ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Булатова Лидия Александровна

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ФИО

Булатова Лидия Александровна

Место работы

ГБОУ ООШ №23 г. Сызрани, г.о. Сызрань, Самарской области

Должность

Учитель начальных классов

Предмет, класс

Литературное чтение, 4 класс

Дата проведения

12.02.2014 г.

Тема и номер урока п/п и в теме

Е.Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени», урок  64, в теме № 2  

Базовый учебник

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение», 2 часть.

Урок литературного чтения  «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели урока:

1. Отработать навыки беглого выразительного чтения, научить выделять главное в тексте, научить анализировать характер и поступки героев.

2. Развивать память, мышление; в рамках сочинений, презентаций, исследовательских проектов развивать творческие способности детей.

3. Организовывая работу детей в группах, воспитывать взаимовыручку, сопереживание, дружбу, любовь к Родине, родному краю.

4. Проводить профориентационную работу в младших классах, тем самым подготавливая учащихся к взрослой, самостоятельной жизни.

Цели для учащихся:

1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах.
2. Учиться наблюдать, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы.
3. Применить полученные знания и умения в жизненной ситуации.

Формировать УУД:

Личностные:

  •  Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
  • Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Регулятивные: 

  • Научить принимать и сохранять учебную задачу;
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: 

  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Познавательные: 

  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

3. Тип урока: изучение нового материала

4.Формы работы учащихся: 

  • фронтальная
  • самоконтроль;
  • индивидуальная
  • групповая
  • драматизация

5. Информационно-технические ресурсы: ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска        , ноутбук ученический 1 к 2, доступ к сети Интернет, раздаточный материал, выставка методической  литературы по организации профориентационной работы, выставка творческих проектов учащихся по теме: «Профессии моих родителей».

Этапы урока

Название ОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Время

мин

1

Организационный

Презентация №1

Слайд № 1

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!

Приветствие учителя и одноклассников

Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1

2

Актуализация ранее изученных знаний 

Слайд № 2

Слайд № 3

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы завершаем изучение произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Цель нашего урока вы сформируете сами, прочитав эпиграфы на экране.

- Я обобщаю ваши ответы. Цель нашего урока: показать значимость времени для трудовой деятельности. Работать будете в группах. Победит та группа, которая получит больше других жетонов в виде часов.

Читают эпиграфы и формулируют цель

Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки                          

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2

3

Проверка домашнего задания.

- Я предлагаю поиграть в игру «Да, нет»
Правила игры:

  • У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
  • Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .
  1. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.
  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.
  3.  Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  
  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
  5. Дом волшебников находился на опушке леса.
  6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе
  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
  8. Часы в доме волшебников называли часики.  
  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
  10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

- Выполните взаимопроверку.

Дети  работают с таблицами

Приложение №1,2

Взаимопроверка.

Установление пробелов в усвоении учебного материала,

 обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации,

оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся.

5

4

Подготовка к восприятию нового материала

- А сейчас вы поработаете в группах. Выполните задание. Перед вами в конвертах разрезанные пословицы и поговорки на тему труда и экономии времени. Ваша задача – собрать их и объяснить их значение.

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов

Работа в группах.

Вспоминают, проговаривают алгоритм.

Обсуждают  задание, ставят задачи,  распределяют обязанности, выполняют задание.

Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности;

Понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;

3

5

Словарно-лексическая работа

Слайд № 4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Уточним лексическое значение некоторых слов, встречающихся в тексте:

- окладистая борода;

- ходики;

- керосиновая лампа;

- пола.

- Проверим, правильно ли вы ответили:

 (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).

- В тексте вам встречаются слова «хмурый», «сберечь», к которым надо подобрать синонимы, а к словам «состариться», «трудиться» нужно подобрать антонимы.

- Проверим, правильно ли вы ответили..

(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).

- Как вы понимаете смысл фразеологизмов, встречающихся в тексте:

- держать ухо востро;

- как сквозь землю провалился;

- и в ус не дует;

- не терять времени даром.

- Проверим, правильно ли вы ответили

 (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).

Предполагаемые ответы детей:

- широка, густая борода;

- небольшие настенные часы с гирями;

-лампа с фитилем, освещающая при помощи керосина;

-нижняя часть раскрываю-щейся одежды.

Предполагаемые ответы детей:

- Если человек - угрюмый, а если день – ненастный.

- Сохранить, сэкономить.

- Помолодеть.

- Бездельничать, лениться

Предполагаемые ответы детей:

-быть настороже;

- исчез;

- ни о чем не думает;

- все делать вовремя.

Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся;

Устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала.

Учащиеся умеют высказать и аргументировать своё мнение.

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

9

6

Релаксация

http://7licei.3dn.ru/publ/35-1-0-145

- Все – молодцы! Прекрасно поработали. А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку

Дети хором читают стихи, сопровождая их соответст-вующими движениями.

Формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности.

3

7

Закрепление по изученной теме

Работа с текстом

- Найдите и прочитайте отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди трудятся.

- Мы живем, чтобы найти свое место в обществе, а чтобы его найти, нужно чем-то заниматься, трудиться, приносить пользу обществу. Для читателей, для нас с вами, автор написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова.

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов

- Что хотел сказать  этим автор?

- Найдите и прочитайте строчки, где старики превращаются в ребят.

- Обратите внимание: дети жили в лесу, в городе они не нашли себя, ничем не занимались, не трудились, не учились, поэтому никому не нужны были. Почему же они все-таки победили волшебников?

- Чему вы можете научиться сейчас?

- Почему важно и нужно научиться выразительно и бегло читать?

- В каких жанрах можно встретить тему труда и экономии времени?

-Приведите примеры.

Учащиеся читают найденные в тексте отрывки.

Ответы учащихся со слов: «Так устроено на свете…»

Предполагаемый ответ детей: «Очень многое зависит от человека»

Учащиеся читают найденные в тексте отрывки.

Предполагаемый ответ детей: «Они поняли, что нужно четко планировать свое время и подготавливать себя к дальнейшей взрослой жизни, быть необходимой частью общества»

Предполагаемые ответы детей: «говорить, ставить вопросы, общаться, работать в коллективе, уметь слушать и быть услышанным, быть грамотным, эрудированным, уметь хорошо читать»

Предполагаемый ответ детей: «При беглом выразительном чтении лучше понимаешь прочитанное.»

Предполагаемые ответы детей: «В устном народном творчестве. В пословицах, поговорках, загадках.»

Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий;

Учащиеся умеют находить информацию, используя учебник и свой жизненный опыт;

8

8

Профориентационная работа.

Презентация №2

Презентация №3

- Какие качества нужны человеку, чтобы стать хорошим специалистом в своей области?

- Вы должны быть нужными своей малой Родине – г. Сызрани. Сегодня у нас в гостях прекрасный специалист в своей области педагог-психолог, преподаватель Сызранского педагогического колледжа, мама Чердакова Ивана – Чердакова Оксана Васильевна. Она расскажет вам, какие профессии востребованы на сегодняшний день в городе, каким специальностям обучают в колледже, а также какими качествами должен обладать ученик, чтобы поступить в колледж.

- Мы благодарим Оксану Васильевну, а сейчас презентацию профессии своего папы, работника МЧС, нам представит Чердаков Иван.

- Спасибо, Иван. Турецкая Мария представит свой исследовательский проект о качестве питьевой воды Юго-Западного района г. Сызрани Самарской области, подготовленный вместе с мамой Турецкой Ириной Вячеславовной, начальником лаборатории санитарно-гигиенических исследований и охраны природы ОАО «Пластик». - Большое спасибо за интересное сообщение!

Предполагаемые ответы детей: «Научиться правильному распределению своего времени, что поможет выбрать занятие по интере-сам, а в дальнейшем и в выборе профессии».

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в задании.

Умение пользоваться интерактивной доской

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при  работе  в группе, корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

5

9

Закрепление знаний по изученной теме

Приложение 3

- Нет, старички, вы опоздали! Урок скоро закончится. Вы потеряли много времени. Уже, не из сказки ли вы о потерянном времени?

- А что вы умеете делать?

- Как понимаете смысл стихотворения?

- Как вы думаете, от кого зависит, как будет учиться школьник, от учителя или ученика?

– Ребята приготовили электронные презентации, сочинения с фотографиями о профессиях своих родителей. А вы, старички, выполнили домашнее задание?

- Молодцы! Вы вновь стали учениками.

- Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?

Участие в инсценировке (Вбегают 2 ученика, переодетые в костюмы стариков.)

Персонажи (хором): 

- Как хорошо, что успели попасть на урок!

Старик: 

- Да, мы из этой сказки. Мы очень хотим быть снова учениками! (Хором):

Будем мы сейчас трудиться

Чтоб детьми оборотиться!

Старушка: Читать стихи.

Учитель у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста, он тут!

Персонажи (хором):

Его учебником зовут!

Старик: 

- Надо трудиться и учиться.

Старушка: 

- Каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.

Персонажи рассказывают о профессиях своих родителей с демонстрацией фотографий.

Дети снимают костюмы старичков, превращаясь в учеников.

Учащиеся умеют выполнять различные роли при совместном решении проблемы;

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

5

10

Подведение итогов.

- Подведем итог урока. Что полезного, нужного вы узнали на уроке? Чему учит сказка? А теперь подумайте и решите для себя, есть ли среди вас такие же молодые старички, которые теряли время понапрасну, ленились учиться, не приучались к труду, и как нужно жить, трудиться и учиться дальше?

Рефлексия «Погода в классе»

Солнышко, солнышко с облачком, тучка с дождём.

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу, анализируют.

Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

2

11

Домашнее задание:

https://west.asurso.ru/

 АСУ РСО

-Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Куда бы я потратил свободное время».

Каждый урок – это маленький шажок к взрослой, сознательной жизни, в которой каждый должен найти свое место, свое призвание.

Все плодотворно поработали. Спасибо, ребята, за урок.

Записывают  в дневник,

по желанию берут дополнительное задание

- Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся , наличие возможностей выбора д/заданий

2

Список литературы:

1. Шварц Е. Обыкновенное чудо: Пьесы. Сценарии. Сказки. Автобиографическая проза. Воспоминания. - Кишенев, 1988.

2. Акимов Н.. Наш автор - Е. Шварц. – Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. – М.:Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998.

3. В.Е. Головинчер В.Е. Эпический театр Е.Шварца. Томск, 1992.

4. Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в 11 классе. - //Литература в школе. Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966.

5. Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.

6. Яшина Н.Г. “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”.

7.Е.С. Гостимская, М.М. Мишина «Уроки по курсу литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В.Головановой 4 класс, Москва,2006 г.

8. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс к УМК «Школа России» Москва, ВАКО, 2014 г.

Приложение 1

Игра «Да, нет»
Правила игры:

  • У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
  • Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      +

_

+

_

+

+

  1. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.
  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ)
  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  (4)
  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
  5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
  6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  ( Трамвае)
  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
  8. Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики)
  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
  10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

Приложение 2

Алгоритм проверки Д/З

  1. Выполни задания.
  2. Поменяйся листочком с соседом по парте.
  3. Проверь внимательно.
  4. Сравни с эталоном
  5. Если есть ошибка, объясни товарищу.
  6. Оцени.

Приложение 3

Театрализованное выступление учащихся.

(Вбегают 2 ученика, переодетые в костюмы стариков.)

Персонажи (хором): 

- Как хорошо, что успели попасть на урок!

Учитель: 

- Нет, старички, вы опоздали! Урок скоро закончится. Вы потеряли много времени. Уже, не из сказки ли вы о потерянном времени?

Старик: 

- Да, мы из этой сказки. Мы очень хотим быть снова учениками!

(Хором):         Будем мы сейчас трудиться

                Чтоб детьми оборотиться!

Учитель:

- А что вы умеете делать?

Старушка: 

-Читать стихи. (Читает стихи.)

                Учитель у меня в портфеле!

                Кто? Быть не может! Неужели?

                Взгляни, пожалуйста, он тут!

Персонажи (хором):        Его учебником зовут!

Учитель: 

- Как понимаете смысл стихотворения?

Старик: 

- Надо трудиться и учиться.

Учитель: 

- Как вы думаете, от кого зависит, как будет учиться школьник, от учителя или ученика?

Старушка: 

- Каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.

Учитель:

- Ребята приготовили электронные презентации, сочинения с фотографиями о профессиях своих родителей. А вы, старички?

(Персонажи рассказывают о профессиях своих родителей с демонстрацией фотографий).

Учитель:

- Молодцы! Вы вновь стали учениками.

(Дети снимают костюмы старичков, превращаясь в учеников.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, форми...

Презентация по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Презентация по литературному чтению на тему Е.Л. Шварц " Сказка о потерянном времени" для 4 класса....

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к  проблемному уроку по литературному чтению по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"(2 урок по теме)  4 класс  ФГОС УМК "Школа Росии"...

Презентация к открытому уроку по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени"

Открытый урок по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени". (4 класс)...

Открытый урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Урок чтения с использованием технологии исследование на уроке. Когда дети были разбиты на группы и в каждой группе выделелись фокусные дети, которым присвоились определённые роли в группе. Материал ур...