Л. Пантелеев " Честное слово"
методическая разработка по чтению (3 класс)
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него.
Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._panteleev_chestnoe_slovo.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. Пантелеев « Честное слово»
Цель: учить детей анализировать литературное произведение, формировать
читательский навык, воспитывать нравственные качества.
Задачи:
- Создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя Л.Пантелеева.
- Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.
а) для обучающихся высокого уровня создать на уроке условия для того, чтобы они сами определили главную мысль произведения;
б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся среднего уровня приняли участие в понимании главной мысли произведения;
в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся низкого уровня поняли главную мысль произведения.
- Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.
- Развивать образное мышление, речь.
- Развитие рефлексии, самоконтроля, самооценки.
- Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
- Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, группах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)
I этап. Организационный момент.
Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; психологически подготовить детей к общению на учебном занятии.
Организация начала занятия.
Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
-Повернитесь лицом к гостям. Улыбнитесь. Протяните руки вперед ладошками вверх навстречу гостям. Пошлите им лучики добра, тепла радости, ведь каждый хозяин рад, когда к нему приходят гости.
Мы спокойны, добры, приветливы - мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть апрельского дня, тепло солнечных лучей. Выдохните вчерашнюю злость, обиду - забудьте про неё. Я желаю вам бережного отношения друг к другу.
-Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Чтобы работа наша спорилась, и мы показали гостям все самое хорошее, минизарядка:
Ручки растираем
И разогреваем,
И лицо теплом
Своим мы умываем,
Грабельки сгребают
Все плохие мысли,
Ушки растираем
Вверх и вниз мы быстро.
Уголками губ мы щёчки поднимаем,
А потом от носа мы к губам стекаем.
Каждый урок – это маленькое открытие.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…
II этап. Подготовка к основной учебно-познавательной деятельности.
Задача: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей урока.
Какие ставим перед собой задачи на уроках чтения?
-Научиться читать бегло, грамотно, выразительно;
-учиться мыслить, выражать своё мнение;
-развивать речь, память, мышление.
Кто много читает,
Тот много знает.
- Прочитайте пословицу про себя.
- Прочитайте пословицу тихо.
- Прочитайте пословицу громко
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто его автор?
III этап. Проверка домашнего задания.
Задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания.
- Понравился ли вам этот рассказ? Чем он «запал в душу»?
Детям было предложено написать письмо мальчику
Заслушиваются 3-4 письма.
Валеологическая пауза для улучшения слуха.
Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь )
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки. Повторите три раза.
IV этап. Закрепление изученного материала.
Задача: обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.
- В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения? - Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.
- Докажите.
1) Работа с текстом.
1 часть. Встреча с мальчиком (стр. 137-140)
- Прочитаем часть по ролям.
Назовите роли. Кто как читает? Выберите слова-подсказки.
Вопросы по содержанию:
- Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?
- Что случилось с мальчиком в саду?
- Почему он не хотел идти домой?
- В каком состоянии находился мальчик?
- Как к этой истории отнёсся рассказчик?
- Озаглавьте часть.
- Почему мальчик плакал?
- В какую ситуацию он попал?
- Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли?
- Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли:»Я думаю они ушли», «Забыли».
- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?
- Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)
- Почему же он не ушёл? Но он не ушёл потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)
- Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?
2 часть. Счастливая мысль (стр. 141-142).
- Перескажем часть по сюжетным картинкам.
Вопросы по содержанию (акцентное вычитывание)
- Какие чувства вызвал у рассказчика поступок старших ребят? (стр. 141)
- Какая счастливая мысль пришла в голову рассказчику? (стр. 141)
- Как к игре мальчика отнёсся майор? (стр. 142)
Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? - Два взрослых человека – Герой-рассказчик и Молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера)
3 часть. Настоящий человек (стр. 142-144).1 группа
- Инсценирование части.
- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
- Он обрадовался, даже вскрикнул от радости; весь выпрямился и стал на несколько сантиметров выше.
Вопросы по содержанию:
- Как изменилось состояние мальчика с приходом военного?
- Кем, по мнению рассказчика, вырастет мальчик?
- Озаглавьте часть.
- Как вы понимаете каждую пословицу? СЛАЙД МИМИО
- Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?
V этап. Этап контроля . Работа в группах.
Составление по картинкам сюжета рассказа
- Какими качествами должен обладать настоящий человек?
Составление характеристики героя (работа в группах) 1 группа
НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК
справедливый смелый
лживый безответственный
честный трусливый
ленивый правдивый
2 группа Словарная работа
- Помещение для сторожа - …
- Военнослужащий, стоящий на посту, на часах - …
- Не находя утешения - …
- Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо - …
- Ни с чем - …
Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши
3 группаЗадача: выявить качество усвоения учащимися знаний.
Тест.
Задание: определить правильность высказывания.
- Действия происходят осенью на детской площадке. -
- Главный герой рассказа – мальчик. +
- Мальчик заблудился в парке, не знал, куда идти, и поэтому горько плакал. -
- Рассказчик сам снял мальчика с караула и тот ушёл домой. -
- Мальчик согласился покинуть пост, если его снимет с караула военный.+
- Рассказчик считает, что мальчик ничего не будет бояться и вырастет настоящим человеком. +
VI этап. Подведение итогов урока.
Задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности на уроке.
-В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство,
А есть ещё – Совесть, Честь.
Какую мысль хотел донести до нас автор?
Д: Чтобы всегда оставаться человеком нужно с детства формировать в себе такие нравственные ценности, которые помогут иметь такие качества характера, как у главного героя.
- Пантелеев написал рассказ «Честное слово» в 1941 году, в самый трудный год для России. Началась Великая Отечественная война, этот рассказ был напечатан в журнале «костер». читали его и по радио.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце. Они дали честное слово защищать свою Родину, свой народ, свои города и семьи и сдержали его.
(Вывод: В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе
некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. )
На уроке музыки вы выучили песню «Ведь ты – человек». И мне, кажется, она подходит к сегодняшнему уроку. Давайте её сейчас споём.
VII. Рефлексия. Составим синквейн к этому произведению.
VIII. Домашнее задание. Напишите окончание этого рассказа
Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л. Пантелеев "Честное слово"
Урок литературного чтения с применением технологии деятельностного метода....
Л. Пантелеев «Честное слово»
Урок литературного чтения в 3 классе....
Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.
Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок литературного чтения, 3 класс Л. Пантелеев «Честное слово»
Урок литературного чтения для 3 класса Л.Пантелеев "Честное слово"...
Урок по литературе Л. Пантелеев "Честное слово"
Урок составлен в соотвествии с требовании ФГОС...
Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века" Тема: "Как рождается герой" Л. Пантелеев "Честное слово".
Конспект урока, презентация, самоанализ, аудио....
Урок- рассуждение по литературному чтению. Л. Пантелеев " Честное слово" 3 класс.
Цели : познакомить детей с рассказом, обучать выборочному чтению. чтению по цепочке, развивать речь детей, познакомить с новыми понятиями "герой", "героизм", "честь", воспитывать чувство долга, нравст...