Конспект открытого урока литературного чтения : К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3 класс)
Умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastr.vorobey.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературного чтения
Тема: К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» (урок 1)
Подготовила:
учитель начальных классов
Коньшина Е.А.
Тема: К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» (урок 1)
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока:
Цели урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения
литературных произведений и понимания поступков и состояния героев;
совершенствовать умение давать характеристику персонажу.
Задачи:
Личностные УУД:
— формирование навыков культурного поведения при общении.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.
Познавательные УУД:
понимать содержание литературного произведения; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование:
учебник Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение», компьютер; экран; проектор.
1.Настрой на работу.
На уроке наши глазки смотрят
И всё ….( видят)
Уши внимательно слушают и всё …( слышат)
Голова хорошо …(работает)
2.Мотивационный момент.
На доске изречение Слайд 2 « Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».
— Прочитайте его.. Выделите, какую работу мы проводим на уроке чтения?
(Прикрепляю карточки со словами: учимся — читать, размышлять, выделять главное для себя)
— Я желаю вам на уроке хорошо поработать, узнать что – то новое и полезное для себя.
3.Актуализация знаний
Работа в парах
Обратите Внимание на слайд 3.Прочитайте предложение. К какому жанру литературы вы отнесёте его? Для чего нужны скороговорки?
Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.
— Как мы можем поработать со скороговоркой?
— Попробовали, а теперь поработайте в паре. Ваша задача рассказать эту скороговорку вместе, без запинок.3-4 пары мы послушаем.
— Молодцы! Подумайте, какие слова из скороговорки можно объединить в группу по существенным признакам? ( влетела, выхватила – глаголы, ворона и воробей – птицы, а ещё это словарные слова). Слайд 4.Расскажите, что вы знаете о воробьях?
Слушаю ответы ребят и дополняю.
-Из-за коротких ножек, они вынуждены передвигаться по земле прыжками.
— Воробьи очень любят семена подсолнечника, пшеничную крупу , бабочек, гусениц т.е. поедают вредителей сада и огорода, тем самым оказывают помощь садоводам и фермерам. Воробьи не могут голодать больше двух суток, поэтому зимой их гибнет очень большое количество.
— Как вы думаете, раз воробьям очень тяжело выжить зимой, почему они не улетают в тёплые края?
— Оказывается воробьи, будучи в воздухе, не могут лететь более 15 минут, им обязательно нужен отдых для восстановления сил.
— Как мы можем помочь воробьям? Встаньте, пожалуйста, те, кто хоть раз за эту зиму покормил птичек или сделал кормушку?
— Про воробьёв поговорили, давайте о воронах побеседуем. Что знаете о ни? ( Говорят ребята)
-Вороны способны дружить. Если с птицей случилась беда, то её друзья обязательно придут на помощь. Будут опекать раненого друга, приносить пищу, пока птица полностью не поправиться.
— Если ворона найдёт сухой хлеб, то она сразу не будет есть грубую пищу. Она будет искать источник, чтобы размягчить добычу. Подойдёт любая лужа, птица подождёт, пока корочка размокнет, а потом только съест.
-Ребята, а надо ли подкармливать ворон зимой ?
— Вороны чётко знаю, что достать еду зимой можно из мусорных баков. Но так как баки плотно закрыты, то вороны ждут приезда работников для перегрузки мусора в машину и прекрасно запоминают график и маршруты подобной техники и пользуются этим знанием. Вот такие уж эти птицы хитрецы!
4.Постановка темы и целей урока.
— Как вы думаете, для чего мы говорим сегодня о них? Откройте учебник на стр…
— Прочитайте название произведения, о котором будем читать. Нам понятно слово воробей. А что означает слово растрёпанный? ( лохматый) А из-за чего он может быть лохматым? ( ему холодно зимой, голодно, ему негде помыть свои пёрышки зимой). Как мы можем помочь птицам зимой?
— Назовите автора. Можем ли мы сразу приступить к чтению рассказа? (нет, мы ничего не знаем об авторе)
— Давайте поставим цели на урок. ( должны узнать об авторе, прочитать произведение, обсудить его, задавать вопросы по прочитанному)
5.Знакоство с биографией писателя.
— Посмотрите на портрет писателя. Можем ли мы по внешнему виду определить каким был этот человек? Дома несколько ребят должны были приготовить сообщение об этом писателе. Давайте послушаем.
Ну а теперь я немножко дополню.
- — Константин Георгиевич Паустовский 19 мая (1892- 1968) родился в Москве. Отец был работником железной дороги. Поэтому часто семья переезжала сжить с одного места на другое. У него было 2 брата и сестра. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако их отец бросил, поэтому закончить его не смог в связи с переездом в Москву. Потом началась война и учиться дальше он так и не смог. Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях отражалась любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки. По произведениям Паустовского снимали фильмы, мультфильмы и сериалы. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе.
ФИЗМИНУТКА «Ёлочка»!!!!
6.Первичное чтение
- Знакомство с текстом (1-й части)
— Давайте рассмотрим иллюстрации к тексту и попробуем предположить, о чём будет это произведение?
Произведение большое, в 3-х частях. Сегодня познакомимся с 1-й частью. Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий.
— Перед тем как начнём читать, давайте скажем, какие правила чтения мы должны соблюдать?
Чтение до слов «Маша стояла у окна».
- Словарная работа.
— Какие незнакомые слова встретились? ( спросить у ребят, что обозначают эти слова, если есть затруднения, то дать возможность прочитать на слайде.)
Кузнец — Мастер по ковке металла.
Наковальня – металлическая опора, на которой куют металлические заготовки;
— С чего начинается произведение? (Начинается с описания настенных часов). Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось
— Чтобы лучше понять, как это выглядит на самом деле, я предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма ( аудиозапись с 37 сек.) Найдите здесь олицетворение. « Звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих»
— Читаем дальше ( до слов «и звоном мимо милиционеров»)
Картинка театра. Слайд 8
(Делюсь собственными впечатлениями о внешнем виде театра). Воспользуемся приёмом «Бинокль» (дети делают из пальчиков воображаемый бинокль, а я в это время приближаю изображение на экране) слайд 9
— Читаем дальше «потому что он очень хрупкий» ( если успеваем, то дальше до слов… не моргая, на Машу)
-Задайте одноклассникам вопросы по прочитанной части. А теперь мои вопросы.
— попробуйте пересказать этот отрывок от лица мамы. Если затрудняются, то задаю вопросы.
— Почему мама запретила Маше даже мизинцем трогать букетик?
— Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Автор одушевляет их)
-Почему не спала Маша? (возможно, она скучала по папе)
-А отопление? (оно выполняло свою работу, обогревало дом)
— Ну, а зима, почему не спит (она сыпет с неба тихий снег)
— Что же непонятно было Маше? Найдите в тексте.
— Как вы думаете, почему она ничего не понимала? (она была ещё маленькая)
— Кто был у окна? (Это была ворона.) Чего она ждала? (ждала, когда Петровна откроет форточку)
— Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку? (Чтобы что-нибудь стащить).
— Как Маша и Петровна узнавали, что это ворона таскала у них продукты?
— Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны? (Сетовали, всплескивали руками)
— Каких главных героев выделите в этой части? (Маша, мама, Петровна и появилась ворона)
8.Работа по содержанию.
Проверим, внимательно ли вы слушали 1 часть. Поиграем в игру « Верю –не верю»
Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».
Вопросы
1.Железный кузнец в часах опустил молот?
2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз?
3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа?
4.Маша стояла у окна?
5.Маша ушла в театр?
6.Театр был огромный с деревянными ставнями?
7.На крыше театра были чугунные лошади?
- Нянюшку Маши звали Петровна?
9.Мама Маши в театре танцевала?
10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку?
11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла?
Взаимопроверка по эталону слайд 10. Обмен листочками. Оцениваем.
Итог урока и рефлексия.
- Приём «Шесть шляп мышления»
— Чтобы подвести итог урока, воспользуемся приёмом «Шесть шляп мышления». Пока ребята формируют группы, я раздаю шляпы. Минута на подготовку.
Белая — расскажите, что нового узнали на уроке
Красная – Что вы чувствуете по отношению к главным героям?
Чёрная – Что плохого в поступках главных героев?
Жёлтая – что полезного для себя возьмёте из произведения?
Синяя – дайте совет главным героям
Зелёная – Предположите, что произойдёт дальше
— Молодцы! Очень дружно поработали. На следующем уроке мы узнаем продолжение этой истории. Всем спасибо за урок!
Вопросы | + или — |
1.Железный кузнец в часах опустил молот? | |
2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз? | |
3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа? | |
4.Маша стояла у окна? | |
5.Маша ушла в театр? | |
6.Театр был огромный с деревянными ставнями? | |
7.На крыше театра были чугунные лошади? | |
8. Нянюшку Маши звали Петровна? | |
9.Мама Маши в театре танцевала? | |
10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку? | |
11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла? |
Белая — расскажите, что нового
узнали на уроке
Красная – Что вы чувствуете по отношению
к главным героям?
Чёрная – Что плохого в поступках
главных героев?
Жёлтая – Что полезного для себя
возьмёте из произведения?
Синяя – Дайте совет главным героям
Зелёная – Предположите, что произойдёт дальше
Учимся
Читать
Размышляь
Извлекать главное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения: К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей"
Конспект урока литературного чтения: К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей". Программа ПНШ...
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ...
Урок литературного чтения К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
Произведение К. Г. Паустовского "Растрёпанный воробей"изучается в 3 классе по программе Литературное чтение "Школа России". Данная тема занимает два урока На занятиях п...
Презентация к уроку по литературному чтению "К.Г.Паустовский."Растрепанный воробей" (3 класс, Школа России)
Презентация к уроку по литературному чтению "К.Г.Паустовский."Растрепанный воробей" (3 класс, Школа России)...
Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» Планируемые результаты:П...
Технологическая карта урока литературного чтения " К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" ( 3 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа К.Г. Паустовского « Растрепанный воробей».Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с произведением К...
Технологическая карта урока литературного чтения " К. Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" 3 класс
Цель урока: формирование читательской компетенции: составление характеристики героев; совершенствование навыков осмысленного выразительного чтения.Задачи урокаДидактические:Знать жанровые особенности ...