Литературное чтение
методическая разработка по чтению

Тимербаева Екатерина Михайловна

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие беглости чтения

  1. класс
  1. Прочитайте чётко, убыстряя темп:

В лесу…

В лесу живут……

В лесу живу звери.

Зимой….

Зимой солнце….

Зимой солнце не…..

Зимой солнце не греет….

Зимой солнце не греет землю.

Жила…..

Жила была….

Жила была добрая…..

Жила была добрая, трудолюбивая….

Жила была добрая, трудолюбивая и …..

Жила была добрая, трудолюбивая и умная…

Жила была добрая, трудолюбивая и умная девочка….

Жила была добрая, трудолюбивая и умная девочка Машенька.

  1. Многократное повторение.

Слушайте внимательно чтение отрывка учителем. Прочитайте самостоятельно (в течении одной минуты), запомните на какой слове остановились. Прочитайте тот же отрывок еще раз (в течении одной минуты). Повторите чтение этого же отрывка еще раз.

Лиса с журавлем подружилась.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

  1. Учитель будет открывать и закрывать слова, состоящие из 4-х букв. Ваша задача – прочитать как можно больше слов.

Слова: отец, поле, хлеб, мина, шарф, мышь, рысь, заяц, шкаф.

(Затем, учитель открывает слова, состоящие из 5 букв и т.д. до 10 букв.)

2 класс

  1. Прочитайте про себя. Затем вслух, постепенно увеличивая темп:

Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,
И потная взмокла от масла рубашка,
И паром он пышет, и жаром он дышит.
Идет кочегар и как будто не слышит,
Как тяжко он дышит!
И уголь бросает в огромное брюхо.
И уголь тяжелый там бухает глухо.
И в брюхе горячем пылает так ярко.
Уууф, жарко.
Пуууф, жарко.
Ууух, жарко.
Едва, 
Понемногу,
Да-да,
Понемногу –
В дорогу!
В дорогу!
Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики, 
Так-чики.

  1. Прочитайте по цепочке. Один ученик – одно слово.

Барсуки. 
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издалслабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

  1. Расставьте буквы так, чтобы получились слова.  Прочитайте чётко. Составь предложения.

      ЛОСТ, РЕСЛОК, СНУДКУ, АРТАКИН, ЯКСАПЛ, СОКТОР, ТУСЛ, ОВКЕР, АЗВА,     РОВКАТЬ, ОДИАР, ПАЛМА, НАВНА, ИВАДН, ГУТЮ, НОКО, ЛОКЗЕРА

3 класс

  1. Прочитайте про себя. Затем вслух хором.

Собака

Собака – верный друг человека. Собака – самое разумное, самое понятливое животное. Она помогает человеку в работе. В глухом непроходимом лесу собака лучше всякого опытного проводника чутьём отыскивает дорогу и выводит своего хозяина на верный путь. И сколько ещё разных услуг оказывает она человеку!

  1. Прочитайте про себя. Прочитайте по цепочке по каждому слову, сохраняя темп.

 «Как неожиданно и ярко...»

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

(Ф. И. Тютчев)

  1. Читайте текст про себя так, чтобы поспевать за учителем, который читает текст вслух. Учитель будет менять темп чтения.

Мельница.

 Мама пошла с Мишей гулять. Был сильный ветер, и крылья ветряной мельницы быстро вертелись. Миша стал просить:

- Мамочка, пойдём, пожалуйста, на мельницу.

 Мама согласилась, и они пошли на мельницу. Внутри мельницы вертелся один камень на другом. Сверху камня был сделан деревянный большой ковш. Мельник насыпал пшеницу в ковш. Из ковша пшеница потихоньку сыпалась в дыру в середине верхнего камня и падала на нижний камень. Верхний камень ходил по нижнему и перетирал пшеницу в белую мелкую муку. Миша долго смотрел, как вертелся мельничный камень, или жернов.

 - А кто вертит этот камень? – спросил он.

- Его вертит ветер. Видишь, в середине мельницы вертится огромное, толстое бревно, а наверху лежит другое толстое бревно и тоже вертится. К этому бревну приделаны крылья мельницы. Ветер вертит крылья, крылья вертят бревно, от бревна вертится жернов и перетирает зерно в муку.

  1. класс
  1. Как можно быстрее прочитайте тест до слова «завтрак».

Ответьте на вопросы:

- На кого попал первый луч?

- Что побежал добывать заяц?

Прочитайте как можно быстрее до слова «заснул».

Ответьте на вопросы:

- Что стали делать куры?

- Куда полетела пчела?

- Куда попал пятый луч?

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» - полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

  1. У каждого из вас по 2 текста. Необходимо как можно быстрее найти предложение: «Это была фиалка».

Текст №1. Соловей.

Самая лучшая песня у царя всех певцов – соловья! Соловей прилетает к нам тогда, когда по  лесу уже давно распевают на все лады зяблики, дрозды и другие певчие птички. Выберут себе соловушка и его подружка тихое, укромное, тенистое местечко где-нибудь поближе к воде. Совьют себе гнёздышко под развесистым кустом, под которым скопилось много прошлогодней листвы. Они вьют его очень низко над землёй, а иногда и прямо на земле. Густая чаща кустов защищает его так хорошо, что редко-редко когда и удастся увидать соловьиное гнёздышко. В опавшей листве соловьи будут копаться, разыскивая себе корм – разных червей и личинок. В эту пору, по вечерам, когда смолкнут голоса других птиц, соловей взлетает на дерево, неподалёку от гнезда, на котором сидит его подружка, и начинает петь. И долго далеко-далеко несётся по лесу и над рекой его сильная, звонкая песня.

Текст №2 Пчёлки на разведках.

Прилетели пчёлки к яблоне и спросили:

 - Нет ли у тебя чего-нибудь съестного для нас, голодных пчёлок?

Яблоня отвечала:

 - Нет, друзья мои, вы слишком рано прилетели ко мне. Цветы мои ещё скрыты в почках, а кроме них, у меня ничего нет!

Пчёлки полетели к вишнёвому дереву.

 - Милая вишня, - сказали они, - нет ли у тебя цветов для нас, голодных пчёлок?

Вишня отвечала:

- Прилетайте завтра. Мои цветы ещё не раскрылись, но лишь только они покажутся, милости просим!

Тогда пчёлки полетели к красному тюльпану, который уже почти совершенно расцвёл. Цветки его не имели ни запаха, ни сладости. Пчёлки не нашли в нём вовсе мёду. Печальные и голодные, они уже хотели воротиться домой, как вдруг заметили  под кустом тёмно-голубой цветок. Это была фиалка. Она скромно поджидала гостей и радушно открыла им свою душистую и сладкую чашечку. Пчёлки насытились и принесли домой первый мёд.  

  1. Перед вами на экране будут появляться слова или словосочетания «бегущей строкой». Ваша задача прочитать как можно больше слов.

Слова: приближение, энциклопедия, раз от раза, желтизна, расстояние, множество, жалюзи, сталевар, электричество, разгуляться, переживать, остроумный.

Ответьте на вопрос: встретились ли вам слова электричество? сантехник?



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие выразительности чтения

1 класс

  1. Прочитайте медленно, громко и четко:

ТА-МА-РА-ША-СА-ЛА-ГА

  1.  Произнесите хором, следуя указаниям учителя:

Тихо падает снежок, (шепотом)
То зима пришла, дружок! (вполголоса)
Мы играем, веселимся, (голосом)
И мороза не боимся! (громко)

  1. Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.
Наша
Таня громко плачет.
Наша Таня
громко плачет.
Наша Таня громко
плачет.

  1. класс
  1. Произнесите фразу «Катя любит есть яблоки»
    - печально

- весело

- удивленно

- вопросительно

  1. Используя  условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//), прочитай стихотворение:
    Спать пора! (//) Уснул бычок, (/)
    Лег в коробку на бочок. (//)
    Сонный мишка лег в кровать,
    Только слон не хочет спать. (//)
    Головой качает сон, (/)
    Он слонихе шлет поклон.
  2. Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Кукушка кукушонку купила капюшон

А) Кто купил капюшон? (Кукушка кукушонку купила капюшон)

Б) Кому купили капюшон? (Кукушка кукушонку купила капюшон)

В) Кукушка сшила капюшон? (Кукушка кукушонку купила капюшон)

Г) Что купила кукушка? (Кукушка кукушонку купила капюшон)

3 класс

  1. Прочитайте, следуя указаниям учителя:

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

- «птичьим базаром»

- разделяя слова на слоги

- как диктор по радио

- радостно

  1. Прочтите стихотворение про себя.

Тыква.
- Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик 
Крепко-накрепко к ботве! (А. Береснев)

Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая.) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Прочитайте по ролям.

  1. Прочитайте сначала медленно и четко, постепенно увеличивая темп:

Мы-шонку шеп-чет мышь:
— Ты все шур-шишь, не спишь!
Мы-шо-нок шеп-чет мыши:
— Шур-шать я бу-ду ти-ше.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

4 класс

  1. Прочитай, следуя указаниям учителя:

Лист качается узорный

В синей луже на воде

Ходит грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи

- так, чтобы тебя слышал только сосед по парте

- громко, чтобы слышал весь класс

- медленно

- быстро

- выражая тревогу

- как лиса (тихо, ласково, вкрадчиво)

- как волк (грубо, сердито)

  1. Прочитайте по ролям. Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать за царевича Елисея? Солнце? Месяца? Ветер? Автора?

К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, — 
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, — 
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».

  1. Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

Действующие лица:

Муравей
Стрекоза
Стрекозы-подружки
Рассказчик

На первом плане слева высокий муравейник, справа высокая трава и цветы. На втором плане цветущий луг.

Рассказчик

На лугу меж двух полей
Под раскидистым осотом 
В муравейнике высоком
Жил трудяга-муравей.

Из-за травы выходит Муравей, волоча толстую гусеницу, и медленно движется к муравейнику.

Муравей

То тяну… а то толкаю…
Но ведь толстая какая!

Над Муравьем несколько раз пролетают играющие смеющиеся стрекозы.

Муравей

Что-то больно тяжела!

Муравей останавливается передохнуть посреди сцены. Тут же рядом садится Стрекоза.

Стрекоза (легкомысленно)

Брось ее и все дела!

Стрекоза срывает листок и накрывает им голову Муравья.

Стрекоза

Ты, я вижу, притомился.
На вот, от жары надень!
Чем возиться целый день,
Лучше б с нами веселился!

Муравей

А работа?

Стрекоза (беззаботно)

                  Подождет!

Муравей (осуждающе)

Нет, так дело не пойдет!
Кто зимой быть сытым хочет,
Тот о том с весны хлопочет.

Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник. Мимо пролетает стайка хихикающих стрекоз. Стрекоза улетает вместе с ними.

Рассказчик

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела, 
Как зима катит в глаза.

Раздается вой ветра. Рассказчик меняет летние декорации на зимние.

Рассказчик

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Ну́жда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.

Стрекоза, закутавшись в сухой листок, медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей.

Стрекоза (жалобно)

Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Муравей

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Стрекоза (восторженно)

В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

Муравей (осуждающе)

А, так ты…

Стрекоза

                        Я без души
Лето целое все пела.

Муравей

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза понурившись бредет прочь. Падает снег. Конец.



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие правильности чтения

1 класс

  1. Зарисуй столько кружочков, сколько звуков ты услышишь в каждом слове.

Ум, сок, звезда, сосна, дорожка.

  1. Прочитайте слово, произнося каждый звук.

Лев, сорока, малина, конь, лапша

  1. Прочитайте по слогам:

Пар-та, бли-зко, по-ле, ли-ней-ка, по-шли, ре-дко, де-ре-во

2 класс

  1. Произнеси слова наоборот

Сон, ром, раб, мел, село, каша, липа, стул, телега, шкаф, клоун, сапоги.

Произнеси слова наоборот:

Грядка, платок, спичка, листок, крест, шкаф, книга, ручка.

Акдярг, коталп, котсил, акчипс, факш, агинк, тсерк, акчур.

  1. Читайте быстро, смотрите внимательно:

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО
ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

ЖЗИ          ТНО              КТРИ
ДРУ          ЗБИ               СТРУ

  1. Прочитайте цепочку слогов:

http://festival.1september.ru/articles/625925/img1.gif

3 класс

  1. Расколдуй слова и прочитай и верно:

Врепёд, свалный, сабока, нихозенько, пожиться, пргодолалась, оставился.

  1. Прочитай слова по слогам, затем плавно:

При-бли-жа-лись, по-ко-роб-лё-нные, ре-дко-ла-пых е-лей, по-ше-ве-ли-ва-ли, бле-дно-лист-ным, до-цве-та-ю-щим, ра-спу-ще-нны-ми.

  1. Посмотрите в словаре как правильно читать слова и запомните:

Потент, ботфорты, опостылеть, курган, пленил, вещунья, льстец, пелена.

4 класс

  1. Прочитайте орфоэпически (правильно расставляя ударение) следующие слова:

Свёкла, алфавит, щавель, повторит, газопровод, каталог, поняла, документ, издавна, занята, звонит, квартал, километр, конечно, скучно, скворечник, что, красивее, музей, фанера, шофёр, шинель, статуя, свитер, магазин.

  1. Послушайте правильно прочтение, затем прочитайте хором:

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец,

На своём ли выезжает на добром коне

И во том ли выезжает во кованом седле.

И он ходил-гулял да добрый молодец,

Ото младости гулял да он до старости.

Едет добрый молодец да во чистом поле,

И увидел добрый молодец да Латырь-камешек,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке том было подписано:

«В первую дороженьку ехати - убиту быть,

В другую дороженьку ехати - женату быть,

Третюю дороженьку ехати - богату быть».

  1. Работа со словарем. Объясните значение слов:

Гривна, поволока, палица, псалом, пенять, балаган, седмица, вершить, городничий. Запомните, как произносятся эти слова.



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие сознательности чтения

1 класс

  1. Прочитай.

Собака идет на кухню. Она выпивает все молоко кошки. Кошка недовольна.

Ответь на вопрос: Почему недовольна кошка?

Прочитай.

Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.

Ответь на вопрос: Что Петя сделал раньше: пошел в кино или дочитал книгу?

  1. Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

http://festival.1september.ru/articles/625925/img7.gif

  1. Прочитай предложения.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Подумай, может ли такое быть. Почему?

2 класс

  1. Прочитай, вставляя пропуски:

Больш… бел… пятно

На ветках деревь…

По дорожк… сада

Показалась на лесной полян…

Засыпанн… снегом лес был сказочно краси…

Старш… из моряков сказал нам подойти к лодк…

  1. Прочитай текст:

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. (Л.Н. Толстой)

Ответь на вопросы:

  1. О чем этот рассказ?
  2. Кто главный герой?
  3. Что делают Вася и Катя?
  4. Какие они?
  5. Как можно назвать этот рассказ?
  6. Перескажи рассказ.
  1. Найди спрятанные слова в каждой строчке:

пмлшуопокуфшапкапдоаудэ

мшщкрцущрадостьпршцркз

шмуоцбарборисшрауащфцз

афумашинамущуаоуцоаоущ

3 класс

  1. Прочитай текст, заполняя пропуски:

Родился зай… в лесу и всего боял... Треснет где-ни… сучок, вспорх… птица, упадёт с дере… ком снега — у зайчи… душа в пят…. Боял… зайчик день, боялся два, боялся "неде…, боял… год, а потом вырос он больш…, и вдруг надое… ему бояться.
— Нико… я не бою…! — крикн… он на весь лес.
— Вот не боюсь нисколь…, и всё тут.

  1. Прочитай текст

Лебедь.

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

(По С. Аксакову.)

Ответь на вопросы:

  1. Когда лебедь может убить собаку?
  2. Что ты узнал о ручных лебедях?
  3. Опиши лебедя
  1. Прочитай текст

Купание медвежат
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. (В. Бианки)

Выполни задания:

  1. Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть
  2. Перескажи текст от лица охотника

4 класс

  1. Прочитай текст.

Пчёлы.

Пчёлы живут в улье большой семьёй – роем. Каждый рой пчёл состоит из матки, рабочих пчёл и трутней. Матка – самая большая из пчёл. Она мёду не делает, а только несёт яйца, из которых выходят червячки, превращающиеся потом в пчёл. Пчёлы-работницы и трутни нести яйца не могут и потому очень берегут свою матку. Работы пчёлам-работницам много. Одни целый день летают с цветка на цветок, собирают сладкий сок. Из сока этого внутри пчёл делается воск и потом выступает как пот у них на брюшке. Другие пчёлы подбирают этот воск и строят из него соты. Третьи приносят мёд и наполняют им соты. Некоторые из пчёл ухаживают за личинками или очищают улей, или сторожат вход в него. Каждая пчела занята своим делом. Трутни ничего не делают в улье. В конце лета рабочие пчёлы выгоняют их из улья. Матка вылетает из улья только раз в год. Когда в улье выведется молодая матка, тогда старая матка вместе со старыми пчёлами, а иногда – молодая с молодыми, вылетает искать себе другого жилья. Этот рой собирают и сажают в пустой улей.

Ответь на вопросы:

- Как называется большая семья пчёл?

- Из каких пчёл состоит рой?

- Кто такая матка?

- Чем заняты в улье пчёлы-работницы?

- Сколько раз в год вылетает из улья матка? Почему?

  1. Прочитай текст.

Под крышей было гнездо ласточки хозяев в нём уже не было почуяв приближение холодов они улетели прошла зима а в конце апреля пора острокрылых красивеньких птичек весёлых щебечущих прилетала и стала носиться во круг старого гнёздышка работа закипела ласточки носили в носиках глину и ил из ближнего ручья скоро гнёздышко немного попортившееся за зиму было отделано заново потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышки то стебельки моха прошло ещё несколько дней и уже только одна ласточка стала вылетать из гнезда а другая а другая оставаться в нём постоянно недели через три из гнезда стали выглядывать крошечными головки целыми днями заботливые птички носились по воздуху и ловили мух комаров  мошек как быстро сновали они  взад и вперёд как неутомимо  добывали пищу своим деткам! (По К. Ушинскому)

Выполни задания:

- Определи главную тему текста

- Найди в тексте, как ласточки строили свое гнездо.

- Как можно озаглавить этот текст

  1. Прочитай текст:

Два жадных медвежонка

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда медвежата подросли, они решили, что пойдут по свету счастья искать.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались.
Понурые, брели они рядышком.
— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.
— И мне хочется! — сказал старший.
Так они все шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.
Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.
— О чем вы спорите, молодые люди? — спросила лиса. Медвежата рассказали лисице о своей беде.
— Какая же это беда? — сказала лисица.— Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — все одно.
— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата.— Дели! 
Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.
Медвежата закричали:
— Этот больше! 
Лиса успокоила их:
— Тише, молодые люди! И эта беда — не беда. Сейчас я все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
— И так неровно! — забеспокоились медвежата.
— Ну, полно,— сказала она.— Я сама знаю свое дело!
И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.
— И так неровно! — закричали медвежата,
— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкусным сыром.— Еще самая малость — и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только черными носами водили туда-сюда, туда-сюда — от большего куска к меньшему, от меньшего ― к большему.
Пока лисица не наелась досыта, она все делила и делила. Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.
— Ну что ж,— сказала лиса,— хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! — И, помахав хвостом, она убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

Ответь на вопросы:

  1. Из-за чего у медвежат возникла ссора?
  2. С какой целью отправились медвежата в путь?
  3. Кто из героев достоин осуждения?
  4. Перескажи текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...