Конспект урока " Еще про Мальку"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Белов Василий Иванович. «Ещё про Мальку»
Цель: ознакомление с рассказом В.И.Белова «Ещё про Мальку»
Задачи:
- Обучающие: учить понимать смысл произведения, формулировать его основную мысль, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о них, подбирая слова-определения, характеризующие эти поступки и описывающие характер.
- Развивающие: развивать умение работать с текстом, отрабатывать навык полноценного чтения, тренировать наблюдательность, развивать внимание, память, связную монологическую речь, расширять кругозор учащихся.
- Воспитывающие: прививать любовь к природе, интерес к чтению, доказать, что доброта – это богатство и щедрость души.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание рассказа, воспринимать на слух и читать произведение, определять жанр, выбирать виды деятельности на уроке, понимать поступки героев и обосновывать своё понимание, составлять план и пересказывать по нему, вспоминать или придумывать свои рассказы о животных.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг писателя, подборка пословиц.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| - Все сумели мы собраться, | Дети садятся, проверяют готовность к уроку. |
На слайде текст. | Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.И.Белова «Ещё про Мальку», которое входит в серию рассказов «Про Мальку». Но сначала проведём речевую разминку. Два щенка щека к щеке А у щетки половой | Дети читают «птичьим базаром»; медленно; шёпотом; с вопросом; весело; выразительно; скороговоркой. |
Задания. На доске портрет писателя. | - На прошлом уроке мы читали произведение. Как оно называется? - Кто написал это произведение? - К какому жанру оно относится? - Назовите главных героев рассказа? - В чём провинилась Малька? - Почему Лидия так сильно ругала Мальку? - Как вы считаете, правильно поступила Лидия, раздав щенят? Как бы вы поступили? | - Малька провинилась - Василий Иванович Белов - В маленькой деревушке, раскинувшейся на берегу речки - Принесла щенят и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать. - Боялась, переживала, что никто не возьмёт щенят - Дети высказывают своё мнение. |
| Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
| Дети за учителем делают упражнения. |
На слайде текст стихотворения. | Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя. Послушайте небольшое стихотворение. Есть такое чудо: Край, навек любимый, Над рекой под клёном Отчий дом родимый... Видя это чудо, Сердце жарко бьётся, В жизни это чудо — Родиной Зовётся!.. -Давайте прочитаем это стихотворение хором, соблюдая все знаки препинания. -Что хотел автор выразить этим стихотворением, о чём он думал? -Как перекликается это стихотворение с биографией В. И. Белова? -Что особенного запомнилось вам из жизни писателя? Молодцы, ребята, вы многое помните о писателе! А теперь давайте познакомимся с продолжением истории о Мальке. Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно. Человек будет добрее и лучше, если останется неравнодушен ко всему живому – будь то синица, постучавшаяся в наше окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящиеся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку… | - Слушают стихотворение. - Читают хором. -Что нет ничего любимее родного края. Отчий дом – это чудо, которое мы не должны забывать. - Василий Иванович всякий раз возвращался в родную Тимониху, здесь он любил отдыхать, ходить по родным с детства местам, общаться с деревенскими жителями. - Военное детство, ранний трудовой опыт, жизнь в деревне Тимониха |
| - Ребята, какие цели вы поставите перед собой? | - Познакомиться с продолжением истории про Мальку. - Поговорить о содержании, порассуждать о главной мысли. |
| - Ребята прочитайте название. - Ваши предположения. Можно ли по названию рассказа предположить, о чём или о ком пойдёт в нём речь, и кто будет главным героем данного произведения? -Скажите, а почему рассказ назван «Ещё про Мальку»? -Вспомните, какое время описывалось в первом рассказе. Посмотрите на иллюстрацию данную к тексту. Действия этого произведения тоже будут происходить зимой? -Почему? -Ваши предположения, что могло произойти весной с Малькой? | - Читают название произведения. - Высказывают свои предположения. - Потому что на прошлом уроке мы читали рассказ про Мальку
- Ведь она зимой бегала в соседнюю деревню через реку, а теперь льда нет, может быть Малька будет перебираться по лаве или её будут возить на лодке. |
Слайд презентации. | В рассказе много трудных, непонятных слов, это связано с тем, что жизнь в деревне отличается отгородской, есть слова, которые обозначают чисто «деревенские понятия». Плесо (водный плес) – широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки. Долговязые – длинноногие. Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой. Верши – морда, сети или ловушки для ловли рыбы. Обормот – негодный человек, грубиян. Обомлел – легкое замирание тела. Кулик – водная птица. Низина- низменное место Обомлел - оцепенел, ослаб от неожиданности, обмер Что означает фразеологизм «легок на помине»? Давайте прочитаем довольно длинные слова, которые могут вызвать у вас затруднение. | Дети работают по алгоритму: -читаем хором по слогам, - читаем целым словом с ударением - орфографическое чтение, - орфоэпическое чтение, - лексическое значение. – Фразеологизм о том, кто появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят, вспоминают или думают. - Дети читают по слогам. Затем целым словом. |
| Мы работали, читали, | Повторяют движения за учителем. |
В процессе чтения на доске появляется план. | - Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части. Чтение текста отдельными детьми по частям, деление на части. Работа над текстом по плану. Чтение 1 части. -- Как часто бегала Малька в деревню? - Какими словами вы можете охарактеризовать Мальку? - Как озаглавим эту часть? Чтение 2 части. -Почему Малька сунулась в ледяную воду? - Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть. – А как поступили люди, увидев, что собака тонет? Почему они так поступили? - Как озаглавим 2 часть рассказа? Чтение 3 части. – О каких чертах характера говорит поступок Феди? -Как озаглавите 3 часть? - Прочитайте 4 часть рассказа самостоятельно. - Как озаглавите 4 часть? У этой истории хороший финал, но ведь всё могло быть иначе, если бы люди не спали Мальку. Поэтому очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то рядом нужна ваша помощь. Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера. (По ходу работы над текстом вывешивается план текста). План.
|
- Любит своего ребёнка, не забывает об обязанностях матери. - Может быть, её щенку грозила опасность или его не кормили, и он был голоден. - Обосновывают своё мнение по поводу поступка Мальки. - Они хотели спасти собачку, не хотели чтобы она погибла. - Малька в воде - Он добрый, любит животных, неравнодушный. - Спасение Мальки - Мальку возвращают домой |
Слайд презентации. | Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл. • Всякой матери свое дитя мило. • Материнское сердце не знает покоя. • Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. | - Объясняют, как они понимают смысл пословиц. |
| - Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации? - Найдите в тексте эти строки и прочитайте. | - Момент когда Федя спасает Мальку. - Находят фрагмент в тексте и читают. |
| - Кто главный герой прочитанных нами рассказов? - Как заканчивается первый рассказ? Прочитайте.
- Это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она идет кормить своего сынка. Найдите в тексте предложение, которое отражает всю смелость Мальки. - Скажите, почему данные рассказы о простой маленькой собачке включили в наши учебники? Чему учат нас произведения Белова? - С чем можно сравнить любовь Мальки к своему щенку? - Да правда, ведь Белов показал на примере этой маленькой бесстрашной собачки, любовь матери к своему ребёнку. Это и есть главное достояние творчества писателя – он умел видеть в простых людях их душевность, жалостливость, доброту, любовь к тем, кто рядом и рассказать о них своим читателям с интересом. Человек будет добрее и лучше, если по прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий кустик на дороге, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку… Об этом и напоминает писатель. | - Малька - Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может. -И мы оба подивились Малькиной материнской верности -Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды. - Любви к своим близким, к животным. - С материнской любовью |
12. Рефлексия | - Подведем итоги урока. - На уроке я узнал……… - Мне было интересно…….. - Я хотел бы похвалить за работу…… | Дети заканчивают предложения. |
13. Итог урока | - Ребята, чем вам понравился этот рассказ? - Как вы думаете, какова основная мысль произведения? | - Отвечают. - Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. |
14. Домашнее задание | Написать мини-сочинение на тему: «Какой я представляю Мальку» и подготовить краткий пересказ произведения. | Дети записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "В. Белов. Малька провинилась Ещё про Мальку. Логический анализ. Характеристика героев". 3 класс
Конспект урока по литературному чтению....
Тест к произведению МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ.ЕЩЁ РАЗ ПРО МАЛЬКУ
Тест по литературному чтению для обучающихся 3 класса к разделу ЛЮБИ ЖИВОЕ по произведению Василия Ивановича Белова МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ.ЕЩЁ РАЗ ПРО МАЛЬКУ...
Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»
Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...
В. Белов "Малька провенилась", "Ещё раз про мальку"
Технологические карты уроков по литературному чтению 3 классе...
В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"
Конспект к уроку литературного чтения В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку" УМК "Школа России"...