Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему : А.С.Пушкин" Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Анохина Ольга Ивановна

 Развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

Бегощанский филиал

Открытый урок по литературному чтению

в  3 классе на тему :

 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Провела: Анохина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

                                                                     2016 г.

УМК « Школа России »

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока:  продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Тип урока: обобщение

Оборудование урока: - портрет А.С. Пушкина;
- выставка книг А.С. Пушкина;
 

                                                Ход урока                                                                       

                                                                                             Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти сказки! 
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...)
- Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? 
(Внимательность, активность, старательность...)

2 . Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.

- Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых     уроках литературного чтения? (Слайд №1)

Вопросы викторины:

- Где  и когда родился А.С. Пушкин?

- Как звали  мать поэта? Отца?( Слайд № 2)

- На каком языке говорили в семье Пушкина?

 - Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?  (Слайд № 3)

- От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

 - Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

-   Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

 - Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)

3 . Постановка учебной задачи и темы урока.

- Ребята, из  какой  сказки  эта  иллюстрация?           (Слайд  № 10)

- Кто написал эту сказку?  

- Кто знает полное название сказки ? ( Слайд № 11)

- Сегодня мы продолжим работу по этой сказке

4. Работа по теме урока. Работа над сказкой

(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

5. Составление картинного плана первой части сказки

—  На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

6. Выборочное чтение

—  Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была...».)

 —  С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)

—  Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)

—  Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)

—  Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

—  А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)

—  Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

—  Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

7.  Физкультминутка

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря

8. Закрепление изученного

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

—  Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)

—  Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...)

—  О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

—  Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)

—  Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

—  А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

( Слайд № 12)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

—  Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

—  Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

Град - город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

—  Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

—  Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

- Какую часть из данного отрывка  вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.

10. Работа над жанровыми особенностями произведения.

- Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

 - Что у неё общего с народными сказками? ( Сказка  Пушкина очень похожа на народные. В ней  добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

- В чём отличие? (Сказка  Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме)  ( Слайд №13)

11. Рефлексия.Подведение итогов урока ( Слайд № 14)

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

-  Чему учились на уроке?

-  О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее  задание ( Слайд №15)

Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 2

Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины.

Слайд 3

Бабушка Мария Алексеевна. Няня Арина Родионовна.

Слайд 4

И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы ... От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы

Слайд 5

Сказочный мир А.С.Пушкина!

Слайд 6

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 7

«Сказка о золотом петушке»

Слайд 8

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Слайд 9

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Слайд 11

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Слайд 12

Толкование слов Зыбей — зыбь — легкая волна. Клёв — клюв. Град - город. Колымага — большая старинная телега. Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди. Венец — драгоценный головной убор.

Слайд 13

Сказка о царе Салтане Сходства Зачин, развитие событий и концовка. Народные слова и выражения. Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне … Победа добра над злом. Живет и чудо, и реальность. Отличия Стихотворная форма. Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

Слайд 14

Самое интересное задание… Самая трудная работа на уроке… Я хочу узнать …

Слайд 15

Домашнее задание: Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс, УМК «Гармония» Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее п...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...