Тема: «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
На уроке продолжается знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Обучающиеся учатся находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его поступки. Урок построен в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_akula_6_acula1.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе по системе Л. Занкова
Тема: «Кульминационные моменты
в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
(тип урока – комбинированный)
Цели: продолжить знакомство с творчеством Л. Н. Толстого; учить находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его поступки; развивать память, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к чтению, мужество; развивать кругозор ребят.
(ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные карточки, рисунок кораблика, презентация, видиофильм;)
Ход урока
Организационный момент.
II. Речевая разминка.
1)Работа над скороговоркой.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Задание ( прочитать шепотом, тихо, громко, быстро, еще быстрее, вопросительно, побудительно.)
2)Проверка техники чтения.(3-х разовый замер, учитываются индивидуальные способности учащихся.)
III. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
(Оценивают сами учащиеся – комментируя.)
IV. Сообщение темы и цели урока. Подготовка к восприятию.
Угадайте из какого произведения отрывки и кто автор.
(РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ-1)
_ Молодцы!
_А вот какой рассказ Л.Н. Толстого мы будем читать вы узнаете если разгадаете мои загадки. (За каждое правильно выполненное задание открывается часть корабля с буквой из слова-отгадки.)
1.Через море-океан
Плывет чудо-великан. (Кит)
2. Вильнет хвостом
Туда-сюда –
И нет ее,
И нет следа. (РыбА)
3. Поначалу хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла - зеленой стала,
Хвост на весла поменяла, (Лягушка)
4. Кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко.
А на маленькой головке
Пятна желтые видны.
Все мы знать его должны. (Уж)
5. У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала. (ЩукА)
– Что вы знаете об акулах? (Ответы детей.)
Сообщения учащихся об акулах.(фото акул на экране.) Презентация-2
Акула – страшная хищница моря…
Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела при движении акулы испытывают самое ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают.
Акула – это слово часто с ненавистью произносят рыбаки и моряки: акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Пасть в нижней части головы акулы, похожая на узкую поперечную щель, усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны.
Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Но не все акулы хищники. Многие питаются планктоном, медузами, мелкой рыбешкой.
Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Особенно причудлива молот-рыба. Так ее назвали за форму головы, похожую на огромный молоток. Другая необычная акула – пилонос. Ее длина всего 1–2 м, но вид очень грозный: костяной вырост впереди головы, усеянный острыми шипами по краям, действительно напоминает пилу. Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей.
У всех акул скелет не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб, вымерших миллионы лет назад.
– Что нового вы узнали об акулах?
– Как называется такой текст? (Научно-познавательный.)
_ А путешествовать мы отправляемся на нашем кораблике.
_Что вы знаете о кораблях? (сообщение подготовленных учащихся)
– Откройте учебник (с. 36).
– Прочитайте автора и название рассказа, который вы будете читать сегодня.
– В первой части учебника «Литературное чтение» мы уже читали рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок». Давайте вспомним: где происходило действие? (В море на корабле.)
– Кратко перескажите сюжет. (Отец спас сына в трагический момент, мальчик мог бы разбиться.)
– А сейчас новая встреча с Л. Н. Толстым и его рассказом «Акула».
V. Изучение нового материала.
1. П е р в и ч н о е ч т е н и е р а с с к а з а учителем.
После чтение учителю следует сделать паузу, чтобы дети осознали, пережили услышанное.
– Было ли вам страшно? Когда? (Название вызывает беспокойство, потому что акула – страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно, когда раздается крик «Акула!».)
– Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)
2. П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а по содержанию (чтение учащимися по цепочке).
– Кого можно назвать главным героем рассказа, почему? (Старого артиллериста.)
– Когда его охватил страх?
– Прочитайте, как автор описывает это состояние. («Бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)
– Расскажите о его переживаниях.
– Докажите, что старый артиллерист – мужественный человек. (Решительный, сильный духом старый солдат принял смелое решение – стрелять из пушки в акулу, которая была совсем рядом с мальчиками.)
– Почему после выстрела он закрыл лицо руками?
Л. Н. Толстого, как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Как много пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков!
Ф и з к у л ь т м и н у т к а (Игра «Морская фигура.» (под классическую музыку)
3. П р о д о л ж е н и е б е с е д ы п о с о д е р ж а н и ю.
– Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх? (Морское чудовище.)
– Как ведут себя матросы? (Сначала они обрадовались купанию, но когда появилась акула, они бросились к шлюпкам, чтобы спасти ребят. Те, кто остался на палубе, замерли от страха и ждали, что будет. Они были искренне рады спасению мальчиков.)
– Каково ваше отношение к мальчикам? К старому артиллеристу? К матросам?
4. В ы б о р о ч н о е ч т е н и е.
– Как состояние страха переходило в радость? Прочитайте.
– Какие моменты в рассказе показались вам самыми волнующими? (Появление акулы, волнение артиллериста, встреча с акулой, выстрел, напряженное ожидание.)
– Найдите моменты напряженной тишины. Зачитайте. (С. 37 – «артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей»; с. 37 – перед выстрелом «замерли от страха и ждали, что будет».)
5. С л о в а р н о - л е к с и ч е с к а я р а б о т а.
Не выдавай – не подведи меня.
Понатужься – постарайся.
6. П о д г о т о в к а к п е р е с к а з у.
– Найдите слова, которые отражают эмоциональное состояние персонажей (работа по вариантам).
I в а р и а н т – мальчики: прыгнули в воду, плавали наперегонки; смеялись, кричали; оглянулся, пронзительный визг; поплыли в разные стороны.
II в а р и а н т – отец: любовался сыном; закричал; бледный как полотно, сорвался и побежал, упал, закрыл лицо руками.
Дети по вариантам готовят пересказ по опорным словам : I в. – от лица мальчика; II в. – от лица отца.
V. Итог урока.
– Что вы скажете о рассказе Л. Толстого «Акула»? (Это художественное произведение, написанное пером великого писателя. Здесь есть языковые, изобразительные средства, которые помогли нам образно представить случившееся (словесное рисование). Л. Н. Толстой заставил нас пережить тревогу и волнение, которые переходят в страх.)
Рассказ короткий, но сколько в нем чувств, картин; рассказ похож на кино, так как происходит быстрая смена событий, динамичное движение, много звуков: крики, визг, выстрел, ликование.
– Кому из героев вы больше всего сопереживали?
– Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? (Надо дорожить близкими, беззаботное поведение может довести до беды, показаны опасности, подстерегающие детей.)
В ы в о д: переживания отца, любовь к сыну, осуждение беззаботного поведения, легкомыслия.
VI Домашнее задание: перечитать рассказы Л. Толстого «Прыжок» и «Акула» сравнить их, сравнить главных героев.
VII Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"
1. Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...
Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»
Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»...
"Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого "Акула""
Конспект урока и презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"...
«Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула»
Методическая разработка урока по литературному чтению. Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и ...
Тестовая работа по рассказу Л.Н.Толстого "Акула"
Тестовая работа по рассказу Л.Н.Толстого "Акула"...