руки в стороны», вы выполняете упражнение, если я не говорю слово ребята, то упражнение не выполняется. Кто ошибается, тот садится.
Выборочное чтение
- Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).
- Что произошло однажды? (Он поймал золотую рыбку)
- Почему удивился старик? (Рыбка говорила)
- Прочитайте в тексте, что сказала рыбка?
- Что ответил старик?
- Когда старуха узнала о рыбке, что она сказала?
- Какая была первая просьба?
- Как к ней отнеслась старуха?
- Что еще хотела старуха?
Чтение по частям
Страницы 95 - 96
Чтение по ролям
- Девятую часть мы прочитаем по ролям. Какие герои участвуют в диалоге? (Старик и старуха, а еще здесь есть слова автора.)
Работа по иллюстрациям учебника
Страницы 94, 97.
- Рассмотрите иллюстрации, что заметили? (Море меняется.)
- Почему так происходит? (Рыбка начинает злиться)
Физкультминутка
- Покажите руками, каким море было в начале сказки? Что произошло после того, как старуха попросила корыто? Избу? Захотела стать столбовой дворянкой? (Дети руками показывают движения волн, постепенно увеличивая «волну»)
Работа с детскими иллюстрациями
- Дома вы делали иллюстрации к сказке. Какие рисунки вы нарисовали? Покажите их и расскажите, к каким они эпизодам из сказки нарисованы.
Чтение окончания сказки учителем
Страницы 97 – 100.
Анализ прочитанного
- Чем закончилась сказка?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта?
- Как старуха отнеслась к тому, что ничего у нее теперь нет?
- А старик?
- Мне старик не очень нравится. А вам?
Словарная работа
- В тексте встретилась такая фраза: «Не садись не в свои сани». А что это значит? (Не занимай чужого места.)
Работа в группах
- Выполните задание на листочках, можно пользоваться учебником.
В каком порядке старуха высказывала свои желания.
В каком порядке менялось море.
|
Работа в парах
- Прочитайте страницы 99 – 100 по очереди. (Один ученик в паре читает, другой следит и слушает, затем дети меняются)
Итог урока
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Кто из героев сказки вам нравится? Почему?
Домашнее задание: дочитать сказку до конца.
Литература:
- С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по литературному чтению», М., «ВАКО», 2007г.
- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь», учебник для 2 класса начальной школы, часть 1, М., «Просвещение», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"
Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...
Урок литературного чтения, 2 класс, Школа России. Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери"
Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения,...