Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века" Тема: "Как рождается герой" Л. Пантелеев "Честное слово".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока, презентация, самоанализ, аудио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_chestnoe_slovo_3_klass.zip | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе
Тема урока: «Как рождается герой». Леонид Пантелеев «Честное слово».
Цель урока: учить детей анализировать литературное произведение,
- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;
- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
Развивающие:
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- работать над развитием речи, мышления;
Воспитательные:
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;
формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам.
Оборудование.
Для учителя:
- Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «Л.Пантелеев. Честное слово.»
Для обучающихся:
- Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
- Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс. №2» (авт. Л.А.Ефросинина.
- Карточки с домашним заданием.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». | (слайд 1) Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь. | Учащиеся садятся. | Регулятивные: самоконтроль; личностные: самоопределение. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. - Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? - А какими качествами характера должен обладать герой? - А где можно проявить героизм? - Героями рождаются или становятся? -А могут ли героями быть дети? | -Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим… -Доброта, отзывчивость, смелость, честность, мужественность, храбрость. - На войне, при спасении людей в чрезвычайных ситуациях. - Становятся? -Да. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка учебной задачи Цель: Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?» проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить). | - Как вы думаете о чём мы сегодня будем читать? - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово». (слайд 2) - Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении? -Хорошо, а какую задачу мы поставим на урок? Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? (слайд 3) Определить… Учиться… Развивать… | - Наверное, о героях. (Высказывания детей) - Главную мысль произведения, его жанр…. - Выразительно и грамотно читать. - Речь. | Регулятивные: целеполагание; Прогнозирование содержанияпроизведения по его названию; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные– самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: обсуждение проекта её решения. | - Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание. А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение? - Итак, учебная задача ясна. Что мы знаем о писателе? - Послушаем биографическую справку о писателе. (Рассказывает М. Номоконова) (слайд 4) - Прослушав справку о писателе, можем ли мы определить жанр этого произведения? Определите его. | Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 году попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами рассказы Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987 г. в Москве. -Это рассказ. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. |
Физкультминутка | Проводят дежурные | ||
5. Первичное восприятие текста. Цель: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль. | Откройте учебник «Литературное чтение» с. 101. Прочитайте имя автора и название произведения. Начинаем читать. (Читают по цепочке) (До слов «Вдруг я остановился…»)(слайд 5) - От чьего имени идёт повествование? - Где происходили действия? ( До слов «Я подошёл и окликнул его…») - Что узнали о мальчике? (До слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь…») - Почему мальчик плакал? - В какую ситуацию он попал? - Как к этому отнесся рассказчик? (слайд 6) (До слов «Не успели мы втроём выйти из сада…») (аудио отрывок) Словарная работа. Околыш – ободок головного убора, облегающий голову. Несолоно хлебавши – ни с чем, безрезультатно. - Какая мысль пришла в голову рассказчику? - Почему только военный мог снять мальчика с караула? - Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту». - Как вы думаете, почему майор согласился помочь? - Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему? - Что значит «весело и с облегчением засмеялся»? (Чтение до конца) - Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
| Учащиеся следят по учебнику. (Высказывания детей) -(Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.) | Личностные: смыслообразование через прослеживание судьбы героя ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Оценка жизненных ситуаций и поступки героев рассказа с точки зрения общечеловеческих норм. Коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное. Участвовать в диалоге на уроке. Слушать и понимать речь других. Регулятивные: знакомство с простейшими приёмами анализа текста. |
6.Первичное закрепление. Цель: при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст. | - Что вам понравилось в этом рассказе? - Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика? - Как мальчик понимал, что такое «честное слово»? - Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика? - Как майор отнесся к «честному слову» мальчика? Почему? - В каких строчках заключается основная мысль произведения? - Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»? - А как его выполняли? - Тяжело ли держать «честное слово»? - Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали? Могли вы поступить также? - Что он почувствовал, когда на улице стемнело? - Почему же он не ушёл? - Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? - Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтверди ответ, обращаясь к тексту. - Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение? - Охарактеризуйте мальчика. Какой он? Каким вы его представляете? Докажите строчками из текста. - Как вы думаете этот мальчик может стать героем? - Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из рассказа. - Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»? | (Высказывания детей) - Смелый - стойкий - серьёзный - мужественный - ответственный - честный - (Стр.110) А когда он вырастет… Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек. | Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке. Слушать и понимать речь других. Отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Критично относится к своему мнению. Регулятивные: анализ, мотивы поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе текста. |
7.Итог урока. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже сделал в жизни. | - Так, какова главная мысль этого произведения? - Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ? - Зачем нужно изучать это произведение? - Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: - В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. | - Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось. - Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными. - Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность. Мы обогатились духовно. | Личностные: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым своего народа. коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
8.Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности и всего класса. | - Оцените свою работу на уроке: - очень доволен своей работой; - кто считает, что может работать лучше. - Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения. - Что тебе понравилось в себе на этом уроке? - Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок! | Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). | |
9.Домашнее задание. Цель: учиться читать выразительно читать по ролям диалоги. | - Ответьте для себя на такие вопросы: Какие испытания ждут впереди мальчика? Как он сумеет себя проявить? Легко ли ему будет в жизни? Это и будет ваше творческое домашнее задание. Поразмышляйте. - А заголовком вам будет правильно выбранная пословица из «Рабочей тетради №2» задание 5 стр.69 На следующем уроке мы продолжим работу по этому произведению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков литературного чтения (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения....
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Обобщение по разделу «Как рождается герой». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний детей по разделу «Как рождается герой?»; формирование представлений о способах анализа произведений; формирование правильного п...
Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Волшебное слово"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово» Задачи урока:Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми свед...
Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс. Начальная школа XXI века. Тема урока: А. Куприн "Скворцы"
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; ...