Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Горбонос Юлия Сергеевна

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.

Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_2klass.docx116.58 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

 Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»

2 класс (1-4)

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.

Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.

Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; лепестки цветка с напечатанными видами устного народного творчества; карточки с цитатами из сказки; экран с «бегущей строкой»; индивидуальные доски; разноцветные мелки.

Ход урока:

1 этап: Организационный.

- Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями мы eуже познакомились?

(Ответы детей: песни, загадки, считалки, скороговорки, сказки)

- К какому виду творчества относятся все эти произведения?

(К устному народному творчеству)

—Есть у русского народа « живой цветок», который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит.

У этого цветка вместо лепестков - сказки, загадки ...

(на доске прикрепляются названные лепестки)

—Каких лепестков не хватает в нашем цветке?

(Ответы детей: потешки, были и небылицы, заклички, пословицы)

(по мере того, как дети называют виды устного народного творчества, прикрепляются остальные лепестки)

—У нашего цветка не хватает сердцевинки.

—Как по-другому можно назвать устное народное творчество?

(Ответы детей: фольклор)

(на доске крепится сердцевина) —Теперь живой цветок собран.

Речевая разминка:

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем   понятно.

—Давайте вспомним ваши любимые считалки. Дети:

Мы делили апельсин

Много нас, а он - один.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для чижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра.

А для волка - кожура!

Чтобы дом построить новый Запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом, Начинают строить дом. Щёчка, щёчка - два мешочка; Три-четыре корешочка, Пять брусничек, шесть морошек, Семь букашек, восемь мошек... Лапкой в щёчку - стук, стук: ~ На здоровье, бурундук!

Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс!

2 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

  1. Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)
  2. Беседа на выявление впечатления:

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?

3)        Моделирование обложки.

-        Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение и
покажите условным значком на листочка тему и жанр произведении.

(дети рисуют варианты моделей)

- Кто хочет объяснить свой выбор?

(Ответы детей:: Я нарисовала круг, потому что это сказка и закрасила его коричневым цветом, потому что произведение о животных.

Я нарисовал круг и закрасил его синим цветом, так как это сказка о волшебстве.

Я нарисовала круг и закрасила его коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.)

  • Докажите, что это сказка.
  • Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и дополните
    модель обложки.

(Дети дополняют модель обложки и получаются следующие варианты):

  • Так с каким произведением мы познакомились?
    (Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки»).
  • Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
    (Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)

4) Воспроизведение последовательности сказки по иллюстрациям.

  • Посмотрите внимательно на
    иллюстрации. Вспомните, как начинается
    сказка.
  • Какая иллюстрация соответствует
    началу сказки?
  • Какими строчками из

произведения можно подписать эту иллюстрацию?

(Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности, соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).

3 этап: Аналитическое чтение.

  • Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
    сказки?
  • Сколько абзацев можно прочитать так?

(Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)

-        Как развиваются события дальше?

(лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)

-        Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова
глухаря?

(Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)

-        Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?
(Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их

слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством).

-        Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
нужную интонацию и темп чтения.

(дети упражняются в чтении диалога)

  • В какой момент, почему глухарь обрадовался?
    (Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой).
  • Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
    (Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь

полёт лебедей на юг не зависит от глухаря)

-        Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость
глухаря.

(дети упражняются в чтении диалога).

-        А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
ветками?

(Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)

-        Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,

поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;

Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).

(упражнения в чтении).

-        Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
глухарь?

Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»). 4 этап: Физ. минутка.

-        Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы передохнём.

Мы - листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели И на землю тихо сели. Ветер снова побежал

И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.

5        этап: Аналитическое чтение.

-        Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?
(Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,

остаться на месте).

-        Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

(Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).

-        А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?

(Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).

-        С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания
лебедя?

(Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).

-        Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

(Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).

-        Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства
лебедей?

(упражнения детей в чтении).

-        Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
хотели прочитать бы этот абзац?

(Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия:

С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

-        Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?

(Ответы детей: Правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).

-        Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую
сказку?

(Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).

6        этап: Чтение пословиц.

-        Сейчас я предлагаю вам прочитать по
«бегущей строке» две пословицы, подумать,
подходят ли они к нашей сказке?

(дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука.)

Никита: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание

далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».

(дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.)

Эта поговорка подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.

Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.

7        этап: Закрепление учащимися нового материала.

1)        Воспроизведение новых знаний.

  • С каким произведением мы сегодня познакомились?
  • Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
  • Какие сказки других народов вы знаете?

2)        Творческая работа на индивидуальных
досках.

-        Сейчас мы будем работать на
индивидуальных досках. Нарисуйте тот эпизод из
сказки, который вы запомнили или который вам
понравился больше всего.

(дети рисуют, затем показывают свои рисунки друг другу)

8        этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
задании.

-        С каким произведением мы сегодня познакомились?

-        Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
да, можно. Эта сказка учит тому ,что всегда нужно правильно

рассчитывать свои силы.

Надо жить с верой в лучшую жизнь).

-        Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного
народного творчества или можно остановиться на достигнутом?

(Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)

-        Ребята, оцените свою работу на уроке.

(Дети: вытянутая рука лежит на парте—ребёнок считает, что поработал плохо; рука приподнята под некоторым углом над поверхностью парты— ребёнок считает, что поработал хорошо; рука поднята вертикально вверх— ребёнок считает, что поработал очень хорошо)

Домашнее задание:

1.Всем: выполнить задание в тетради на стр. 16

2.По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Конспект урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 класс

УМК: "Планета знаний" Учебник: Э.Э. Кац "Литературное чтение", в двух частях, Москва, изд. "Астрель", 2008 г....

Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»

1.     Учить детей определять особенности жанра.2.     Развивать умение определять задачу жанра.3.     Расширять кругозор детей.4....

Литературное чтение "Виды русских народных сказок...", 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных"...

Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"

В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...