Конспект урока по литературному чтению "В. Белов «Малька провинилась. Еще раз про Мальку" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v._belov._malka_provinilas._eshche_raz_pro_malku.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «б»

Тема: «В. Белов «Малька провинилась. Еще раз про Мальку»

Цели деятельности учителя:

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова;

-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

-научить видеть и понимать окружающую природу;

-привить любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

предметные:

-научатся читать и воспринимать на слух произведение;

-видеть и понимать поступки героев;

-рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

-пересказывать произведение.

личностные: 

формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте;

анализировать и синтезировать прочитанное.

Оборудование: литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвещение», 2013. презентация.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Формулирование темы и цели урока;

2

- Чтобы определить тему урока и название произведения вам нужно прочитать, что зашифровано на доске, и объяснить,  как вы  прочитали.

«М про А ви Л ни Ь ла К сь А»

(на экране название произведения «Малька провинилась»)

- Верно, найдите в учебнике автора нового произведения, которое мы начнем изучать. (В. И. Белов)

- Назовите тему урока полностью.

(В. И. Белов. «Малька провинилась»)

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

 *  расширить знания о …; о жизни и творчестве Василия Белова;

*  познакомиться с  …; с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;

*  учиться  … . анализировать произведение «Малька провинилась».

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный: слово о писателе;

Словесный:

учебный диалог;

Практич.:

словарная работа;

Практический: чтение по цепочке;

Практический:

анализ рассказа;

3

2

7

2

- Сейчас я вам расскажу немного о писателе.

- Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Жил в Вологде. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.

- Ребята, назовите еще раз произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

- Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей)

- А вот верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочитаем этот рассказ. Но сначала познакомимся с некоторыми словами, которые встретятся нам в тексте.

- Прочитайте слова на слайде, каким из них вы можете дать определение? Давайте прочитаем их значение из сноски словаря.

Шельма (негодяйка)

Блудня (ушедшая из дома)

Батявка (гуляющая, болтающаяся без смысла)

Шаромыжник.  Кого так называют? (человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик)

Водный плёс (широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами)

- Следующие слова прочитаем по слогам, затем орфоэпически:

Оказывается, с недоумением, беспомощно, одна одинешенька.

- Сейчас я начинаю читать рассказ, внимательно следите, кто-то из вас продолжит.

 - Понравился ли вам рассказ? Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.

- В чем же провинилась Малька? (В том, что она среди зимы родила щенят.)

- Понимала ли Малька, за что её ругают?

- Кому хозяйка отдала щенков? (трактористу, отнесла в соседнюю деревню)

- Куда Малька бегала каждый день? (в соседнюю деревню)

- Зачем она туда бегала? (кормить щенят)

Извлекать информацию

Высказывать свои предположения;

Читать слова орфоэпически

Читать текст по цепочке

Анализировать

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: высказывать своё предположение;  

Дин.пауза

2

Динамическая пауза. Видеоролик.

Выполнять физ.упр.

Практический:

анализ рассказа;

Практический: анализ пословиц

Практический: словарная работа

Практический: чтение по цепочке

Практический: анализ рассказа

Практический: составление плана для пересказа

2

2

1

7

2

4

- Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков?  (Да, она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос)

- Обратите внимание, как описывает автор негодование Лидии. Можно ли весь эпизод заменить одним предложением? (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла щенков.)

- Как выглядела Малька, когда встретилась с рассказчиком на тропе? Какое открытие сделал рассказчик? ( Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка)

- Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки)

- Прочитайте пословицы и поговорки. Каков их смысл?

Всякой матери свое дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

- Какое отношение эти пословицы и поговорки имеют к Мальке?

- Сейчас мы начнем читать рассказ «Еще раз про Мальку». Но для начала давайте разберем трудные слова.

- Прочитаем слова по слогам, затем слитно.

Ежедневно, обязанность, не проберешься, долговязые.

- Хорошо, каково значение слов плесо? (открытая, широкая часть реки), долговязые? (высокие, худощавые и нескладные), наперерез? (пересекая что-либо)

- Как вы понимаете значение фразы «легка на помине»? (так говорят о человеке, который появился в тот момент, когда о нем говорят или думают)

- Прочитаем этот рассказ по цепочке. Начинаем с первого ряда. Внимательно слушайте и следите за текстом.

- Понравился ли вам рассказ?  Как можно озаглавить текст по-другому?

- Мы читали пословицы и поговорки о маме, какие из них можно отнести к содержанию рассказа? ( Материнское сердце не знает покоя.)

- Что случилось с Малькой во втором рассказе? Кто помог Мальке? (Малька вступила в воду и поплыла, автор помог ей)

- Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду?   (Материнское чувство любви к своему сыну)

- Прочитайте еще раз о том, что произошло на реке. Можно ли назвать это самым напряженным моментом рассказа?

- Итак, мы прочитали два рассказа о Мальке. Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?

- Давайте разделим текст на части и озаглавим их.

На каких словах заканчивается первая часть – « Лидия, во всяком случае, была довольна».

- Как озаглавили эту часть? (Негодование Лидии)

Где заканчивается следующая часть? «Не каждая так может»

- Как её озаглавим? (Верность Мальки)

Третья часть заканчивается словами …– «А как же Малька?»

- Как озаглавим третью часть? (Река разлилась)

И последняя часть… – «И мы оба подивились Малькиной материнской верности»

- Как озаглавим эту часть? (Случай на реке)

-Молодцы!

Анализировать рассказ

Высказывать свои предположения;

Анализировать пословицы

Читать слова и их значения

Читать рассказ по цепочке;

Анализировать рассказ, высказывать свои предположения

Составлять план для пересказа

П: поиск и выделение необходимой информации;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Р:

учиться высказывать 

своё предположение;

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

П: поиск и выделение необходимой информации;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Дом. задание: ребята, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: пересказ одной из частей.

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- С каким автором познакомились? Расскажите о нем немного.(В. Белов)

- Какой рассказ прочитали? О ком он? (О собаке Мальке)

- Попробуйте вспомнить пословицу, которую можно соотнести с рассказом. (Всякой матери свое дитя мило. Материнское сердце не знает покоя)

- Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас так же поразили?

- На столах у вас лежат звездочки, если вам было интересно на уроке и вы усвоили материал, разукрасьте в красный цвет, если было скучно и непонятно – в синий.

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Записывать домашнее задание;

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению. Л.Н.Толстого «Лев и собачка». 3 класс УМК «Школа России».

В данной разработке можно найти полезный материал для урока по чтению по теме "Лев и Собачка"....

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...