презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках чтения и окружающего мира".
презентация к уроку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Б. Паскаль
Критическое мышление Это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижении гипотез.
Критическое мышление Это не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка .
С позиции ученика: - являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом; - сравнивают полученные знания с другими работами в данной области и других сферах знания; - проверять логику доказательств, делать выводы; - самостоятельно принимать решения; - конструировать новые примеры для использования теоретических знаний.
С позиции учителя использование исследовательских методов деятельности на уроке: -развитие оценочного мышления, -рефлексивной постановке цели урока, -выявление проблемы, - выдвижение гипотез, -прогнозирование последствий своих решений.
Принципы технологии «РКМЧП» -активность субъектов в образовательном процессе; -организация групповой работы; - развитие навыков общения; - формирование культуры продуктивного чтения; -соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в жизни.
Три этапа урока -подготовительный – стадия вызова; -восприятие нового – стадия осмысления; -присвоение информации – стадия рефлексии.
Первый этап – ВЫЗОВ Задачи: -актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; -пробудить к ней интерес; -активизировать обучаемого, дать возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; -структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ Задачи: - получить новую информацию; -осмыслить новую информацию; -соотнести новую информацию с собственными знаниями; -отследить процесс познания с собственным пониманием.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ (рефлексия) Задачи: -развивать умения выразить новые идеи и информацию собственными словами; -осмыслить и обобщить полученную информацию на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; -проанализировать процесс изучения нового материала; -выработать собственное отношение к изучаемому материалу и найти тему и проблему для дальнейшей работы (новый «вызов»).
Приёмы развития критического мышления: 1) «Верите ли вы» или «Верные или неверные утверждения» 2) « Кластер» 3) « Инсерт» 4) « Дерево предсказаний» 5) « Таблицы, схемы» 6) « Чтение с остановками» 7) «Толстые и тонкие вопросы» 8) "Зигзаг" или "Отсюда – туда» 9) «Лови ошибку" 10) «Синквейн»
Урок окружающего мира ( 2 класс) Тема: «Реки». Цель и задачи: - сформировать понятие «река»; -познакомиться с особенностями реки; - научиться находить на карте важнейшие реки и уметь правильно показывать.
Стадия вызова (Мотивационная функция - побуждение к работе с новой информацией) Проблемная ситуация. (Между Леной и Мишей, как обычно возник спор: кто прав?) - Она тихая, медленная, прозрачная. - Она шумная, быстрая, мутная. - То она широкая. - То она узкая. - О чем это?
Стадия осмысления (получение новой информации) Таблица Знаем Хотим узнать Узнаем
Стадия осмысления ( Мотивационная функция - побуждение к работе с новой информацией) Прием Кластер» Части реки правый и левый берега устье притоки русло исток
Использование знаний на практике Прием «Схема» Задание: прикрепить правильно карточки с названиями частей реки (на доске нарисован схематический рисунок реки) .
Прием «Зигзаг» (работа в группах ) - Найдите реки лишь на одном материке (работа с картами на стр.130-135): 1. Европа – Волга, Дунай 2. Азия – Енисей, Лена 3.Африка – Нил, Конго 4. Северная Америка - Миссисипи 5. Южная Америка - Амазонка
Рефлексия (обмен мнениями о новой информации) (Обсуждаем записи, внесенные в таблицу) Таблица «Знаем – Хотим узнать - Узнаем»
Рефлексия (информационная – проверка новых знаний) Прием «Верные и неверные утверждения» 1. Реки – это водоемы с течением от истока к устью. (+) 2. На карте реку изображают тоненькой синей лентой? (+) 3. Если ты плывешь по реке вниз по течению, то слева будет правый приток. (-) 4. Начало реки или ручья называется устьем. (-) 5. Реки питаются ручьями, подземными водами и осадками. (+) 6. Река Кама впадает в Волгу. (+)
Рефлексия (мотивационная – побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) -Как отличить озеро от реки в природе и на карте? -Это тема следующего урока.
Рефлексия (эмоциональная) 1.Урок для меня показался коротким (длинным) 2.Мое настроение стало лучше (стало хуже) 3.Материал урока мне был понятен (не понятен) 4. - полезен (бесполезен) 5. - интересен (скучен)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"
Цель мастер-класса - познакомить участников с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной на формирование УУД; осмыслить в...
Использование технологии критического мышления на уроках, окружающего мира и литературного чтения.
Статья...
Использование технологий критического мышления на уроках окружающего мира
Изучить пути и методы применения технологии критического мышления на уроках окружающего мира и на основе анализа существующего опыта учителей начальной школы обосновать необходимость ее использования....
"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»
"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»...
Методическая разработка: «Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира в условиях ФГОС НОО»
Методическая разработка...
Статья Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира
Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира...