2 . Беседа об авторе, работа с выставкой книг писателя
Цели: - выявление читательского опыта учащихся;
- развитие интереса к творчеству писателя
| -Прочитаем вместе имя писателя, с произведениями которого предстоит познакомиться. - Знакомо ли вам это имя?
-Что означает дата? -Почему одна дата? -Вглядитесь в портрет писателя и скажите, какой перед вами человек? -Итак, о чём рассказал вам портрет?
-Что ещё вы заметили на портрете? -Как вы думаете, почему? -А хотите послушать, что я приготовила для вас о Василии Ивановиче Белове? (Рассказ учителя: -Родился писатель в Вологодской области, в деревне в крестьянской семье. Все работали на земле. После школы получил профессию столяра и работал на заводе. В это время писал заметки в районную газету. Эти заметки так понравились редакторам газеты, что те посоветовали Василию Ивановичу стать писателем. Тогда он поступил в Литературный институт, и с тех пор стал делиться с читателями своими мыслями с помощью романов, повестей, рассказов, стихов. Василий Иванович стал не только писателем, но и драматургом, так как по некоторым произведениям сняты фильмы. Вся жизнь писателя связана с вологодской деревней, где он живёт и по сей день.) -Внимательно рассмотрите выставку. В каких книгах автор обращается ко взрослым, а в каких - к детям? Почему вы так думаете?
-Послушайте названия некоторых произведений. (По содержанию книг: -Мишук. Сказка для Анюты. Мамина дочка. Радуга. Каникулы Старый да малый. Колыбельная. Катюшин дождик. Лесной спектакль. -Какие это названия? -Как выдумаете, каким главным качеством должны обладать герои из этих книг? -С одним из произведений автора мы сейчас и познакомимся . | Хоровое чтение: -Василий Иванович Белов
-Писатель родился в 1932 году. - Писатель живёт и сейчас. Рассматривание портрета, работа в парах. -Писатель добрый, умный, интеллигентный -За портретом изображена деревня -Писатель жил в деревне.
Дети рассматривают книги, выходят к доске и показывают книги для взрослых и книги для детей, обосновывая свой выбор.
-Ласковые, нежные, добрые
-Добротой
|
3.Первичное чтение рассказа Цели:
- знакомство с рассказом
- предугадывание содержания текста
- развитие внимание к заглавию рассказа
- формировать навык медленного вдумчивого чтения с комментариями, используя приём хорового чтения
| -Прочитаем его название. - Попытаемся определить, кто главный герой произведения? -Каким представилось? Докажите. - О чём будет текст? Какое слово в названии на это указывает?
-Что значит «провинился»?
-Откройте учебник на стр. 69, рассмотрите иллюстрацию. Что добавите?
-Какие вопросы ставит перед нами название?
-Что нужно сделать, чтобы ответить на ваши и другие вопросы?
-Приступаем к чтению. Как надо читать, чтобы понять произведение? -В этом нам поможет хоровое чтение. Прочитаем хором первое предложение. -Где и когда происходит действие? Обоснуйте своё мнение.
-С каким персонажем знакомит нас автор? -Кто ещё является действующим лицом? Почему?
-Продолжаем чтение. Вы поднимите руку, как только поймёте, кого же ругает Лидия?
-Кого же ругает хозяйка? -Почему вы не сразу догадались об этом?
-Продолжаем читать. Учитель останавливает детей после предложения « Деревня, где я жил…» -Какой вопрос у вас возник?
-Ответ на этот вопрос вы дадите сами, но позже. Продолжаем читать. | Хоровое чтение с доски. -Какое-то животное. Учащиеся высказываются. -О том, что главный герой в чём-то провинился. -Сделал что-то не так, чувствует свою вину.
-Малька – это собачка. Она маленькая, поэтому её так прозвали. Это дворняжка. -В чём провинилась эта собачка? Почему автор посвящает ей целое произведение? -Внимательно прочитать произведение, подумать, какие поступки и почему совершают герои? -Громко; не торопиться во время чтения. Хоровое чтение.
-В деревне зимой.
-С Лидией, которая ругает кого-то. -Сам автор, он рассказывает, написано «я». Он сам наблюдал эту историю.
-Хоровое чтение (каждый ряд читает 1 предложение). Дети поднимают руку в конце отрывка. -Хозяйка ругает собачку. -Некоторые слова относятся и к людям; было непонятно, ругают ребёнка, или нет. Хоровое чтение по рядам.
-Для чего автор описывает деревню, ведь речь идёт о собачке?
Хоровое чтение. |
6. Подробный логический, языковой анализ Цели: - формирование навыка выборочного чтения;
- развитие внимание к авторскому языку для характеристики персонажей литературного произведения
| -Я поняла, что рассказ всем нам понравился. Постараемся понять, что помогло испытать при чтении разные чувства и живо представить героев. Беседовать будем с помощью вопросов. - Какой вам представилась Лидия? Почему?
-Какие из этих слов имеют противоположные значения? -Разрешить возникшее противоречие поможет только обращение к авторскому слову. -Что привлекло внимание писателя?
-Чему автор был удивлён? Прочитаем. -Какое слово указывает, что ругают сильно? - Уточнить значения слов нам поможет толковый словарь. (Учитель показывает словарь Ожегова.) -Для чего нам необходимо обращаться к словарю? -Перед вами – выдержки из этого словаря. Найдите значение слова и прочитайте про себя. -Как иначе можно сказать о Лидии?
-А какое слово точнее? -В каком состоянии находилась Лидия, когда бранила Мальку?
-Что на это указывает?
-Найдём отрывок о том, как ругалась Лидия. Перечитаем его. -Как автору удаётся передать состояние хозяйки дома. Обратите внимание на предложения, их интонацию. -Прочитайте «жужжащим» чтением 1 вопрос на стр. 70 и скажите, как иначе можно назвать состояние Лидии. -Найдите определение слова по словарю. -Какое слово наиболее точно раскрывает состояние Лидии? -Перечитайте отрывок «жужжащим чтением» в парах и отметьте все слова, которыми Лидия ругала Мальку. -Проверим.
-Какие из слов требуют пояснения? - В каждой местности есть такие слова и выражения, которые придумали жители данной местности. Эти слова употребляются только в разговорной речи и называются просторечными. Понять их смысл можно только при чтении произведения. Такими словами и являются «шельма, блудня, батявка». Можно ли по звучанию определить, что это ругательства? -Итак, какой вам представилась Лидия из этого отрывка? Какие слова описывают её характер? -Обратимся к следующему отрывку. -Что добавите о Лидии?
-Жалость – это то качество, которое в русском народе всегда ценилось. Про таких людей ещё говорят, что они душевные, что у них добрая душа. -Почему же тогда Лидия так сильно ругала Мальку? -Каким словом в этом отрывке названы щенята? Как оно звучит? -Какое слово напоминает? -Уточните его значение по словарю.
-Это слово тоже является просторечным. -А как ещё в просторечье называют щенят, когда хотят их поругать. -Как звучит слово: зло или сердито? -Какой из этого отрывка представилась нам Малька? Докажите.
-Как она относилась к своим щенятам? Докажите.
-Что помогло Лидии окончательно успокоиться? -Прочитайте.
-Где произошла встреча писателя с Малькой? - Что тронуло душу автора?
-Найдите слова, которые помогают понять чувства писателя? -Какие слова вы подчеркнули?
-Как понимаете значение слова «деловито»? -Найдите значение по словарю. Прочитаем хором. - Какой из отрывка представилась вам Малька?
-Вот теперь перечитает отрывок выразительно, передавая голосом, интонацией, что писатель переживает за собачку. -Удалось ли (ученику…) выразить отношение автора к увиденному? Как вы думаете, совпадает ли авторское отношение с отношением читающего? -Какой отрывок мы пропустили? -Для чего же автор подробно описывает деревню?
-Перечитаем выразительно это описание.
-Уточним, где происходят события рассказа. -Как Лидия оценила поведение Мальки?
-Почему вы так думаете? -Перечитаем этот отрывок выразительно по ролям.
-Как отнёсся рассказчик к тому, что узнал?
-У кого из вас отношение к Мальки совпадает с авторским? Кто хочет попробовать передать его при чтении? -У кого получилось наиболее удачно? -Итак, мы подробно поработали над авторскими словами и выражениями. Для чего мы провели эту работу?
-Решим наше противоречие: какое определение точно не подходит к описанию характера Лидии? Докажите. -Повторим хором, какими словами можно описать Лидию?
-Вспомним вопрос, который мы задавали автору?
-Как вы думаете? -Найдём предложения, подтверждающие ваши ответы. Прочитаем их хором выразительно. -Что мы сейчас определили?
-Я поняла по вашему чтению, что ваше отношение к Мальке совпадает с авторским, и рада этому.
-Прочитаем на стр. 70 название следующего рассказа.
-Почему рассказ начинается со слова «ещё»?
-Рассмотрим иллюстрацию на странице 71 и предположим, что же ещё случилось с Малькой?
-Кто хочет узнать о том, что случилось с Малькой? - Объединяемся в группы и читаем «жужжащим» чтением. Когда дочитаете до самого напряжённого момента – поднимите руку. При чтении подчеркните слова, которые помогают представить характер Мальки. - Почему этот момент вызвал волнение? -Какой представилась Малька из этого рассказа? В каких предложениях?
-Какие слова требуют разъяснения? -Узнайте по словарю. -Какой новый герой появился в рассказе? Какой он? Какие поступки об этом говорят. -Найдите его слова. -Какое предложение в рассказе подтверждает главную мысль предыдущего рассказа? -Какие слова в этом предложении главные? Как можно продолжить главную мысль предыдущего рассказа? -Итак, вы познакомились с двумя рассказами про Мальку. Несколько рассказов об одних и тех же героях в литературе получили название «цикл рассказов». Найдите на выставке книгу, которая познакомит с другими историями с собачкой. Как вы догадались? -Проверим. (Учитель открывает содержание и читает названия рассказов) -Что вы можете добавить о писателе Василии Ивановиче Белове по прочитанным рассказа? - Совпадает ли ваше мнение с первоначальным представлением?
-Кто является героями его рассказов?
-Как он относился к своей малой родине? Докажите.
-Это и есть главное достояние творчества писателя – он умел видеть в простых людях их душевность, жалостливость, доброту, любовь к тем, кто рядом и рассказать о них своим читателям с интересом.
-Дома вы составите рассказ: 1 вариант о Лидии, а 2 – о Мальке. Помните, что каждое своё высказывание необходимо подтверждать словами текста. -Кого заинтересовало творчество писателя? -Вы можете найти и прочитать другие истории про Мальку, а на следующем уроке поделиться своими впечатлениями. -Где можно найти книги? |
Дети высказывают различные мнения. (Сердитая, злая, добрая, сердечная, ворчливая) -Добрая - злая.
-Хозяйка кого-то так сильно и громко ругала, что было слышно издалека. Читает 1 ученик. -Честит.
- Чтобы стал понятен смысл неясных слов. (Слайд № 5). -Честить – бранить, обзывать обидными словами» -Лидия обзывала обидными словами, бранила кого-то. -Честит. -Рассержена, взволнована
-Лидия не обратила внимания на гостя. 1ученик читает. - Предложения короткие, восклицательные Чтение «про себя» 1 вопроса. -Лидия негодовала. Чтение со слайда № 5. -Негодовала
Работа в парах. -Кривоногая, шельма, блудня, батявка, бессовестная -Шельма, блудня, батявка,
Учащиеся высказываются. Учащиеся высказывают свои мнения. -Чтение вслух 1 учащимся. - Лидия была добрым, человеком. Она жалела щенят, поэтому положила щенят в старую шапку-ушанку, чтобы они согрелись.
-Она переживала о том, что никто не возьмёт щенят. -Слово «кутёнок» звучит ласково, как и «ребёнок». Чтение (про себя) учащимися значения со слайда № 5.
-Шаромыжники.
-Сердито, но не зло. -Малька предана своей хозяйке, она стыдилась, вертела виновато хвостом. -Малька оберегала щенят. (Учащиеся перечитывают слова и выражения в подтверждение своих мыслей) -Щенят забрали. Чтение вслух 1 учащимся.
-На тропе. -Малька каждый день бегала к своим щенятам в другую деревню. Самостоятельная работа. -Ножки, мелькают, одна-одинёшенька, деловито. -Не отвлекалась. Слайд 5. -Малька – смелая собачка. Малька – хорошая, заботливая мать. Она любит своих щенков. Маленькая собачка, а к своим обязанностям относится серьёзно.
Чтение 1 учащимся.
Ученик старался при чтении.
-Описание деревни. -Чтобы стало понятно, как трудно было Мальке, какая она смелая 1 учащийся читает.
-На родине писателя. -Она радовалась, что со щенятами всё в порядке. Теперь Лидия беспокоилась за Мальку. Чтение по ролям. (Роли выбирают по желанию) -Писатель восхищается поступком Мальки. Чтение вслух 2-3 учеников.
-Мы поняли их значение. Слова помогли представить характер главных героев рассказа. -Злая. -Добрая, душевная, жалостливая, добросердечная, ласковая. Хором: Для чего писатель рассказал этот случай? Мнения учащихся.
Хоровое чтение. -Определили главную мысль рассказа. (Слайд № 6)
Хоровое чтение: -Ещё про Мальку. -Автору хотелось добавить что-то важное про собачку. - Весной Малька не могла перебраться на другой берег к своим щенкам.
Работа в группах.
-Малька могла погибнуть. Малька – смелая, находчивая собачка. Учащиеся зачитывают отрывки из текста. -Плёсо. (Слайд № 5) -Отзывчивый, добрый
Учащиеся читают. «И мы оба подивились Малькиной материнской верности». -«Материнская верность» -Материнская верность Мальки.
-По иллюстрации.
-Писатель был добрым человеком, любил животных. Учащиеся высказывают свои мнения. -Деревенские жители, собачка Малька -Писатель уважает деревенских жителях. Главную героиню называет полным именем – Лидия.
В домашней, школьной или городской библиотеке |