Прием «Внимательный читатель» как одна из форм групповой работы с информацией на уроках чтения и окружающего мира
статья по чтению
"Внимательный читатель" - один из приёмов формирования смыслового чтения у обучающихся 1 - 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приём смыслового чтения | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием «Внимательный читатель» как одна из форм групповой работы с информацией на уроках чтения и окружающего мира
В современной педагогической практике используется большое количество методов и приёмов, направленных на формирование и развитие читательской грамотности младших школьников. Хочу представить вашему вниманию методические приемы формирования читательской грамотности, которые являются универсальными, так как не привязаны к конкретному предмету, их можно использовать на всех уроках с целью формирования читательской грамотности.
- Приём «Внимательный читатель». Приём состоит в сопоставлении текста произведения с экранизацией, картиной, изображением, с текстом другого автора по данной проблеме.
Например, на уроке литературного чтения при изучении сказки-пьесы «Двенадцать месяцев» можно использовать фрагменты мультфильма. После просмотра видеофрагмента младшие школьники анализируют полученную информацию из разных источников, а затем выявляют сходства и различия между прочитанным и увиденным. Также можно предложить обучающимся сравнить текст и иллюстрации из произведения С.Я. Маршака с подобным материалом одноимённого произведения – словацкой народной сказкой.
Уроки литературного чтения дают возможность анализировать схожие произведения. Например, после изучения русской народной сказки «Золотая рыбка» второклассникам предлагается познакомиться со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. После анализа двух произведений можно составить сравнительную таблицу. В процессе выполнения данного задания учитель проверяет внимание, память младших школьников.
Прием «Внимательный читатель» можно использовать на уроке окружающего мира. Например, «Животное – живое существо».
В учебнике мы видим только картинки на которых животные передвигаются, питаются, а как доказать, что они дышат, питаются, дают потомство и спят. На доске составляется таблица (пустая). Для заполнения таблицы работаем с текстами из учебника «Литературное чтение». Дети делятся на две группы: девочки и мальчики. Одни работают с текстом Е.Чарушина «Воробей», другие – с стихотворением А.Барто «Вам не нужна сорока?» В помощь детям выдаются карточки – подсказки. Про воробья таблица будет заполнена полностью, а про сороку графа «спит» останется пустой. Для любознательных детей это повод найти ответ в дополнительной литературе, где и сколько спит сорока.
Если класс сильный, то можно дать карточки с информацией, которой нет в тексте и она не относится ни к сороке, ни к воробью. Так мы найдем внимательных читателей.
Живое существо
дышит | спит | питается | передвигается | дает потомство |
«Чирикает» «кричит» | «чуть солнце покажется, всех разбудит» | «Кормил мухами, червяками, булкой» | «Вывалился» «Ускакал» «полетел» «упал» | «Маленький воробушек» «Клюв желтый» «птенчик» |
Перечисленные приёмы формирования читательской грамотности позволяют активизировать творческую деятельность современных младших школьников, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.
Таким образом, грамотное применение перечисленных приёмов на уроках в начальной школе способно привнести положительные результаты в работу по формированию читательской грамотности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках чтения и окружающего мира".
презентация...
Презентация к уроку чтения и окружающего мира 3 класс
В данной презентации помещены материалы, рекомендуемые для использования на уроке закрепления материала....
Интегрированный урок чтения и окружающего мира во 2 классе
Изучение темы "Невидимые нити" в ходе интегрированного урока чтения и окружающего мира на основе изучения произведения В.Бианки "Сова"....
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средойи максимально быстро адаптироваться и функционировать в...
Интегрированный урок чтения и окружающего мира в 1 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру для обучающихся с легкой умственной отсталостью...
Выступление на МО "Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения и окружающего мира"
Семинар на тему:«Развитие речис элементами развивающего обучения на уроках чтения и окружающего мирав начальной школе»....
Задание по формированию функциональной грамотности на уроках. Уроки чтения и окружающего мира.
1. Блок заданий.1.1. Можар Юлия Эдуардовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 г.Шахты.1.2. Задание для развития функциональной грамотности 3 класс.1.3. Цель — формирование у обучающихся пол...