Прием «Внимательный читатель» как одна из форм групповой работы с информацией на уроках чтения и окружающего мира
статья по чтению

"Внимательный читатель" - один из приёмов формирования смыслового чтения у обучающихся 1 - 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приём смыслового чтения15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Прием «Внимательный читатель» как одна из форм групповой работы с информацией на уроках чтения и окружающего мира

В современной педагогической практике используется большое количество методов и приёмов, направленных на формирование и развитие читательской грамотности младших школьников. Хочу представить вашему вниманию методические приемы формирования читательской грамотности, которые являются универсальными, так как не привязаны к конкретному предмету, их можно использовать на всех уроках с целью формирования читательской грамотности.

  1. Приём «Внимательный читатель». Приём состоит в сопоставлении текста произведения с экранизацией, картиной, изображением, с текстом другого автора по данной проблеме.

Например, на уроке литературного чтения при изучении сказки-пьесы «Двенадцать месяцев» можно использовать фрагменты мультфильма. После просмотра видеофрагмента младшие школьники анализируют полученную информацию из разных источников, а затем выявляют сходства и различия между прочитанным и увиденным. Также можно предложить обучающимся сравнить текст и иллюстрации из произведения С.Я. Маршака с подобным материалом одноимённого произведения – словацкой народной сказкой.

Уроки литературного чтения дают возможность анализировать схожие произведения. Например, после изучения русской народной сказки «Золотая рыбка» второклассникам предлагается познакомиться со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. После анализа двух произведений можно составить сравнительную таблицу. В процессе выполнения данного задания учитель проверяет внимание, память младших школьников.

Прием «Внимательный читатель» можно использовать на уроке окружающего мира. Например, «Животное – живое существо».

В учебнике мы видим только картинки на которых животные передвигаются, питаются, а как доказать, что они дышат, питаются, дают потомство и спят. На доске составляется таблица (пустая). Для заполнения таблицы работаем с текстами из учебника «Литературное чтение». Дети делятся на две группы: девочки и мальчики. Одни работают с текстом Е.Чарушина «Воробей», другие – с стихотворением А.Барто «Вам не нужна сорока?» В помощь детям выдаются карточки – подсказки. Про воробья таблица будет заполнена полностью, а про сороку графа «спит» останется пустой. Для любознательных детей это повод найти ответ в дополнительной литературе, где и сколько спит сорока.

Если класс сильный, то можно дать карточки с информацией, которой нет в тексте и она не относится ни к сороке, ни к воробью. Так мы найдем внимательных читателей.

Живое существо

дышит

спит

питается

передвигается

дает потомство

«Чирикает»

«кричит»

«чуть солнце покажется, всех разбудит»

«Кормил мухами, червяками, булкой»

«Вывалился»

«Ускакал»

«полетел»

«упал»

«Маленький воробушек»

«Клюв желтый»

«птенчик»

Перечисленные приёмы формирования читательской грамотности позволяют активизировать творческую деятельность современных младших школьников, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

Таким образом, грамотное применение перечисленных приёмов на уроках в начальной школе способно привнести положительные результаты в работу по формированию читательской грамотности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения и окружающего мира 3 класс

В данной презентации помещены материалы, рекомендуемые для использования на уроке закрепления материала....

Интегрированный урок чтения и окружающего мира во 2 классе

Изучение темы "Невидимые нити" в ходе интегрированного урока чтения и окружающего мира на основе изучения произведения В.Бианки "Сова"....

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средойи максимально быстро адаптироваться и функционировать в...

Интегрированный урок чтения и окружающего мира в 1 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру для обучающихся с легкой умственной отсталостью...

Выступление на МО "Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения и окружающего мира"

Семинар на тему:«Развитие речис элементами развивающего обучения  на уроках чтения и окружающего мирав начальной школе»....

Задание по формированию функциональной грамотности на уроках. Уроки чтения и окружающего мира.

1. Блок заданий.1.1. Можар Юлия Эдуардовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 г.Шахты.1.2. Задание для развития функциональной грамотности 3 класс.1.3. Цель — формирование у обучающихся пол...