Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.
Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_2klass.docx | 116.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»
2 класс (1-4)
Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.
Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.
Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; лепестки цветка с напечатанными видами устного народного творчества; карточки с цитатами из сказки; экран с «бегущей строкой»; индивидуальные доски; разноцветные мелки.
Ход урока:
1 этап: Организационный.
- Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями мы eуже познакомились?
(Ответы детей: песни, загадки, считалки, скороговорки, сказки)
- К какому виду творчества относятся все эти произведения?
(К устному народному творчеству)
—Есть у русского народа « живой цветок», который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит.
У этого цветка вместо лепестков - сказки, загадки ...
(на доске прикрепляются названные лепестки)
—Каких лепестков не хватает в нашем цветке?
(Ответы детей: потешки, были и небылицы, заклички, пословицы)
(по мере того, как дети называют виды устного народного творчества, прикрепляются остальные лепестки)
—У нашего цветка не хватает сердцевинки.
—Как по-другому можно назвать устное народное творчество?
(Ответы детей: фольклор)
(на доске крепится сердцевина) —Теперь живой цветок собран.
Речевая разминка:
Учитель:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
—Давайте вспомним ваши любимые считалки. Дети:
Мы делили апельсин
Много нас, а он - один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для чижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура!
Чтобы дом построить новый Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом, Начинают строить дом. Щёчка, щёчка - два мешочка; Три-четыре корешочка, Пять брусничек, шесть морошек, Семь букашек, восемь мошек... Лапкой в щёчку - стук, стук: ~ На здоровье, бурундук!
Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс!
2 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи
- Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)
- Беседа на выявление впечатления:
- Понравилось ли вам произведение?
- Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?
3) Моделирование обложки.
- Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение и
покажите условным значком на листочка тему и жанр произведении.
(дети рисуют варианты моделей)
- Кто хочет объяснить свой выбор?
(Ответы детей:: Я нарисовала круг, потому что это сказка и закрасила его коричневым цветом, потому что произведение о животных.
Я нарисовал круг и закрасил его синим цветом, так как это сказка о волшебстве.
Я нарисовала круг и закрасила его коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.)
- Докажите, что это сказка.
- Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и дополните
модель обложки.
(Дети дополняют модель обложки и получаются следующие варианты):
- Так с каким произведением мы познакомились?
(Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки»). - Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
(Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)
4) Воспроизведение последовательности сказки по иллюстрациям.
- Посмотрите внимательно на
иллюстрации. Вспомните, как начинается
сказка. - Какая иллюстрация соответствует
началу сказки? - Какими строчками из
произведения можно подписать эту иллюстрацию?
(Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности, соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).
3 этап: Аналитическое чтение.
- Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
сказки? - Сколько абзацев можно прочитать так?
(Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)
- Как развиваются события дальше?
(лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)
- Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова
глухаря?
(Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)
- Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?
(Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их
слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством).
- Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
нужную интонацию и темп чтения.
(дети упражняются в чтении диалога)
- В какой момент, почему глухарь обрадовался?
(Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой). - Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
(Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь
полёт лебедей на юг не зависит от глухаря)
- Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость
глухаря.
(дети упражняются в чтении диалога).
- А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
ветками?
(Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)
- Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,
поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;
Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).
(упражнения в чтении).
- Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
глухарь?
Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»). 4 этап: Физ. минутка.
- Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы передохнём.
Мы - листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели И на землю тихо сели. Ветер снова побежал
И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.
5 этап: Аналитическое чтение.
- Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?
(Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,
остаться на месте).
- Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).
- А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?
(Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).
- С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания
лебедя?
(Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).
- Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?
(Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).
- Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства
лебедей?
(упражнения детей в чтении).
- Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
хотели прочитать бы этот абзац?
(Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия:
С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)
- Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?
(Ответы детей: Правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).
- Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую
сказку?
(Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).
6 этап: Чтение пословиц.
- Сейчас я предлагаю вам прочитать по
«бегущей строке» две пословицы, подумать,
подходят ли они к нашей сказке?
(дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука.)
Никита: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание
далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».
(дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.)
Эта поговорка подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.
Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.
7 этап: Закрепление учащимися нового материала.
1) Воспроизведение новых знаний.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
- Какие сказки других народов вы знаете?
2) Творческая работа на индивидуальных
досках.
- Сейчас мы будем работать на
индивидуальных досках. Нарисуйте тот эпизод из
сказки, который вы запомнили или который вам
понравился больше всего.
(дети рисуют, затем показывают свои рисунки друг другу)
8 этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
задании.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
да, можно. Эта сказка учит тому ,что всегда нужно правильно
рассчитывать свои силы.
Надо жить с верой в лучшую жизнь).
- Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного
народного творчества или можно остановиться на достигнутом?
(Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
(Дети: вытянутая рука лежит на парте—ребёнок считает, что поработал плохо; рука приподнята под некоторым углом над поверхностью парты— ребёнок считает, что поработал хорошо; рука поднята вертикально вверх— ребёнок считает, что поработал очень хорошо)
Домашнее задание:
1.Всем: выполнить задание в тетради на стр. 16
2.По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс
Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...
Конспект урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 класс
УМК: "Планета знаний" Учебник: Э.Э. Кац "Литературное чтение", в двух частях, Москва, изд. "Астрель", 2008 г....
Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»
1. Учить детей определять особенности жанра.2. Развивать умение определять задачу жанра.3. Расширять кругозор детей.4....
Упражнения для формирования качеств чтения (Тема урока: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»)
Упражнения для формирования качеств чтения...
Литературное чтение "Виды русских народных сказок...", 2 класс
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных"...
Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"
В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...
План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс
Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...