ТК по литературному чтению
план-конспект урока по чтению
ТК на разные классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разбор стихотворений А.С.Пушкина «Унылая пора», «Туча» | 48.48 КБ |
Н.Носов «На горке» | 96 КБ |
Е. Велтистов «Приключения Электроника» | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО студента | Медведев Никита Алексеевич |
Тема урока | Разбор стихотворений А.С.Пушкина «Унылая пора», «Туча» |
Класс | 4 класс, Лицей №17 |
Цель урока | Организация деятельности учащихся по чтению и анализу лирического стихотворения А.С.Пушкина«Унылая пора», «Туча» |
Задачи урока Дидактические | Обеспечить формирование умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдать за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; формирование воссоздающего воображения; совершенствование поискового способа чтения; совершенствование навыка выразительного чтения. |
Развивающие | Развивать речевые умения; эмоциональную сферу личности школьника, навык чтения, культуру общения, логическое и образное мышление. |
Воспитательные | Содействовать воспитанию любви к Родине и русской природе, умения видеть прекрасное в окружающей действительности, культуры поведения на уроке; ответственности за результаты учебного труда, пониманию его значимости; уважения к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при работе. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч.деят. (Ф,И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-позн., Р – регул., К – коммун.) | Личностные | |||||||
I. Организационно-мотивационный | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.. | -Прозвенел и смолк звонок. Меня зовут, Никита Алексеевич, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я!
| Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Ф И | Слайд 1. Изображение солнца и приветствие. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | |||
| Беседа, выразительное чтение, пересказ текста | -С какими произведениями вы работали на прошлом уроке? -К какому жанру относиться это произведение? -Почему оно так называется? -Какие чувство передаёт оно?
-В творчестве А.С.Пушкина есть произведения посвящённые разным людям -Например Анне Керн посвятил «Я помню чудное мгновение» Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. А также своего лицейскому другу И.И.Пущину «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. | Стихотворения А.С.Пушкина«Няне» -Стихотворение -А.С.Пушкин посвятил это стихотворение своей няне -С восхищением | Ф И | Слайд 2. А.П.Керн Слайд 3 И.И.Пущин | Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; сознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. | |||
III. Подготовка к первичному восприятию | Создание мотивации работы с художественным произведением | Беседа, антиципация содержания по заголовку, имени автора, демонстрация портрета, репродукций картин, фотографий |
-Так о чём мы будем говорить на уроке?
| -«Чудесный мир классики» -ориентир, идеал -Александр Сергеевич Пушкин -Ответы детей ( «Уж небо осенью дышало», «У лукоморья дуб зелёный», «Зима!... Крестьянин, торжествуя…» -Изучение стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» | Слайд 4. Название раздела «Чудесный мир классики». Слайд5-8 Портреты классиков (А.С.Пушкина). Тема урока Слайд 9-16 картинки осени | Умениесоставлять несложные монологические высказывания о произведении | К: отвечать на поставленные вопросы; полно и ясно выражать свои мысли. Р: удерживать собственную мысль; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; знакомство с культурно-историческим наследием России; уважительное отношение к мнению других читателей. | |
IV.Формулировка учебной задачи | Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. | Постановка учебно-познавательной задачи |
| Определяют учебные задачи: Узнаю: • Отношение А.С.Пушкина к осени.
Учусь • Определять настроение рассказчика; • передавать настроение рассказчика при чтении произведения. Проверяют правильность формулировки учебных задач. | Слайд 17-18. Задачи урока. | Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу;действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. | мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров;осознание значимости чтения для дальнейшего развития. | ||
V. Учебное действие 1. Первичное восприятие произведения. | Вызвать эмоциональную реакцию читателя на содержание и художественную форму произведения. | Прочитайте название
| -Об осени - Унылая – грустная - Радующая глаз -С прочтения -Определим настроение поэта | Ф | Результаты: знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства. | ||||
2. Проверка первичного восприятия | Выявление эмоциональной реакции читателя на произведение. Постановка учебно-познавательной задачи. |
− Какую картину вы увидели? - Какая картина запомнилась лучше других? - Что ты на ней увидел? - Какими красками мог бы её закрасить? − Какие чувства вызвала у рассказчика? − Почему так решили? − Как поэт помогает нам это увидеть? -Какие задачи мы можем выполнить, работая над стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора»? | -Да -Восхищение, спокойствие -Передача автора Обмениваются эмоциями - Восхищение, спокойствие -Автор передаёт это -Автор использует множество выразительных средств -Определить отношение автора к осени | Ф,И | овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении. | Р: контролировать процесс и результаты деятельности; понимать, принимать и сохранятьучебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; принятие разных мнений о прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей. учебную задачу. Коммуникативные: | ||
3. Чтение и анализ Определение количества картин. | Изучение образа-переживания лирического героя. | Беседа, стилистический анализ лирического произведения, выборочное чтение, составление партитуры чувств, выразительное чтение литературного произведения, анализ чтения учащихся |
| Определяют количество картин, изображенных рассказчиком. - 1 картина | Овладение техникой чтения; овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении; интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности; конструировать алгоритм выполнения учебного действия, оценивать ход и результат выполнения задания. | П: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | мотивация в процессе чтения и произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | ||
Картина 1 |
| Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Изучают особенности художественного мира, средства, использованные автором для изображения действительности. Определяют настроение лирического героя: Восторг и восхищение. Определяют средства выразительности: тихий голос, эмоциональный тон. Упражняются в выразительном чтении отрывка. Оценивают выразительное чтение по заданным критериям. | Слайд 19 Изображение багряных листьев Слайд 20 Изображение сеней | ||||||
V. Учебное действие 1. Первичное восприятие произведения. | Вызвать эмоциональную реакцию читателя на содержание и художественную форму произведения. |
| -Туча — тёмное густое облако -Весна, лето, осень С прочтения -Определим настроение поэта | Ф | Слайд 21 | Результаты: знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства. | |||
2. Проверка первичного восприятия | Выявление эмоциональной реакции читателя на произведение. Постановка учебно-познавательной задачи. |
− Какую картину вы увидели? - Какая картина запомнилась лучше других? - Что ты на ней увидел? - Какими красками мог бы её закрасить? − Какие чувства вызвала у рассказчика? − Почему так решили? − Как поэт помогает нам это увидеть? -Какие задачи мы можем выполнить, работая над стихотворение А.С.Пушкина «Туча»? | -Да -Восхищение, спокойствие -Передача автора Обмениваются эмоциями - Раздражение -Автор передаёт это -Автор использует множество выразительных средств -Определить отношение автора к осени | Ф,И | овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении. | Р: контролировать процесс и результаты деятельности; понимать, принимать и сохранятьучебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; принятие разных мнений о прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей. учебную задачу. Коммуникативные: | ||
3. Чтение и анализ Определение количества картин. | Изучение образа-переживания лирического героя. | Беседа, стилистический анализ лирического произведения, выборочное чтение, составление партитуры чувств, выразительное чтение литературного произведения, анализ чтения учащихся |
| Определяют количество картин, изображенных рассказчиком. - 3 картины | Овладение техникой чтения; овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении; интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности; конструировать алгоритм выполнения учебного действия, оценивать ход и результат выполнения задания. | П: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | мотивация в процессе чтения и произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | ||
Картина 1 |
| Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Изучают особенности художественного мира, средства, использованные автором для изображения действительности. Определяют настроение лирического героя: Раздражение. Определяют средства выразительности: тихий голос, эмоциональный тон. Упражняются в выразительном чтении отрывка. Оценивают выразительное чтение по заданным критериям. | Слайд 22 Слайд 23 | ||||||
Картина 2 |
| Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Изучают особенности художественного мира, средства, использованные автором для изображения действительности. Определяют настроение лирического героя: Раздражение. Упражняются в выразительном чтении отрывка. | Слайд 23 | ||||||
Картина 3 | Какую следующую картину изобразил поэт?
. | Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Изучают особенности художественного мира, средства, использованные автором для изображения действительности. Определяют настроение лирического героя: Злость, спокойствие. Упражняются в выразительном чтении отрывка. Оценивают выразительное чтение по заданным критериям. | Слайд 23 | ||||||
IV. Действие оценки и самооценки
беседа | Создание читательской интерпретации текста | Беседа |
| Отвечают на вопросы учителя | Овладение элементарными приемами интерпретации художественных текстов; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении. | К: отвечать на поставленные вопросы; полно и ясно выражать свои мысли; формирование овладение основами коммуникативной деятельности, участвовать в диалоге по прочитанному тексту. | Принимать разные мнения о прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей. | ||
| Формирование умения передавать образ-переживание лирического героя интонационными средствами устной речи | Беседа, выразительное чтение, анализ выразительного чтения |
| Определяют исполнительские задачи. Упражняются в выразительном чтении, контролируют правильность выполнения задач. Оценивают выразительность чтения. Исправляют допущенные ошибки. | Ф И | Слайд 24-25 | Овладение техникой чтения; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности. | Р: контролировать процесс и результаты деятельности,вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения. К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. | |
| Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Беседа, «облако тегов» |
| Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний: • Сегодня я узнал... • Было интересно узнать, что… • Я учился… • Мне захотелось… • Мне было трудно … Я смог… | Ф И | Слайд 26 . Высказывания для самооценки. | Овладениеэлементарными приемами интерпретации художественных текстов; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении | К: овладение основами коммуникативной деятельности. Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. |
Учитель __________________ Г.С.Горзий
Методист _________________ Л.С. Шушунова
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО студента | Медведев Никита Алексеевич |
Тема урока | Н.Носов «На горке» |
Класс | 2Б класс МБОУ «Лицей №17 » |
Цель урока | Организация деятельности учащихся по чтению и анализу рассказа-сказки Н.Носов «На горке». |
Задачи урока Дидактические | Формировать умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдать за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; совершенствование поискового способа чтения; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование воссоздающего воображения. |
Развивающие | Развивать речевые умения; эмоциональную сферу личности школьника, навык чтения, культуру общения, логическое и образное мышление. |
Воспитательные | Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе; культуру поведения на уроке; ответственность за результаты учебного труда; уважение к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной работе. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока: Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч. деят (Ф-фронт., И-инд., П-парная, Г-груп.) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Никита Алексеевич и урок литературного чтения проведу у вас я.
- Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке. | Приветствуют учителя | Ф | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | |||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: Создание мотивации работы с художественным произведением Работа с заголовком. | Беседа, антиципация содержания по заголовку, имени автора, демонстрация портрета, фотографий . |
- Откройте учебник на 60-ой странице. -Прочитайте как называется произведение? -Какое время года может быть? -Как вы думаете, что это за произведение: рассказ, сказка или стихотворение? -Почему вы так считаете?
| Проверяют домашнее задание. стр 59 №6 Определяют героев произведения. запоминают информацию учителя. Делают предположения о содержании произведения. | Ф П И | Учебник Слайд1 | Понимание заглавия произведения; | К: отвечать на поставленные вопросы; полно и ясно выражать свои мысли, овладение основами коммуникативной деятельности. Р: удерживать собственную мысль; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления | Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; знакомство с культурно-историческим наследием России; уважительное отношение к мнению других читателей. |
Работа с иллюстрацией | Беседа, антиципация по иллюстрации | - Рассмотрите внимательно иллюстрацию на 61-ой странице -Можно ли, сразу понять, о чем мы будем читать? -Как вы догадались? -Кто вам в этом помог? - Как вы думаете, где происходят события? - Как вы это поняли? -Что изображено на картинке? - Что мы можем сказать о мальчике? -Предположите, что чувствует мальчик, какое у него настроение? - Что он делает? | Изучают иллюстрацию. Определяют место, время действия, героев произведения. Делают предположения о содержании произведения. | Слайд 2 | Овладение элементарными приёмами интерпретации, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, конструировать алгоритм выполнения учебного действия. | |||
Работа с ключевыми словами | Беседа, работа с ключевыми словами. | - Прочитайте самостоятельно ключевые слова: Снежная горка Коньки -Кто может прочитать слова вслух? -В парах обсудите, каких героев мы можем встретить, какие события с ними случаться и где они будут происходить. -Чья пара готова высказать своё предположение? | Зачитывают ключевые слова, делают предположения о событиях рассказа. | И Ф | Слайд 3 Ключевые слова. | |||
Постановка учебной задачи Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. | Постановка учебно-познавательной задачи. Проверка по эталону. Беседа. |
| Формулируют учебные задачи. Сверяют с эталоном: Узнаю
Буду учиться:
| Ф | Слайд 4 Учебные задачи. | Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. | мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития. Результаты: знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; | |
Реализация построенного проекта Цель: Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов. 1 часть (До слов «будем кататься») | Выразительное чтение учителя |
| Слушают первую часть Отвечают на вопросы Придумывают название для части | Ф | Слайд 5 | Овладение приёмами интерпретации | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. | |
2 часть (До слов «подъехал к горке».) |
-Что делал Котька Чижов, пока ребята строили горку? -Найдите в тексте как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу строить горку -Можно или нельзя было Котьке выходить? - Что же сделал Котька, когда ребята ушли обедать? -Найдите в тексте слова, называющие действия Котьки, обозначающие, что сделал Котька и как. (Быстро оделся, нацепил, выскочил) -Какие качества проявляет Котька? Давайте обозначим это
-Хитрый Котька -Предположите, что может произойти дальше
| Слушают вторую часть. Отвечают на вопросы Придумывают название для части | Слайд 5. Слайд 6 | |||||
Физминутка | ||||||||
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.) | Слушают 3 часть Отвечают на вопросы Придумывают название для части Слушают 4 часть Отвечают на вопросы Придумывают название для части Слушают 5 часть Отвечают на вопросы Придумывают название для части | Ф | ||||||
| Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); | К:овладение основами коммуникативной деятельности. Р: учатся определять наиболее эффективные способы достижения результата;П: освоение приёмов поиска нужной информации; правильно формулировать ответ, умение слушать ответы других детей и строить свою деятельность. К:формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне. Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления умение сохранять и выполнять учебную задачу, умение находить нужную информацию в тексте | Полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | |||||
Чтение 3 части до слов «Взобрался на самый верх» |
− Что задумал сделать Котька когда пришёл на горку?
| Ф И | Слайд 6 Слайд 7 | |||||
Чтение 4 части до слов «Бери сейчас же лопату!» |
-Как отреагировали ребята, увидев горку? Найдите ответ в тексте и зачитайте -Кто прочитает, передав возмущение?
| Ф И | ||||||
| -Давайте прочитаем с вами 5 часть - Что-же решил сделать Котька? -Понравилось ли Котьке делать горку? Зачитайте -Как назовем с вами эту часть? -Совместное строительство -Кто сможет пересказать рассказ от лица Котьки | |||||||
II. Обобщающая беседа | Беседа, формулировка идеи произведения. | -Что вам больше всего запомнилось в произведении? -О чем это произведение? -Что обозначает заглавие рассказа? -Почему автор озаглавил свое произведение именно так? -Посмотрите на слайд и проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? -Как вы думаете, какая главная мысль рассказа? (Умел ошибиться, умей и исправиться) | Обобщают наблюдения за героями произведения. Отвечают на вопросы. | Ф И | Слайд 8 Слайд 9 Идея произведения. | овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; монологические высказывания о произведении (героях, событиях). | П: умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром. К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне. | осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с общечеловеческими ценностями; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. |
Этап рефлексии деятельности на уроке. (2-4 мин) Цель: самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. | Словесный | - Доволен ли я своей работой на уроке?
| Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний. | Ф
| Слайд 10 Опорные фразы для рефлексии. | Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Мотивация к обучению и познанию.Оценивание достижения целей с личностных позиций. |
Методист _________________ Шушунова Л.С.
Учитель: ________________ Загирова Л.Н.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО студента | Медведев Никита Алексеевич |
Тема урока | Е. Велтистов «Приключения Электроника» |
Класс | 4 В класс МБОУ «Лицей №17» |
Цель урока | Организация деятельности учащихся по чтению и анализу фрагмента произведения Е. Велтистов «Приключения Электроника». |
Задачи урока Дидактические | Формировать умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдать за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; совершенствование поискового способа чтения; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование воссоздающего воображения. |
Развивающие | Развивать речевые умения; эмоциональную сферу личности школьника, навык чтения, культуру общения, логическое и образное мышление. |
Воспитательные | Воспитывать интерес к научно-фантастической литературе; культуру поведения на уроке; уважение к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной работе. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока: Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч. деят (Ф-фронт., И-инд., П-парная, Г-груп.) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Никита Алексеевич и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке. | Приветствуют учителя | Ф | Слайд 1. Изображение ученика. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | ||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: Создание мотивации работы с художественным произведением | Беседа, антиципация содержания по заголовку, имени автора, демонстрация портрета. | -Сегодня мы переходим в новый раздел. -Откройте учебник на странице 105 и найдите название нового раздела. -Прочитайте для себя -Кто прочитает вслух? -Как вы понимаете слово «фантазия»? (воображение, выдумка) -Как вы думаете, почему этот раздел называется именно так? В чём его особенность? -Давайте узнаем, с какими произведениями и авторами вы познакомитесь в этом разделе. (Названия произведений и авторы на презентации) - Как вы понимаете значение слова «фантастика»? (жанр в литературе, фантастический рассказ, вымысел) -Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Прочитаем на странице 105. -Что вы видите внизу страницы? Прочитайте, что там написано. -Что такое фантастический рассказ? -Переверните страницу и найдите определения: «фантастического рассказа». -Кто прочитает, что такое фантастический рассказ? -Найдите вверху страницу 106 задание. Подумайте в парах и выберите, что мы включаем в понятие художественная литература -Переверните страницу. -Какое первое произведение в этом разделе? Как оно называется? -Сегодня мы будем читать лишь фрагмент этого рассказа. А весь рассказ большой (показываю книгу) Этот рассказ очень знаменит и каждый взрослый его знает -По этому рассказу также сняли фильм (фрагменты из фильма) -Кто автор этого произведения? -Знаком ли он вам? - Читали ли вы произведения Евгения Велтистова? Евгений Серафимович Велтистов — советский детский писатель, фантаст, журналист и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР | Находят название раздела на с.105 и читают его Предложение детей Предположение детей Чтение определения Работа в парах | Ф И П |
Учебник Слайд 2-3. Слайд 4 Слайд 5 Фрагменты из фильма Слайд 6 | Понимание заглавия произведения; | К: отвечать на поставленные вопросы; полно и ясно выражать свои мысли, овладение основами коммуникативной деятельности. Р: удерживать собственную мысль; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; знакомство с культурно-историческим наследием России; уважительное отношение к мнению других читателей. |
Работа с иллюстрацией | Беседа, антиципация по иллюстрации | -Можем ли мы представить кто такой Электроник? Рассмотрите иллюстрацию на странице 109. -Где происходят события? -Кто на ней изображён? -Что они делают? -Почему мальчик стоит в чемодане? -Можно ли предположить, какие события могут и могли произойти с героями? -Почему фрагмент который мы будем читать называется «Чемодан с четырьмя ручками?» | Изучают иллюстрации. Определяют место, время действия, героев произведения. Делают предположения о содержании произведения. | Ф | Учебник | Овладение элементарными приемами интерпретации, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, конструировать алгоритм выполнения учебного действия. | ||
Работа с ключевыми словами | Беседа, работа с ключевыми словами. | - Прочитайте для себя ключевые слова. Громов, Электроник, Дубки, директор, чемодан, носильщики, 220 вольт, сюрприз - Прочитаем хором. -В парах обсудите, каких героев мы можем встретить, какие события с ними случаться и где они будут происходить. -Чья пара готова высказать свое предположение? | Зачитывают ключевые слова, делают предположения о событиях рассказа. | И Ф П | Слайд 7. Ключевые слова. | |||
Постановка учебной задачи Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. | Постановка учебно-познавательной задачи. Проверка по эталону. Беседа. | - Предположите, почему повесть «Приключения Электроника» — это научно-фантастическая повесть? - Определим, какие задачи можем решать, работая с произведением Е. Велтистов. С чего начинаем формулировать задачи? -Что узнаем? -Чему будем учиться? -Что необходимо доказать, прочитав текст? (найти вымысел в произведении и узнать стали ли реальностью вымышленные научные открытия, описанные в повести) | Формулируют учебные задачи. Сверяют с эталоном: Узнаю
Буду учиться:
| Ф | Слайд 8. Учебные задачи. | Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. | мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития. Результаты: знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; | |
Реализация построенного проекта Чтение и анализ 1 часть (от начала до «директор удалился») | Выразительное чтение учителя Эмоционально-оценочная беседа Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов |
-Сейчас все сели правильно и внимательно слушаем, я прочитаю вам первую часть этого рассказа. -С какой целью мы будем её слушать? (Чтение текста учителем) -Проверим наши предположения. -Что говорилось в этой части? -Каких героев мы увидели? -Определим черты характера профессора Громова. (Добрый, наблюдательный, простодушный) -Кто такой Громов? (профессор, почётный гость конгресса кибернетиков) -Что такое контрабас? -Что такое «конгресс»? -Как вы понимаете кто такие «кибернетики»? -Для чего кибернетики собираются на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.) | Определяют сюжетные элементы произведения. Конкретизируют место действия, описываемые события. | Ф | Овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях). | К:овладение основами коммуникативной деятельности. Р: учатся определять наиболее эффективные способы достижения результата;П: освоение приемов поиска нужной информации; правильно формулировать ответ, умение слушать ответы других детей и строить свою деятельность. К:формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне. Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления умение сохранять и выполнять учебную задачу, умение находить нужную информацию в тексте | Полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | |
Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | ||||||||
Физминутка Раз - согнулись, разогнулись Два - присели и потянулись Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка На четыре – руки шире Пять – повернёмся мы опять Шесть – за парты тихо сесть. | ||||||||
2 часть (от слов «» до «Да, он много лет не был в этом городе») | Выразительное чтение учителя Эмоционально-оценочная беседа Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов | -Все сели правильно и внимательно слушаем, я прочитаю вам вторую часть этого рассказа. (Чтение текста учителем) -Какие детали в благоустройстве города кажутся необычными? (Воздушное такси – маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. Сады висят над головой) | Воспринимают содержание. Устанавливают причинно-следственные связи. Объясняют лексическое значение слов. Упражняются в передаче эмоционального тона и характера. Оценивают выразительность чтения. | Ф | ||||
3 часть (от слов «» до «Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!») | Выразительное чтение учителя Эмоционально-оценочная беседа Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов | -Все сели правильно и внимательно слушаем, я прочитаю вам третью часть этого рассказа. (Чтение текста учителем) - Почему, ни один человек не смог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик, т.е. робот? (Робот был похож на обычного мальчика. Чемодан подписан «Осторожно! Приборы!») - В чем Электроник был похож на обычного мальчика? (Робот был похож на обычного мальчика: курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы, синяя курточка, рубашка, летние брюки. Он умеет говорить.) - Что отличало его от человека? (вилка, торчащая из-под куртки, питается электроэнергией) - Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.) – Как вы думаете, почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам? - Что мы можем добавить в характеристику профессора Громова? (заботливый) | Ф П | Слайд 12 | ||||
4 часть (от слов «» до конца) | Выразительное чтение учителя Эмоционально-оценочная беседа Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов | - Почему мальчик спрыгнул со 2-го этажа и убежал? (Робот получил заряд высокого напряжения, 220 вольт.) -Как вы думаете, по какой ещё причине Электроник мог сбежать от профессора? - Обиделся? Почему? - После бегства Электроника профессор был очень встревожен. Что его испугало? Предположите, почему? (Электроник окажется среди людей, он не знает как вести себя с людьми и т.д..) -Какую характеристику мы можем добавить профессору Громову? (рассеянный) – Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии? | Ф | |||||
Обобщающая беседа | Беседа, формулировка идеи произведения. |
-Можем ли мы сейчас ответить на главный вопрос. -Что делает повесть Е. Велтистова научно-фантастической?
-Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…» -Как вы их понимаете? (обсуждение) | Обмениваются впечатлениями от произведения. Высказывают отношение к событиям, описанным в рассказе. | Ф | Слайд 13 . | овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; монологические высказывания о произведении (героях, событиях). | П: умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром. К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне. | осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с общечеловеческими ценностями; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. |
Этап рефлексии деятельности на уроке. (2 мин) Цель: самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. | Словесный | - Ребята, проанализируйте свою работу на уроке, как часто вы отвечали и давали верные ответы, и много ли было ошибок, и оцените свою работу. Для этого выберите одно из предложений и продолжите его:
- Спасибо за активную работу. На этом наш урок закончен. До новых встреч! -Домашнее задание на странице 113, номер 1 и 2. | Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний. | Ф
| Слайд 14 . Опорные фразы для самооценки. | Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Мотивация к обучению и познанию.Оценивание достижения целей с личностных позиций. |
Методист: _________________ Шушунова Л.С.
Учитель: ________________ Алферова Л. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....