Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Попова Надежда Петровна

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_3_klasse_po_rasskazu_l.docx15.58 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_akula_tolstoy.ppt686 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Автор: Попова Надежда Петровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Усмани Липецкой области

Описание материала: Данная работа представляет литературно-методический анализ  и конспект урока. Данный материал будет полезен в работе учителям начальных классов. Разработки уроков были апробированы с учащимися  3 класса.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3. Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать границы своего знания и «незнания»; управлять учебной деятельностью; выполнять логические операции; слушать и слышать.

Тип урока: изучение нового.

Ресурсы: ИКТ-презентация.

Учебник «Литературное чтение. Родная речь. 3 класс  1  часть» (стр.152-155).

Портрет Л.Н.Толстого.

Рисунок акулы, рисунки для картинного плана.

1. Организация начала урока

-Здравствуйте,  ребята!  Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь,  и приступим к работе.

2. Актуализация знаний.

- С каким писателем мы работали на прошлом уроке?

( Сайды 1-6)

Сообщения детей  о жизни и деятельности писателя.    ( Опережающее задание)

- Что интересного о его жизни вы запомнили?

3. Самоопределение к деятельности.

Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого. Слайд 7-8.

-Основные темы и жанры в творчестве писателя.

- А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

( Акула.) Слайд 9.

-А что интересного вы знаете об этой рыбе?

(Один из заранее подготовленных учеников рассказывает сообщение про акулу)

4. «Открытие» нового знания.

а) Анализ названия ,прогнозирование содержания.

б) Словарная работа Слайд 12.

Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

В) Первичное восприятие.Чтение подготовленными учениками.

Опережающее задание.    Слайд 10.

Г). Проверка первичного восприятия

- Понравился ли вам рассказ? Кто главные герои ?

Соотнести название и содержание.      Слайды 11-12.   –Какой это рассказ?

Что особенно запомнилось?

д). Повторное чтение- выборочное  Слайд 13

Литературные приемы : сравнение ,описание, противопоставление.  Слайд 14.

У: Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.

Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?

е). Составление характеристики героев.   Слайды 15-16.

Ж)Повторное чтение текста по смысловым частям и составление  плана этого текста. Откроем учебник на стр.152   Слайд 16.

(Чтение первой части)

- Где стоял корабль?

- Как Толстой описывает погоду в этот день

- С чем автор сравнивает погоду?

Как бы вы озаглавили эту первую часть?

- «Корабль у берегов Африки».

(Чтение второй части)

- Где матросы устроили купальню?

 - Как бы мы озаглавили эту часть?

- «Купание в парусе».

(Чтение третьей части)

- Кто же был с матросами на корабле?

- Почему дети решили сплавать в открытое море

- Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

 - Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул

- Что выражает лицо артиллериста

-Как мы озаглавим эту часть?

- «Плавание наперегонки в открытом море»

(Чтение четвертой части)

- С какого слова автор начинает эту часть? Почему?

- Какими словами автор называет акулу? Почему.

- Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

А как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику.

(Дети читают эпизод текста)

- Как отреагировали дети на его слова?

- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?

- Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

- Как матросы решили помочь мальчикам?

- Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

- Как мы будем читать?

- На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

- Как озаглавим эту часть?

-«Появление морского чудовища».

(Чтение пятой части).

- Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

- ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…-: Как озаглавим эту часть?

- «Пронзительный визг».

(Чтение шестой части).

- Как подействовал визг мальчика на отца? Как он все делал?

- Какое решение принимает артиллерист?

- Какой будет темп чтения? Какое чувство?

- Как действует команда? Почему все замерли от страха?

-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части,  почему? Докажите.

Что художник на ней изобразил?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

- «Выстрел».

(Чтение рассказа до конца.)

- Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

- Какое он сейчас он испытывает чувство?

- Что его успокоило?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

-« Мальчики на корабле».

- Как вы думаете, почему  свой рассказ  Л.Н.Толстой назвал Акула?

5.Рефлексия. Слайд 17.

6.Итоги урока.       Слайд 18.

- Ребята, кто главный герой этого рассказ?

Какой урок хотел нам преподнести?

- Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

- Ради чего написан рассказ?

7. Творческая работа

- У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему?

Помогите мне расположить их по порядку.

Давайте озаглавим их в соответствии с рассказом.

- Попробуйте пересказать рассказ, используя наш план.

8. Домашнее задание

- Дома подготовить пересказ рассказа Л.Н.Толстого. Можно пользоваться готовым планам на стр. 156. Слайд19.

Урок окончен.

Литературно - методический анализ рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

1. Определение жанра.

Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.

2. Тема рассказа.

«Широкая тема» -  о смелости и храбрости.

«Узкая  тема» – самоотверженная любовь артиллериста.

3. Особенности сюжета.

Это рассказ о том, как отец спасает сына, проявляет находчивость в трагический момент.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

V – уже знал + – узнал новое ? – хочу узнать Лев Николаевич Толстой (1828-1910) (Биография) Лев Николаевич Толстой, граф, русский пи555сатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна. Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел (мать умерла в 2 года, отец в 9 лет), воспитывали опекуны. Получил домашнее образование. Затем в1844 г. поступил в Казанский университет (при поступлении показал отличные знания «турецко-татарского языка»), где до 1847 г. изучал сначала восточные языки, затем юриспруденцию. Затем 4 года прошли в Ясной поляне, Москве, Санкт-Петербурге в попытках вести помещичье хозяйство, самостоятельно изучать юриспруденцию, музыку, в светских развлечениях. В 1848 г. в Санкт-Петербурге успешно сдал экзамены по 2 предметам на кандидата прав. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Служил добровольцем, затем юнкером в 4-ой батарее 20-й артиллерийской бригады. Здесь начал писать, уже в 1852 послал в журнал "Современник" первую часть повести "Детство". Участвует в стычках и походах русских войск на Кавказе. Присвоено звание прапорщика. Перевелся затем (в 1854) в Дунайскую армию в Бухарест, затем, когда началась Крымская война - в Крым. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями. В это время написаны «Севастопольские рассказы». Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой. В 1857 г. уезжает за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Он посещает Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. Лев Николаевич в 1880 году разрабатывает свое религиозное учение. Конфликт с семьей привел к уходу из Ясной Поляны. Через несколько дней, на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от пневмонии. Толстой умел разговаривать с детьми, знал множество сказок и историй. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, ведь его собственные интересы были очень разносторонними.

Слайд 2

Музей – усадьба в Ясной Поляне

Слайд 3

Урок в школе Л.Н. Толстого Старый заказ

Слайд 4

Новая азбука графа Л.Н.Толстого школа

Слайд 5

Могила Л. Н. Толстого В последние годы жизни Толстой часто просил похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага.

Слайд 6

Лев Николаевич Толстой «Акула» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся оценивать границы своего знания и «незнания»; управлять учебной деятельностью; выполнять логические операции; слушать и слышать.

Слайд 7

Произведения Л.Н. Толстого О природе О людях, о детях вызывают чувства рассказы сказки басни О Родине художественные разножанровый научно-познавательные были былины сообщают факты

Слайд 9

Что будет дальше? Чем закончится рассказ ? Как могут развиваться события после финала? О М А

Слайд 10

Определить, какой это рассказ: художественный или научно-познавательный? 2. Ответить на вопрос: Что поразило?

Слайд 11

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова) Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова) Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

Слайд 12

Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Продолжение действия Заключение Развязка

Слайд 13

Литературные приёмы: Сравнение Описание Противопоставление

Слайд 14

О М А

Слайд 15

О М А Смелый, мужественный Находчивый, решительный Волнующийся, самоотверженно любящий Испуганные, беззащитные Радостные, веселые неопытные хищник, морское чудовище

Слайд 16

1.Купальня в парусе /спокойствие 2.Мальчики в открытом море /волнение 3.Акула /тревога, страх 4.Выстрел / ужас 5.Дети спасены /радость и облегчение

Слайд 17

Рефлексия: 1. Написать имя существительное по теме. 2. 2-3 имени прилагательных 3. 2-3 слова-действия 4. Предложение 5. Слово-смысл темы. -Самооценка:

Слайд 18

Итоги: 1. Рассказ 2. Художественный, интересный 3. Вызывает, заставляет, учит 4. Художественный рассказ вызывает чувство. 5. Любовь

Слайд 19

Домашнее задание Учебник с. 152-155 прочитать, составить рассказ об отце или подготовить пересказ текста по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Акула"

конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Акула"...

Конспект урока литературного чтения "Рассказ Л.Н.Толстого "Акула"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "!Навчальная школа 21 векка"...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.2. Развивать речь, наб...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н. Толстой «Акула».

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н. Толстой «Акула»....

Конспект урока "Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»"

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....