Л. Пантелеев «Честное слово»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Л. Пантелеев «Честное слово»
Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к поступкам.
Ход урока:
1. Организационный момент
(Подготовка класса к уроку)
2. Введение в тему урока
- Разгадайте зашифрованные слова
ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО
(Доброта) (Отзывчивость) (Лживость) (Честность)
- Назовите эти понятия одним словом. (Это качества человека)
- Назовите лишнее слово. (Лживость)
- Почему вы так решили? (Высказывания детей)
- Как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность.
- Какие это качества? (Высказывания детей)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово» Откройте учебник «Литературное чтение» с. 119. Посмотрите на название произведения, на иллюстрации в учебнике и выскажите предположение, о чём будет этот текст? (Высказывания детей)
- Давайте посмотрим, какие есть толкования этого слова
ЧЕСТЬ:
1) Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).
3) Почёт, уважение (честь по труду).
- В каком разделе находится это произведение? («Как рождается герой»)
- Что характерно для настоящего героя?
- Герои сказки – это главное действующее лицо повествования. Чтобы стать главным, ГЕРОЮ нужно совершить ПОСТУПОК, преодолеть препятствия. А для этого приходится выходить ИЗ ДОМА. И это делают и ГЕРОИ сказок, и ГЕРОИ рассказов. Но сказка и рассказ – это разные повествования! Сказка не рассказывает о том, что чувствует ГЕРОЙ, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А вот из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у ГЕРОЯ. Давайте, проверим наш вывод, прочитав рассказ Л.Пантелеева « Честное слово».
3. Словарная работа
- Как вы понимаете значение слов:
СТОРОЖКА – помещение для сторожа;
БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;
ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах;
КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.
- Какое непонятное слово нам ещё встретилось? («Околыш»)
- Где мы можем найти толкование этого слова? (В Толковом словаре.)
- Найдите и зачитайте значение этого слова. (Дети работают с Толковыми словарями)
4. Первичное восприятие текста и работа над содержанием текста
(Читают по цепочке)
(До слов «Вдруг я остановился…»)
- От чьего имени идёт повествование?
- Где происходили действия?
( До слов «Я подошёл и окликнул его…»)
- Что узнали о мальчике?
(До слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь…»)
- Почему мальчик плакал?
- В какую ситуацию он попал?
- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)
6. Физкультминутка
7. Повторное чтение по частям и работа над содержанием текста (продолжение)
(До слов «Не успели мы втроём выйти из сада…»)
- Какая мысль пришла в голову рассказчику?
- Почему только военный мог снять мальчика с караула?
- Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту».
- Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
- Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?
(Чтение до конца)
- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
8. Обобщение
- Что вам понравилось в этом рассказе?
- Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?
- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?
- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?
- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика? Почему?
- В каких строчках заключается основная мысль произведения?
- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?
- А как его выполняли?
- Тяжело ли держать «честное слово»?
- Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали? Могли вы поступить также?
- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?
- Почему же он не ушёл?
- Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
- Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтверди ответ, обращаясь к тексту.
- Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение?
- Охарактеризуйте мальчика. Какой он? Каким вы его представляете? Докажите строчками из текста.
- Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из текста.
10. Работа с пословицами
- Восстановите пословицы.
- Как вы понимаете каждую пословицу?
Как аукнется, | а давши – держись. |
Не давши слова – крепись, | хозяин. |
Не по виду суди, | так и откликнется. |
Будь своему слову | а по делам гляди. |
- Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?
11. Итог урока
- Что понравилось в этом рассказе?
- Какой смысл вкладывал автор в понятие «честь» в этом произведении?
ЧЕСТЬ:
1) Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).
3) Почёт, уважение (честь по труду).
- Какую мысль хотел донести до вас автор?
12. Знакомство с автором (делает доклад подготовленный ученик)
Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987г. в Москве.
- В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
13. Домашнее задание
- Представьте, что вам предложили написать письмо этому мальчику. Чтобы вы написали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л. Пантелеев "Честное слово"
Урок литературного чтения с применением технологии деятельностного метода....
Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.
Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок литературного чтения, 3 класс Л. Пантелеев «Честное слово»
Урок литературного чтения для 3 класса Л.Пантелеев "Честное слово"...
Урок по литературе Л. Пантелеев "Честное слово"
Урок составлен в соотвествии с требовании ФГОС...
Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века" Тема: "Как рождается герой" Л. Пантелеев "Честное слово".
Конспект урока, презентация, самоанализ, аудио....
Урок- рассуждение по литературному чтению. Л. Пантелеев " Честное слово" 3 класс.
Цели : познакомить детей с рассказом, обучать выборочному чтению. чтению по цепочке, развивать речь детей, познакомить с новыми понятиями "герой", "героизм", "честь", воспитывать чувство долга, нравст...
Что такое героизм. Л. Пантелеев "Честное слово"
Смогут ли учащиеся определить, кого назвать героем? В чем выражается значимость этого слова....