В. Белов "Малька провенилась", "Ещё раз про мальку"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

Губайдулина Екатерина Эдуардовна

Технологические карты уроков по литературному чтению  3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eshche_raz_pro_malku.doc59 КБ
Microsoft Office document icon malka_provinilas.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

5

Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку. Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с произведением В.Белова «Малька провинилась» и определили, что у этого рассказа есть продолжение. Как называется следующий рассказ? Какую цель перед собой поставим? (Познакомиться с рассказом «Еще раз про Мальку»)

Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.

Р: принимают и со храняют уч задачу

22.

 Постановка учебной задачи и ее решении

Словес.: ответы на вопросы

Практический: работа со словарем

Практический: слушание и чтение Т

25

Ребята, проверяем домашнее задание. Сейчас вам нужно кратко пересказать текст о Мальке в парах и задать ребятам 3 вопроса к тексту.

Прочитайте пословицы и поговорки. Каков их смысл?

Всякой матери свое дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Какое отношение эти пословицы и поговорки имеют к Мальке?

Сейчас мы начнем читать рассказ «Еще про Мальку». Но для начала давайте разберем трудные слова.

Прочитайте слова по слогам, затем слитно.

(Ежедневно, обязанность, не проберешься, долговязые.)

Хорошо, каково значение слов плесо? долговязые? наперерез?

Значение фразы легка на помине?

Вижу, что вы готовы. Преступаем к чтению рассказа. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прервать и спросить одного из вас.

Определять конкретный смысл понятий.

Определять смысл названия произведения.

Предполагать

Слушать чтение

Работать со словарем.

Выявлять особенности юмористического произведения.

Объяснять используемые в тексте выражения

Читать выразительно.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: осуществляют подвед под понятие

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказыван

П: осмысленно читают текст

П: строят речевое высказывание

3.

Физминутка

1

Показывать видео.

Выполнять двигательные упражнения.

34.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Практический: анализ выраз. чтения  

10

-Понравился ли вам рассказ?  Как можно озаглавить текст по-другому? В начале урока мы читали пословицы и поговорки о маме, какие из них можно отнести к содержанию рассказа? Какое открытие сделал рассказчик? ( Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка) Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки) Что случилось с Малькой? Кто помог Мальке? Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду?  Прочитайте еще раз о том, что произошло на реке. Можно ли назвать это самым напряженным моментом рассказа? Мы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

Молодцы, а сейчас, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: нарисовать портрет Мальки.

Характеризовать героев

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Проводить самоанализ.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

45.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

4

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали? Что вам понравилось/не понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Урок окончен.

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассужд


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

 Литературное чтение

«Ещё про Мальку»

                                                                                                                                                                 Выполнила студентка: 43 группа

                                                                                                                                                                 Губайдулина Екатерина

                                                                                                                                                                 Проверила: Афанасьева О.В.

                                                                                                     Отметка:

                                                                                                              Дата: 24.02.17

Челябинск, 2017г.



Предварительный просмотр:

Дата: 23.02.2017г.                                                                                                                          Учитель: Афанасьева О.В.

Класс: 3                                                                                                                                           Студентка: Губайдулина Е.. 43группа

                                                                                                                                                         Оценка:

                                               

Конспект урока по Литературному чтению

                                                                             Тема:  В. И. Белов  « Малька провинилась »

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: 

Личностные: формируют любовь к чтению;  формируют познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Предметные: научатся читать и воспринимать на слух произведение; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация,  учебник «Школы России», Литературное чтение 3 класс, 2 часть.

Этапы ,методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

1 мин

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте

Приветствовать  учителя, садиться на свои места, настраиваться на урок

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

2.Мотивационный этап

Метод – словесный; Прием – подводящий диалог

7  мин

Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»). Что означает слово любовь?  Между кем может возникнуть любовь? Любовь бывает разная: любовь между мужчиной и женщиной; любовь родителей к детям; любовь детей к родителям; любовь к своим родственникам и друзьям; любовь к животным. С каким произведением из этого раздела вы познакомились?( «Моя Родина», «Листопадничек»)  Кто такой Листопадничек?

Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

О какой любви говорилось в этом произведении ? (О любви детей к родителям). Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.  

Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.

“М про А ви Л ни Ь ла К сь А”

Итак, кто может назвать тему нашего урока? - Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась». Как звучит цель, которую мы поставили к этому уроку?  Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на слайде).

Узнать о жизни………………..(В.И.Белова).

Познакомиться с произведением…….“… …” («Малька провинилась»)

Учиться ??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст)

Отвечать на вопросы учителя.

Определить название произведения.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять задачи урока.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

3.Постановка и решение  учебной задачи

Метод – словесный.

10 мин

Ребята, прочитайте название рассказа ещё раз. Как вы думаете кто главный герой  рассказа?

О чём будет текст?

Какое слово в названии на это указывает?

Что значит «провинился»?

Прочитаем вместе  имя  писателя, с произведениями которого предстоит познакомиться. Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

Что вы знаете об этом писателе?

Послушайте, что  я приготовила для вас о Василии Ивановиче Белове

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая, матери поднимать четверых младших детей. Из детства, и ему запомнились, прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей.

Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни.

А вот верны ли ваши предположения , мы узнаем когда прочитаем. Для  начала прочтем  трудные слова.

Посмотрите все на слайд. Давайте прочитаем  новые для нас слова.

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник- человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

Блудный – говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя

Читать новые слова.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач.

Строить логическую цепь рассуждений.

4. Физ.минутка

2 мин.

Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко. На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Выполнять физические упражнения

Личностные: установка на ЗОЖ

5. Решение частных учебных задач

Метод –  словесный,

Приём «Чтение с остановками».

20 мин

Итак, откройте учебники на стр 68. Следите внимательно за мной. 

 (Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?» 

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка? 

( Чтение 2 части) 

- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно? Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться: - Ремень-то бы взять да нахлестать!

Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

- Ребята, за что ругала хозяйка Мальку?

( Чтение 3 части) 

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос. - Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

( Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:      - Ладно, пускай живут. Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна. Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…

- Что же увидел он?

( Чтение 5 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

 ( Чтение 6 части)

Спросил у Лидии: - Куда это Малька каждый день бегает? - Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко. Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

 

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Познавательный: 

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств; строить логическую цепь рассуждений;

извлечение из текста необходимой информации

Коммуникативные : умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента).

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

6.Рефлексивный

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

5  мин.

Какой рассказ прочитали? О ком он?

Кто нам рассказывает этот текст?

- Как вы догадались?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете? А теперь ответьте на главный вопрос.  Способны ли животные любить своих детей так, как люди? Почему? Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

Спасибо за урок. Урок окончен.

Подводить итог урока.

Отвечать на вопросы.

Личностные: осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к произведению МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ.ЕЩЁ РАЗ ПРО МАЛЬКУ

Тест по литературному чтению для обучающихся 3 класса к разделу ЛЮБИ ЖИВОЕ по произведению Василия Ивановича Белова МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ.ЕЩЁ РАЗ ПРО МАЛЬКУ...

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"

Конспект к уроку литературного чтения В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"  УМК "Школа России"...

Тест «Малька провинилась. Ещё раз про Мальку»

Литературное чтение. Школа России. 3 класс....