Внеклассное чтение. Тема: Бурятская народная сказка «Снег и заяц».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Познакомить учащихся с бурятской народной сказкой «Снег и заяц»; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn.cht22.04.sneg_izayats.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. Тема: Бурятская народная сказка «Снег и заяц».

Класс: 2 класс

Учитель: Турпанова М.Д.

Тема: Бурятская сказка «Снег и заяц».

Цель урока: познакомить с бурятской сказкой «Снег и заяц».

Цели: познакомить учащихся с бурятской народной сказкой «Снег и заяц»; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.

Цель: познакомить учащихся с жанром устного народного творчества - бурятской народной сказкой. Определить экологическую направленность бурятских сказок.

Задачи:

  • воспитывать интерес к культуре народов нашего края, через знакомство с произведениями бурятского фольклора – сказкой;
  • формирование чувства уважения к людям других национальностей, любви к животным
  • развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • формирование экологической культуры учащихся

Познавательные: умение выявлять тему, главных героев, сущность, анализировать; формулировать выводы, обосновывать свои суждения; формировать умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание, формировать умение слушать и понимать других, формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме 1-2 простыми предложениями; формировать умение работать в группе;

Регулятивные: формировать умение проявлять инициативность и самостоятельность.умение прогнозировать предстоящую работу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять личностную рефлексию;

Личностные: формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Задачи

Образовательные: совершенствовать навык правильного, осознанного чтения на основе сказки.

Развивающие: развитие словарного запаса на основе ответов на вопросы к тексту;

Воспитательные: воспитывать активность детей на уроке.

Дидактические средства:

для учителя – книга, презентация, артикуляционная зарядка, музыка «В гостях у сказки», маски зайца, снега.

для учащихся – книги , мини -книжка

Структура урока:

1. Организационное начало урока

2. Артикуляционная гимнастика

3. (самоопределение введение в урок

4. Мотивация к учебной деятельности.

5. Первичное усвоение новых знаний.

6. Физминутка

7. Первичное закрепление

8. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект: реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности

Ход урока:

Структура урока внеклассное чтение

Начальный этап (2 кл.)

Основной метод обучения – чтение-рассматривание.

Основной вид деятельности - самостоятельное чтение детей под наблюдением учителя.

В первой части урока дети коллективно определяют тему урока с опорой на выставку книг, выбирают по двум параметрам книгу для чтения вслух учителем, слушают выбранное произведение и участвуют в его обсуждении.

1 часть А) Работа с выставкой книг.

Решение задач по ориентированию в книгах (до 5 мин.)

Б) Чтение произведения учителем вслух. (до 7 мин.)

В) Беседа-рассуждение о прочитанном (до 5 мин.)

Во второй части урока – учащиеся самостоятельно прогнозируют содержание и читают под наблюдением учителя одно произведение из незнакомой книги, принимают участие в беседе о прочитанном.

2 часть А) Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (рассматривание книги до чтения, предугадывание (антиципация). (до 5 мин.)

Б) Самостоятельное чтение учащимися названного педагогом произведения (10 – 12 мин.)

В) Коллективная беседа о прочитанноммин.)

Г) Рекомендации к внеурочной деятельности на текущий срок

Д) домашнее задание не задаётся, так как вся о

Родословная бурятской сказки берет начало в далекой древности. Много воды утекло с тех пор, одно поколение сменяло другое, а сказка продолжала жить в родных кочевьях, неведомая широкому миру.

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

#1054;рг.м.

Цель этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

Солнце просыпается

Людям улыбается

1,2,3 – улыбнись и ты

Потихоньку сели.

Второй год ученья

Опыт есть и знанья.

Трудно, без сомненья,

Но нужно и старанье.

Словом, второклассник

Всем примером будь:

Пусть всегда лишь добрым

Твой школьный будет путь.

-Не случайно я начала урок с этого пожелания. И мне хочется, чтобы вы показали свои умения и знания, свою старательность.

Проверка готовности к уроку.

Производят контроль своей посадки.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью;

#1040;ртикуляционная гимнастика

обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность,

Артикуляционная, дыхательная, речевая разминка

Речевая разминка

- упражнение дыхание

- упражнение на артикуляцию

-чтение слогов

Бе пра

Ле про

Се хра

Пе пря

Бе-лень-ку- ю

Се-рень-ку-ю

-Скороговорка:

Две синицы прилетели на сосну.

Два снегиря засвистели про весну.

-Кто прилетел на сосну?

-О каком времени года засвистели синицы?

-А у нас какое время года? Докажите.

Выполняют упражнения, проводимые дежурным

и педагогом

(темп медленный, затем быстрый)

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью;

3. Проверка д. з.

Цель этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

Проверка д.з.

пересказ

Беседа. Буряты в мифах, легендах, сказках, пословицах, загадках, благопожеланиях выражали свои представления о мире, рассказывали о том, что им дорого, что для них важно. Одной из главных традиций устного народного творчества бурят является священное почитание природы. Любая местность, гора, скала, речка; большое или маленькое животное; солнце и луна имеют свою легенду, свое сказание, свою вековую историю, обрамленную народной творческой фантазией. (Слайд 7)

-Кто автор?

- Сегодня, я хочу познакомить вас с одной бурятской народной сказкой, а как она называется, вы должны догадаться сами. Для этого посмотрите на слайд и скажите, что объединяет эти картинки ?

Про какое время года будем читать?

Где будут происходить события?

Пересказывают

Отвечают на вопросы

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Литературная разминка

В мир сказки музыка нас позвала,

На чудеса настроить нас смогла.

А кто герои сказки? Попробуйте узнать.

Для этого сказку нужно прочитать.

-Кто из вас уже догадался, что мы будем читать на уроке?

-А кто герои, отгадайте

-Прочитайте слово по стрелочкам

С н е г

-А узнайте второго героя.

Прыгун -трусишка:

Хвост коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки.

Одежда в два цвета-

На зиму, на лето. заяц

-Как догадались?

-Записать слово на доске, поставить ударение, какую гласную запоминаем.

-Мы сегодня прочитаем сказку «Снег и заяц».

-Посмотрите в книге откуда пришла к нам эта сказка?

Сообщение о Бурятии - показ на карте

Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации. Она расположена в южной части Восточной Сибири, в Забайкалье. На территории Бурятии находится большая часть (около 60% береговой линии) озера Байкал – самого глубокого пресноводного озера в мире.

Отвечают на вопросы

Разгадывают загадки

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Цель этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

Работа с учебником. Чтение

-Сейчас я вам прочитаю сказку.

-Кто герои сказки?(заяц , хозяин леса, снег)

-Какая беда приключилась с зайцем?

-Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку.)

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

6. Физминутка

Звучит музыка

Дети выполняют подражательные движения

7. Первичное закрепление

Цель этапа: применение нового знания.

Самостоятельное чтение

Чтение по цепочке

Беседа о прочитанном

Чтение по ролям

В каждой бурятской сказке есть поучительный момент, добро побеждает зло, высмеиваются плохие черты людей,

Помощь слабо читающим детям

Все внимательно слушают.

-Как объяснил заяц, почему у снега болит голова?

-Прочитайте предложения, которые объясняют, почему заяц плакал?

-О чем попросил заяц хозяина леса?

-А почему хозяин леса не может сохранить снег?

-Что предложил хозяин леса зайцу? Прочитайте эти слова.

-Остался ли заяц доволен обещанием хозяина леса? Объясните почему?

Читают сами

По очереди читают

отвечают на вопросы

Читают по ролям сказку с масками

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: координирование в сотрудничестве разных позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....

Конспект урока на тему: Русская народная сказка «Мороз и заяц»

Технологическая карта урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 2Дата: 05.02.2020 г.Тема урока: Русская народная сказка «Мороз и заяц»Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Познакомить детей с...

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать про...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...

Бурятская сказка «Снег и заяц»

Класс 2______Тема урока Бурятская сказка «Снег и заяц»Тип урока Комбинированный_Цель: познакомить с бурятской сказкой «Снег и заяц», рассказать о развитии сказки во времени.Зад...

Литературное чтение. Тема: русская народная сказка Иван - Царевич и Серый волк

Данный урок позволяет познакомиться с содержанием русской народной сказки Иван - Царевич и Сервый волк...