Л. Пантелеев «Честное слово»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Уткина Елена Владимировна

Урок литературного чтения в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Пантелеев «Честное слово»

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к поступкам.

Ход урока:

1. Организационный момент

(Подготовка класса к уроку)

2. Введение в тему урока

- Разгадайте зашифрованные слова

ОБОРДАТ      ВИЧОТЫЗТЬОВС     ВЖИЛСЬТО      НССЕТЬЧТО 

(Доброта)          (Отзывчивость)             (Лживость)             (Честность)

- Назовите эти понятия одним словом. (Это качества человека)

- Назовите лишнее слово. (Лживость)

- Почему вы так решили? (Высказывания детей)

- Как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность.

- Какие это качества? (Высказывания детей)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово» Откройте учебник «Литературное чтение» с. 119. Посмотрите на название произведения, на иллюстрации в учебнике и выскажите предположение, о чём будет этот текст? (Высказывания детей)

- Давайте посмотрим, какие есть толкования этого слова

ЧЕСТЬ:

1) Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).

3) Почёт, уважение (честь по труду).

- В каком разделе находится это произведение? («Как рождается герой»)

- Что характерно для настоящего героя?

- Герои сказки – это главное действующее лицо повествования. Чтобы стать главным, ГЕРОЮ нужно совершить ПОСТУПОК, преодолеть препятствия. А для этого приходится выходить ИЗ ДОМА. И это делают и ГЕРОИ сказок, и ГЕРОИ рассказов. Но сказка и рассказ – это разные повествования! Сказка не рассказывает о том, что чувствует ГЕРОЙ, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А вот из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у ГЕРОЯ. Давайте, проверим наш вывод, прочитав рассказ Л.Пантелеева « Честное слово».

3. Словарная работа

- Как вы понимаете значение слов:

СТОРОЖКА – помещение для  сторожа;

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах;

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.

- Какое непонятное слово нам ещё встретилось? («Околыш»)

- Где мы можем найти толкование этого слова? (В Толковом словаре.)

- Найдите и зачитайте значение этого слова. (Дети работают с Толковыми словарями)

4. Первичное восприятие текста и работа над содержанием текста

   (Читают по цепочке)

(До слов «Вдруг я остановился…»)

- От чьего имени идёт повествование?

- Где происходили действия?

( До слов «Я подошёл и окликнул его…»)

- Что узнали о мальчике?

(До слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь…»)

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)

6. Физкультминутка

7. Повторное чтение по частям и работа над содержанием текста (продолжение)

 (До слов «Не успели мы втроём выйти из сада…»)

- Какая мысль пришла в голову рассказчику?

- Почему только военный мог снять мальчика с караула?

- Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту».

- Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

- Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?

(Чтение до конца)

- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

8. Обобщение

- Что вам понравилось в этом рассказе?

- Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?

- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика? Почему?

- В каких строчках заключается основная мысль произведения?

- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?

- Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали? Могли вы поступить также?

-  Что он почувствовал, когда на улице стемнело?

- Почему же он не ушёл?

- Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? 

- Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтверди ответ, обращаясь к тексту.

- Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение?

- Охарактеризуйте мальчика. Какой  он? Каким вы его представляете? Докажите строчками из текста.  

- Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из текста.

10. Работа с пословицами    

- Восстановите пословицы.

- Как вы понимаете каждую пословицу?

           

Как аукнется,

а давши – держись.

Не давши слова – крепись,

хозяин.

Не по виду суди,

так и откликнется.

Будь своему слову

а по делам гляди.

- Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?  

11. Итог урока

- Что понравилось в этом рассказе?

- Какой смысл вкладывал автор в  понятие «честь» в этом произведении?

ЧЕСТЬ:

1) Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).

3) Почёт, уважение (честь по труду).

- Какую мысль хотел донести до вас автор? 

12. Знакомство с автором (делает доклад подготовленный ученик)

   Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987г. в Москве.

- В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

13. Домашнее задание

- Представьте, что вам предложили написать письмо этому мальчику. Чтобы вы написали?

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Пантелеев "Честное слово"

Урок литературного чтения с применением технологии деятельностного метода....

Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.

Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения, 3 класс Л. Пантелеев «Честное слово»

Урок литературного чтения для 3 класса Л.Пантелеев  "Честное слово"...

Урок по литературе Л. Пантелеев "Честное слово"

Урок составлен в соотвествии с требовании ФГОС...

Урок- рассуждение по литературному чтению. Л. Пантелеев " Честное слово" 3 класс.

Цели : познакомить детей с рассказом, обучать выборочному чтению. чтению по цепочке, развивать речь детей, познакомить с новыми понятиями "герой", "героизм", "честь", воспитывать чувство долга, нравст...

Что такое героизм. Л. Пантелеев "Честное слово"

Смогут ли учащиеся определить, кого назвать героем? В чем выражается значимость этого слова....