Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.panteleev_chestnoe_slovo_otkrytyy_urok.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Филиал «Николаевская ООШ»

Белянская основная общеобразовательная школа

 УРОК

Литературное чтение 3 класс (авт. Л.А. Ефросинина)

Тема. Произведения Л. Пантелеева. «Честное слово».

Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией                                     Н.Ф. Виноградовой

Тип урока:  закрепление изученного материала

                                                               Выполнила учитель начальных классов

                                                               Королёва Татьяна Александровна

                                                               

        

Цель:    учить детей анализировать литературное произведение, формировать  

             читательский навык, воспитывать нравственные качества.

Задачи:

  1. Создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя Л.Пантелеева.
  2. Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.

а) для обучающихся высокого уровня создать на уроке условия для того, чтобы они сами определили главную мысль произведения;

б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся среднего уровня приняли участие в понимании главной мысли произведения;

в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся низкого уровня поняли главную мысль произведения.

  1. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.
  2. Развивать образное мышление, речь.
  3. Развитие рефлексии, самоконтроля, самооценки.
  4. Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
  5. Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, группах,  высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)

   

     

Место урока в учебном плане. Второй урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева. Честное слово».

Формы организации учебной деятельности.  Фронтальная, групповая, самостоятельная.

Прогнозируемые результаты. 

- на уроке будет создана благоприятная обстановка;

- в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том,

   как важно иметь для человека силу воли, заставить себя поступить правильно;

- использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за

  счёт использования зрительных демонстраций.

Оборудование.

Для учителя:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
  2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «Л.Пантелеев. Честное слово.»

Для обучающихся:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
  2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс. №2» (авт. Л.А.Ефросинина)
  3. Карточки для работы в группах, индивидуальные карточки-помощницы для дифференцированной работы.
  4. Сигнальные карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии)

  1. Организационный момент.

Слайд 1.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…

  1. Постановка учебной задачи.

Слайд 2.

-Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.

АТОРБОД        ЬТСОВИЧВЫЗТО

       

        ЬТСОВИЖЛ                   ЬТСОНТСЕЧ

- Попробуйте назвать эти понятия одним словом.

- Назовите, пожалуйста, «лишнее слово».

- Почему вы так решили? Докажите.

- Объясните, как вы понимаете смысл слов:

  * доброта

  * отзывчивость

  * честность

- Какие это качества?

- А вы обладаете такими качествами?

- Какое из этих слов связано с произведением, с которым мы на прошлом уроке познакомились?

- Почему?

Слайд 3.

- Это настоящая фамилия автора?

- Что такое псевдоним?

- Назовите настоящую фамилию автора.

- Где вы об этом узнали?

- Зная тему урока, давайте поставим цель урока. Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке?

Определить…

Учиться…

Развивать…

- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.

А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?

- доброта, отзывчивость, лживость, честность.

- Это качества человека.

- Лживость.

- Потому что, лживость – это отрицательное качество человека; а все остальные – положительные.

- Доброта – стремление делать добро другим…

- Отзывчивость – готовый помочь человек…

- Честность- человек, который держит слово…

- Это положительные качества.

- Честность.

- Мы читали произведение Леонида Пантелеева «Честное слово».

- Нет, это псевдоним.

- Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.

- Алексей Иванович Еремеев.

- Во вступительной статье учебника на стр.91.

- Главную мысль произведения, его жанр….

- Выразительно и грамотно читать.

- Речь.

  1. Подготовительная работа к анализу произведения Л.Пантелеева «Честное слово».

  1. Исследовательская деятельность.

- Прочитайте название произведения ещё раз.

- Подберите родственные слова к первому слову.

- Какой смысл вкладывает автор в это понятие?

- Давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре Ожегова. Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.

Слайд 4.

Честь –

  • достойные уважения и гордости моральные качества человека;
  • хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду);
  • почёт, уважение (честь по труду).

 - В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения?

- Докажите.

  1. Словарная работа. Работа в группах.

 - Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали произведение Л. Пантелеева, поработайте в группах.

 - Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение.

Слайд 5.

  1. Помещение для сторожа - …
  2. Военнослужащий, стоящий на посту, на часах - …
  3. Не находя утешения - …
  4. Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо - …
  5. Ни с чем - …

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.

- Проверим.

- Оцените работу своей группы.

- Молодцы! Вы все справились с заданием, а это значит, что вы очень внимательно читали данное произведение.

  1. Упражнение в выразительном чтении диалогов.

 - Значение слов мы повторили, а теперь проверим, как вы подготовили выразительное чтение диалогов:

Слайд 6.

  * автора и мальчика

  * автора и майора

  * майора и мальчика

- Почему так оценили?

- Я согласна с вашей оценкой…

- Молодцы! Вы хорошо подготовили дома выразительное и грамотное чтение диалогов, даже эмоционально передали состояние героев.

- Честное слово.

- Честность, честь, честный…

(Дети предлагают свои варианты ответов)

- В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека.

- Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.

(Дети работают в группах)

(Дети оценивают свою работу в группах)

Стр. 92-93

Стр. 95-96

Стр.96-97

(Дети читают диалоги. После прочтения, обучающиеся оценивают и учитель ставит им свою оценку).

  1. Физкультминутка.

  1. Анализ произведения Л.Пантелеева «Честное слово».
  1. Работа над жанром произведения.

Слайд 7.

- Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр произведения. Дома вы подготовили модели обложек. Покажите, что у вас получилось?

Проверка.

- Почему это рассказ?

- Почему выбрали именно этот цвет?

- Оцените себя, как вы справились с заданием.

  1. Анализ каждой части.

- От чьего имени ведётся повествование?

- Где происходили действия?

Слайд 8.

- Выполните самостоятельно задание №2 в «Рабочей тетради» на стр.68.

- Прочитайте задание.

- Проверим.

- Оцените себя.

- Почему герой произведения не назван по имени?

- Что узнали о мальчике?

- Каким был мальчик?

Слайд 9.

- Выполните задание №3 в «Рабочей тетради» на стр.68

- Прочитайте задание.

- Проверим.

- Оцените себя.

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Понимал ли мальчик, стоя на посту. Что мальчишки про него забыли?

- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?

- Почему же он не ушёл?

Слайд 10.

- Выполните задание №1 в «Рабочей тетради» на стр.68

- Прочитайте задание.

- Проверка.

- Оцените себя.

- Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?

- Какая мысль пришла в голову рассказчику?

- Почему только военный мог снять мальчика с караула?

- Каким вы представили себе мальчика? Охарактеризуйте его. Какой он?

Слайд 11.

  1. Дифференцированная работа.

- А поможет нам в этом задание №4 в «Рабочей тетради» на стр.68.

Прочитайте задание.

 - В. Опишите сами.

   СР. Выпишите слова из текста, описывающие мальчика.

  Н. Кому самому сложно, возьмите карточку – помощницу.

Смелый, стойкий, трусливый, серьёзный, мужественный, слабый, ответственный, лживый, честный

- Проверим.

- Оцените свою работу.

  1. Продолжение анализа произведения.

- Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?

- Могли ли вы поступить так же?

- Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?

- Как можно назвать их отношение к мальчику?

- Заслуживает ли мальчик такого серьёзного отношения?

- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

- Почему майор, прощаясь с мальчиком сказал, что из него выйдет настоящий воин?

- Почему писатель крепко, «по-взрослому», пожал руку малышу?

- Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из рассказа.

- Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»?

Слайд 12.

  1. Дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек».

 - Ребята, а «настоящий человек» - это кто? Как вы это понимаете?

- Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»?

- Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли.

- А у вас бывает такое?

- Как вы поступаете?

- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга?

От чего это зависит?

- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.

- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?

- Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства.

- Это рассказ, потому что,  события следуют последовательно друг за другом  и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.

- Это рассказ о людях, о мальчике.

- От имени автора.

- В парке.

(Дети выполняют задание).

(Дети оценивают себя)

- Потому что автор в потёмках даже не успел как следует разглядеть его лицо.

- Нос у него был в веснушках, штанишки коротенькие и держались на лямочках.

- Смелым, сильным, храбрым,…

(Дети выполняют задание).

(Дети оценивают себя)

- Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли:»Я думаю они ушли», «Забыли».

- Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)

- Но он не ушёл потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)

(Дети выполняют задание).

(Дети оценивают себя)

(Дети предлагают свои варианты ответов)

- Позвать военного, чтобы он снял мальчика с поста.

- Потому что мальчик серьёзно воспринял эту игру старших мальчишек. И если он военный, то снять с караула его может только военный.

(Дети выполняют задание).

(Дети оценивают себя с помощью цветочков)

- Два взрослых человека – Герой-рассказчик и Молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера)

- Они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением)

- Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека)

- Он обрадовался, даже вскрикнул от радости; весь выпрямился и стал на несколько сантиметров выше.

(Стр.97) А когда он вырастет… Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

(Ответы детей)

(Он умеет держать слово)

  1. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

- Так, какова главная мысль этого произведения?

Слайд 13.

- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?

- Зачем нужно изучать это произведение?

- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

   В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

(Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось)

(Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными)

(Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность. Мы обогатились духовно)

  1. Домашнее задание.

Слайд 14.

- Ответьте для себя на такие вопросы:

  Какие испытания ждут впереди мальчика?

  Как он сумеет себя проявить?

  Легко ли ему будет в жизни?

Это и будет ваше творческое домашнее задание. Поразмышляйте.

- А заголовком вам будет правильно выбранная пословица из «Рабочей тетради №2» задание 5 стр.69

  1. Рефлексия.

Слайд 15.

- Оцените свою работу на уроке:

  - очень доволен своей работой;

  - кто считает, что может работать лучше.

- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

Слайд 16.

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!

Самоанализ урока.

         Основной дидактической целью урока было: понять глубину содержания произведения и его главную мысль, выявить точку зрения автора и выразить свою точку зрения.

         Достижению этой цели способствовали:

  1. повторение трудных слов в ходе словарной работы;
  2. анализ художественного произведения;
  3. частично-поисковая деятельность обучающихся на этапе работы со словом «честь» с целью осознания значения этого слова в данном произведении;
  4. на этапе определения характеристики главного героя применялся дифференцированный подход.

         При подборе учебного материала была ориентировка на разноуровневую модель класса и индивидуальные особенности каждого ученика. На уроке велась дифференцированная работа. Использовались разные способы дифференциации: по степени помощи (карточки-помощницы), по степени сложности (задания разного уровня), по степени творчества (описать главного героя), по объёму. На уроке использовался частично-поисковый метод обучения. Положительный результат урока обеспечили различные формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная. Работа в группах способствовала воспитанию качеств  взаимопомощи.

     Учебная активность детей носила преобразующий характер. Уделялось внимание развитию грамотной речи.

     На уроке использовались различные  средства обучения: наглядные пособия, индивидуальные карточки.

     Обратная связь осуществлялась при помощи сигнальных  карточек (просьба о помощи), ответов учащихся, наблюдения, письменных работ.

     На уроке уделено внимание формированию познавательного мотивационного компонента учебной деятельности.

     Задания, выполняемые на уроке,  развивали образное мышление обучащихся (операции анализа и сравнения) при анализе художественного произведения.

     На уроке уделялось большое внимание формированию регулирующего компонента  учебной деятельности: текущего и итогового самоконтроля, взаимопроверки на этапе первичного закрепления и самостоятельной работы. С целью развития пооперационного самоконтроля в урок включены упражнения с комментированием, что позволило обучащимся проверить правильность осуществления каждой операции в процессе выполнения задания. На уроке уделялось внимание формированию прогностической и ретроспективной самооценки.

     Созданию ситуации успеха на уроке способствовала дифференциация по уровню  сложности, по степени и характеру помощи со стороны учителя.

     Уделялось внимание здоровье сберегающим технологиям.

     Исходя из вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что данный урок является развивающим. На уроке произошло продвижение обучащихся в  знаниях, умениях и навыках. Исходя из наблюдений, результатов рефлексии и благодаря средствам обратной связи можно сделать вывод о том, что поставленные цели удалось реализовать.

Используемая литература

  1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс. М., «Вентана-Граф», 2006г
  2. http://images.yandex.ru/
  3. http://slovari.yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...