Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы; слово учителя
| 4 мин
| Сейчас я вам расскажу немного о писателе. Слушайте внимательно, вам нужно будет ответить на несколько вопросов: В какой семье родился писатель?(в семье крестьян) Когда писатель научился читать?(до школы его научил читать брат) О чем чаще всего писал Белов?(о деревне) Какие еще произведения Белова вы запомнили?( «Про Мальку», «Все впереди», «Каникулы») Белов Василий Иванович родился в селе Тимониха, Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье крестьян Белова Ивана Федоровича и Беловой Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2-м классе. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны". Он даже воровал книги с чердаков брошенных домов, которые были заколочены. Когда он вырос, он окончил литературный институт имени М. Горького. После окончания института он стал писать книги, одни из самых знаменитых его произведений «Про Мальку», «Все впереди», «Каникулы»- они знамениты и за рубежом. Он один из наиболее ярких представителей деревенской прозы. В этом мы с вами убедимся после прочтения его рассказов . |
Знакомиться с новым автором
Запоминать информацию об авторе
Отвечать на вопросы учителя
| Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Познавательный: определение основной и второстепенной информации;
|
Словесный: учебный диалог
Практический: выборочное чтение
Практический: работа с пословицами
Практический: словарная работа.
Практический; выразительное, осмысленное чтение.
Словесный: учебный диалог
Решение частных задач. Решение частных задач. Словесн.: слово учителя.
Практич.: чтение пословиц
Практический: упражнение на собирание пословиц из частей.
Практический: подбор пословиц к произведению. Словесн.: ответ на вопросы формулирование темы пословиц к произведению
| 9 мин
9 Мин
15 мин | Ребята, какое произведение вы читали дома?(Малька провинилась) -Понравился ли вам рассказ? Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.( Кривоногая! Шельма! – слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?! Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться: – Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную! Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают..) -Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков?( Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос) -Обратите внимание, как описывает автор негодование Лидии. Можно ли весь эпизод заменить одним предложением. (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла щенков.) -Как выглядела Малька, когда встретилась с рассказчиком на тропе? (Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.) -Какое открытие сделал рассказчик? Какие чувства он испытал?(автор был очень удивлен поступком Мальки «Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.» -Что думаешь о главных героях рассказа? (хозяйка очень добродушная женщина, хоть она и ругалась на Мальку, но щенков она оставила, она любит детей; Малька очень верная, добрая собака, она очень хорошая мать, которая защищает своих щенков; автор- любит животных, он общительный человек, он не безразличен к беде других, так как, когда он услышал шум в доме, он сразу туда пошел) Прочитайте пословицы и поговорки. Каков их смысл? (смысл этих пословиц в том, что мамы очень любят своих детей, и готовы отдать за них свою жизнь) Всякой матери свое дитя мило. Материнское сердце не знает покоя. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Какое отношение эти пословицы и поговорки имеют к Мальке?(она тоже мать и защищает своих детей) -какие пословицы о мамах вы еще знаете? Сейчас мы начнем читать рассказ «Еще про Мальку». Но для начала давайте разберем трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем слитно. (Ежедневно, обязанность, не проберешься, долговязые.) Хорошо, каково значение слов Плесо-открытая широкая часть воды Долговязые- высокий, худощавый, неуклюжий. Наперерез- идти пересекая кому-либо путь Значение фразы легка на помине-так говорят о человеке, который появился в тот же момент, когда о нем говорят, думают. Вижу, что вы готовы. Преступаем к чтению рассказа. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прервать и спросить одного из вас. -Понравился ли вам рассказ? Как можно озаглавить текст по-другому? (верная мать) -Что случилось с Малькой? (она хотела покормить своего щенка, но река разлилась и лавы смыло. Малька прыгнула в воду, но начала тонуть) -Кто помог Мальке? (Федя помог Мальке) -Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? (материнская любовь) -Прочитайте еще раз о том, что произошло на реке. Можно ли назвать это самым напряженным моментом рассказа? (да) -Мы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?(теперь мы знаем, что самое сильное чувство –материнская любовь, всякое животное своего дитя любит) Проектная задача -Ребята сегодня мы с вами продолжим работу над нашим сборником. С каким рассказом мы работали на прошлом уроке?(Листопадничек). Сегодня мы поработаем с произведением «Малька». Мы уже познакомились с этим произведением. Задание 1. Выберите главную тему этого произведения: Любовь матери. Собака друг человека. Жестокость людей. Задание 2. Ребята, что изображено на доске?(ребус). Итак, задание, разгадать ребус и подобрать пословицы, в которых есть это слово. М ,, ь Запишите пословицы с этим словом на листах. Задание 3. Вы подобрали прекрасные пословицы, но у нас возникла проблема, слова в нужных нам пословицах перепутались. Как вы думаете, какова наша задача?(составить пословицы) 1)дитя, Любая мать, любит, свое. 2)друга, матери, Нет, нежнее. 3)радуется, Птица,, -, а, матери, весне, младенец. 4)меры, матери, Любовь, не знает, Задание 4. У нас возникла еще одна проблема, для этого раздела, нам нужно найти значение пословиц, но они перепутались. Как вы думаете, какая у нас с вами задача?(найти значение для пословиц) Дело мастера боится. | Так говорят о деле, не требующем большого искусства, о легко разрешаемой проблеме. | Любовь матери меры не знает. | Мать это наш лучший друг, она никогда не бросит и не предаст. | Проще пареной репы. | У хорошего мастера любая работа в руках спорится, стоит ему только за нее приняться. | Нет нежнее матери друга. | Мать любит свое дитя больше всего на свете, она готова на все ради ребенка. |
Ребята, домашнее задание у нас снова по рядам. Задание для второго ряда, работать будем в парах. Один ученик рисует иллюстрацию к произведению Малька, а второй подбирает пословицы к рисунку и оформляет это все на альбомном листе. (Показываю образец). Сдать ваши работы нужно в следующий понедельник. | Выразительно читать рассказ Отвечать на вопросы по пониманию текста Анализировать рассказ
Отвечать на вопросы по пониманию текста Выделять информацию из текста для ответа на вопросы
Высказывать мнение по поводу героев рассказа
Воспринимать речь, обращенную к учащемуся
Читать пословицы и поговорки и отвечать на вопросы о них
Анализировать значение трудных слов
Выразительно читать рассказ
Отвечать на вопросы по пониманию текста Анализировать рассказ
Слушать ситуацию. Определять цели деятельности. И пути их достижения.
Разгадывать ребус
Выбирать необходимую информацию. Строить рассуждение. Делать выводы
Составлять пословицы.
Находить значение пословиц. Подбирать пословицы подходящие к произведению
| Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Познавательный: определение основной и второстепенной информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств; строить логическую цепь рассуждений; извлечение из текста необходимой информации. Личностные: действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
Р: целеполагание, планирование деятельности
К: Участвуют в учебном диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями. П: осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысливают учебный материал, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: оценка своей деятельности.
|