Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Борзова

села Середниково Шатурского муниципального района Московской области

Открытый урок литературного чтения

во 2 классе

по теме:

Автор: Филатова Ирина Николаевна, учитель начальных классов

2011 г.

Тема: Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели и задачи урока:

  1. познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
  2. формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
  3. работать над техникой чтения;
  4. расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас, развивать речь, память.
  5. воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина, нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности.

Оборудование: 

  1. портрет А.С.Пушкина,
  2. карточки с заданиями для групповой работы,
  3. детские рисунки,
  4. учебник для 2 класса Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Родная речь»,
  5. рабочие тетради  по чтению.

Подготовка к уроку: прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», нарисовать иллюстрацию к сказке в тетради по чтению.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Организационный момент

  1.  Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Проверьте готовность к уроку и начнем работать.

Жужжащее чтение (5 минут)

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата

  1. Произнесите звуки:

- дует ветер,

- жужжат пчелы,

- сдувается  шарик,

- рычит собака.

  1. Изобразите на лице грусть, улыбку, злость, удивление, задумчивость.

Упражнение на развитие дикции:

Работа со скороговоркой.

Гроза грозна, грозна гроза.

  1. Прочитайте. Что это?  (Скороговорка) 
  2. Почему так решили?
  3. Поставьте в словах ударение.
  4. Прочитайте скороговорку весело, грустно, серьезно, со злостью.
  5. Прочитайте скороговорку быстро.
  6. Какие звуки в скороговорке встречаются чаще? ([г], [з], [р], [а])

Повторение.

  1. Как называется произведение, которое  мы изучаем? («Сказка о рыбаке и рыбке») А это действительно сказка? Почему? (Рыбка исполняет желания, разговаривает, золотая)

Сообщение темы и целей урока:

  1. Сегодня мы продолжим работать с произведением, узнаем,  что же произошло дальше, и чем закончилась сказка.

Слово об авторе.

  1. Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)
  2. Посмотрите на портрет Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете, каким он был человеком?

Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве хорошо знал французский язык, но больше всего любил русский язык. Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими для него людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русскими народными сказками, пела ему русские народные песни. Он их запомнил на всю жизнь. Когда Александр Сергеевич вырос и стал поэтом, он вспомнил русские народные сказки. А потом написал свои сказки. Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» написана в столбик? Я назвала А.С.Пушкина поэтом. А что это значит?

Физкультминутка

  1. На уроках надо быть очень внимательными, а для этого надо тренировать наблюдательность и внимание. Если я говорю: «Ребята, руки в стороны», вы выполняете упражнение, если я не говорю слово ребята, то упражнение не выполняется. Кто ошибается, тот садится.

 Выборочное чтение

  1. Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).
  2. Что произошло однажды? (Он поймал золотую рыбку)
  3.  Почему удивился старик? (Рыбка говорила) 
  4. Прочитайте в тексте, что сказала рыбка? 
  5. Что ответил старик?
  6. Когда старуха узнала о рыбке, что она сказала?
  7. Какая была первая просьба?
  8. Как к ней отнеслась старуха?
  9. Что еще хотела старуха?

Чтение по частям

Страницы 95 - 96 

Чтение по ролям

  1. Девятую часть мы прочитаем по ролям. Какие герои участвуют в диалоге? (Старик и старуха, а еще здесь есть слова автора.)

Работа по иллюстрациям учебника

Страницы 94, 97.

  1. Рассмотрите иллюстрации, что заметили? (Море меняется.)
  2. Почему так происходит? (Рыбка начинает злиться)

Физкультминутка

  1. Покажите руками, каким море было в начале сказки? Что произошло после того, как старуха попросила корыто? Избу? Захотела стать столбовой дворянкой? (Дети руками показывают движения волн, постепенно увеличивая «волну»)

Работа с детскими иллюстрациями

  1. Дома вы делали иллюстрации к сказке. Какие рисунки вы нарисовали? Покажите их и расскажите, к каким они эпизодам из сказки нарисованы.

Чтение окончания сказки учителем

Страницы 97 – 100.

Анализ прочитанного

  1. Чем закончилась сказка?
  2. Почему старуха осталась у разбитого корыта?
  3. Как старуха отнеслась к тому, что ничего у нее теперь нет?
  4. А старик?
  5. Мне старик не очень нравится. А вам?

Словарная работа

  1. В тексте встретилась такая фраза: «Не садись не в свои сани». А что это значит? (Не занимай чужого места.) 

Работа в группах

  1. Выполните задание на листочках, можно пользоваться учебником.

В каком порядке старуха высказывала свои желания.

  1. Попросила избу.
  2. Захотела быть владычицей морскою.
  3. Попросила корыто.
  4. Желает быть столбовой дворянкой.
  5. Хочет быть царицей.

В каком порядке менялось море.

  1. Помутилось синее море.
  2. Море слегка разыгралось.
  3. Почернело синее море.
  4. Не спокойно синее море.
  5. На море чёрная  буря.

Работа в парах

  1. Прочитайте страницы 99 – 100 по очереди.  (Один ученик в паре читает, другой следит и слушает, затем дети меняются)

Итог урока

  1. Что нового узнали сегодня на уроке?
  2. Кто из героев сказки вам нравится? Почему?

Домашнее задание:  дочитать сказку до конца.

Литература:

  1. С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по литературному чтению», М., «ВАКО», 2007г.
  2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь», учебник для 2 класса начальной школы, часть 1, М., «Просвещение», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"

Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...

Урок литературного чтения, 2 класс, Школа России. Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери"

Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения,...