ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.rar | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ФИО | Булатова Лидия Александровна | |
Место работы | ГБОУ ООШ №23 г. Сызрани, г.о. Сызрань, Самарской области | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет, класс | Литературное чтение, 4 класс | |
Дата проведения | 12.02.2014 г. | |
Тема и номер урока п/п и в теме | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», урок 64, в теме № 2 | |
Базовый учебник | Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение», 2 часть. |
Урок литературного чтения «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели урока:
1. Отработать навыки беглого выразительного чтения, научить выделять главное в тексте, научить анализировать характер и поступки героев.
2. Развивать память, мышление; в рамках сочинений, презентаций, исследовательских проектов развивать творческие способности детей.
3. Организовывая работу детей в группах, воспитывать взаимовыручку, сопереживание, дружбу, любовь к Родине, родному краю.
4. Проводить профориентационную работу в младших классах, тем самым подготавливая учащихся к взрослой, самостоятельной жизни.
Цели для учащихся:
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах.
2. Учиться наблюдать, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы.
3. Применить полученные знания и умения в жизненной ситуации.
Формировать УУД:
Личностные:
- Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
- Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
Регулятивные:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Познавательные:
- Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
- Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
3. Тип урока: изучение нового материала
4.Формы работы учащихся:
- фронтальная
- самоконтроль;
- индивидуальная
- групповая
- драматизация
5. Информационно-технические ресурсы: ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска , ноутбук ученический 1 к 2, доступ к сети Интернет, раздаточный материал, выставка методической литературы по организации профориентационной работы, выставка творческих проектов учащихся по теме: «Профессии моих родителей».
№ | Этапы урока | Название ОР | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Время мин |
1 | Организационный | Презентация №1 Слайд № 1 | Друзья мои! Я очень рада | Приветствие учителя и одноклассников | Доброжелательный настрой учителя и уч-ся; Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | 1 |
2 | Актуализация ранее изученных знаний | Слайд № 2 Слайд № 3 | - Здравствуйте, дети! Сегодня мы завершаем изучение произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» Цель нашего урока вы сформируете сами, прочитав эпиграфы на экране. - Я обобщаю ваши ответы. Цель нашего урока: показать значимость времени для трудовой деятельности. Работать будете в группах. Победит та группа, которая получит больше других жетонов в виде часов. | Читают эпиграфы и формулируют цель | Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | 2 |
3 | Проверка домашнего задания. | - Я предлагаю поиграть в игру «Да, нет»
- Выполните взаимопроверку. | Дети работают с таблицами Приложение №1,2 Взаимопроверка. | Установление пробелов в усвоении учебного материала, обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся. | 5 | |
4 | Подготовка к восприятию нового материала | - А сейчас вы поработаете в группах. Выполните задание. Перед вами в конвертах разрезанные пословицы и поговорки на тему труда и экономии времени. Ваша задача – собрать их и объяснить их значение. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов | Работа в группах. Вспоминают, проговаривают алгоритм. Обсуждают задание, ставят задачи, распределяют обязанности, выполняют задание. | Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности; Понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала; | 3 | |
5 | Словарно-лексическая работа | Слайд № 4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 | Уточним лексическое значение некоторых слов, встречающихся в тексте: - окладистая борода; - ходики; - керосиновая лампа; - пола. - Проверим, правильно ли вы ответили: (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов). - В тексте вам встречаются слова «хмурый», «сберечь», к которым надо подобрать синонимы, а к словам «состариться», «трудиться» нужно подобрать антонимы. - Проверим, правильно ли вы ответили.. (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов). - Как вы понимаете смысл фразеологизмов, встречающихся в тексте: - держать ухо востро; - как сквозь землю провалился; - и в ус не дует; - не терять времени даром. - Проверим, правильно ли вы ответили (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов). | Предполагаемые ответы детей: - широка, густая борода; - небольшие настенные часы с гирями; -лампа с фитилем, освещающая при помощи керосина; -нижняя часть раскрываю-щейся одежды. Предполагаемые ответы детей: - Если человек - угрюмый, а если день – ненастный. - Сохранить, сэкономить. - Помолодеть. - Бездельничать, лениться Предполагаемые ответы детей: -быть настороже; - исчез; - ни о чем не думает; - все делать вовремя. | Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся; Устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала. Учащиеся умеют высказать и аргументировать своё мнение. Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. | 9 |
6 | Релаксация | - Все – молодцы! Прекрасно поработали. А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку | Дети хором читают стихи, сопровождая их соответст-вующими движениями. | Формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности. | 3 | |
7 | Закрепление по изученной теме | Работа с текстом | - Найдите и прочитайте отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди трудятся. - Мы живем, чтобы найти свое место в обществе, а чтобы его найти, нужно чем-то заниматься, трудиться, приносить пользу обществу. Для читателей, для нас с вами, автор написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов - Что хотел сказать этим автор? - Найдите и прочитайте строчки, где старики превращаются в ребят. - Обратите внимание: дети жили в лесу, в городе они не нашли себя, ничем не занимались, не трудились, не учились, поэтому никому не нужны были. Почему же они все-таки победили волшебников? - Чему вы можете научиться сейчас? - Почему важно и нужно научиться выразительно и бегло читать? - В каких жанрах можно встретить тему труда и экономии времени? -Приведите примеры. | Учащиеся читают найденные в тексте отрывки. Ответы учащихся со слов: «Так устроено на свете…» Предполагаемый ответ детей: «Очень многое зависит от человека» Учащиеся читают найденные в тексте отрывки. Предполагаемый ответ детей: «Они поняли, что нужно четко планировать свое время и подготавливать себя к дальнейшей взрослой жизни, быть необходимой частью общества» Предполагаемые ответы детей: «говорить, ставить вопросы, общаться, работать в коллективе, уметь слушать и быть услышанным, быть грамотным, эрудированным, уметь хорошо читать» Предполагаемый ответ детей: «При беглом выразительном чтении лучше понимаешь прочитанное.» Предполагаемые ответы детей: «В устном народном творчестве. В пословицах, поговорках, загадках.» | Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий; Учащиеся умеют находить информацию, используя учебник и свой жизненный опыт; | 8 |
8 | Профориентационная работа. | Презентация №2 Презентация №3 | - Какие качества нужны человеку, чтобы стать хорошим специалистом в своей области? - Вы должны быть нужными своей малой Родине – г. Сызрани. Сегодня у нас в гостях прекрасный специалист в своей области педагог-психолог, преподаватель Сызранского педагогического колледжа, мама Чердакова Ивана – Чердакова Оксана Васильевна. Она расскажет вам, какие профессии востребованы на сегодняшний день в городе, каким специальностям обучают в колледже, а также какими качествами должен обладать ученик, чтобы поступить в колледж. - Мы благодарим Оксану Васильевну, а сейчас презентацию профессии своего папы, работника МЧС, нам представит Чердаков Иван. - Спасибо, Иван. Турецкая Мария представит свой исследовательский проект о качестве питьевой воды Юго-Западного района г. Сызрани Самарской области, подготовленный вместе с мамой Турецкой Ириной Вячеславовной, начальником лаборатории санитарно-гигиенических исследований и охраны природы ОАО «Пластик». - Большое спасибо за интересное сообщение! | Предполагаемые ответы детей: «Научиться правильному распределению своего времени, что поможет выбрать занятие по интере-сам, а в дальнейшем и в выборе профессии». | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в задании. Умение пользоваться интерактивной доской Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при работе в группе, корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | 5 |
9 | Закрепление знаний по изученной теме | Приложение 3 - Нет, старички, вы опоздали! Урок скоро закончится. Вы потеряли много времени. Уже, не из сказки ли вы о потерянном времени? - А что вы умеете делать? - Как понимаете смысл стихотворения? - Как вы думаете, от кого зависит, как будет учиться школьник, от учителя или ученика? – Ребята приготовили электронные презентации, сочинения с фотографиями о профессиях своих родителей. А вы, старички, выполнили домашнее задание? - Молодцы! Вы вновь стали учениками. - Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время? | Участие в инсценировке (Вбегают 2 ученика, переодетые в костюмы стариков.) Персонажи (хором): - Как хорошо, что успели попасть на урок! Старик: - Да, мы из этой сказки. Мы очень хотим быть снова учениками! (Хором): Будем мы сейчас трудиться Чтоб детьми оборотиться! Старушка: Читать стихи. Учитель у меня в портфеле! Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста, он тут! Персонажи (хором): Его учебником зовут! Старик: - Надо трудиться и учиться. Старушка: - Каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает. Персонажи рассказывают о профессиях своих родителей с демонстрацией фотографий. Дети снимают костюмы старичков, превращаясь в учеников. | Учащиеся умеют выполнять различные роли при совместном решении проблемы; Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | 5 | |
10 | Подведение итогов. | - Подведем итог урока. Что полезного, нужного вы узнали на уроке? Чему учит сказка? А теперь подумайте и решите для себя, есть ли среди вас такие же молодые старички, которые теряли время понапрасну, ленились учиться, не приучались к труду, и как нужно жить, трудиться и учиться дальше? Рефлексия «Погода в классе» Солнышко, солнышко с облачком, тучка с дождём. | Ответы детей. Дети оценивают свою работу, анализируют. | Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке; Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества | 2 | |
11 | Домашнее задание: | АСУ РСО | -Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Куда бы я потратил свободное время». Каждый урок – это маленький шажок к взрослой, сознательной жизни, в которой каждый должен найти свое место, свое призвание. Все плодотворно поработали. Спасибо, ребята, за урок. | Записывают в дневник, по желанию берут дополнительное задание | - Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся , наличие возможностей выбора д/заданий | 2 |
Список литературы:
1. Шварц Е. Обыкновенное чудо: Пьесы. Сценарии. Сказки. Автобиографическая проза. Воспоминания. - Кишенев, 1988.
2. Акимов Н.. Наш автор - Е. Шварц. – Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. – М.:Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998.
3. В.Е. Головинчер В.Е. Эпический театр Е.Шварца. Томск, 1992.
4. Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в 11 классе. - //Литература в школе. Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966.
5. Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.
6. Яшина Н.Г. “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”.
7.Е.С. Гостимская, М.М. Мишина «Уроки по курсу литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В.Головановой 4 класс, Москва,2006 г.
8. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс к УМК «Школа России» Москва, ВАКО, 2014 г.
Приложение 1
Игра «Да, нет»
Правила игры:
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
- Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | _ | _ | + | _ | _ | + | _ | + | + |
- Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.
- Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)
- Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)
- Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
- Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
- До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)
- Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
- Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)
- Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
- Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
Приложение 2
Алгоритм проверки Д/З
- Выполни задания.
- Поменяйся листочком с соседом по парте.
- Проверь внимательно.
- Сравни с эталоном
- Если есть ошибка, объясни товарищу.
- Оцени.
Приложение 3
Театрализованное выступление учащихся.
(Вбегают 2 ученика, переодетые в костюмы стариков.)
Персонажи (хором):
- Как хорошо, что успели попасть на урок!
Учитель:
- Нет, старички, вы опоздали! Урок скоро закончится. Вы потеряли много времени. Уже, не из сказки ли вы о потерянном времени?
Старик:
- Да, мы из этой сказки. Мы очень хотим быть снова учениками!
(Хором): Будем мы сейчас трудиться
Чтоб детьми оборотиться!
Учитель:
- А что вы умеете делать?
Старушка:
-Читать стихи. (Читает стихи.)
Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста, он тут!
Персонажи (хором): Его учебником зовут!
Учитель:
- Как понимаете смысл стихотворения?
Старик:
- Надо трудиться и учиться.
Учитель:
- Как вы думаете, от кого зависит, как будет учиться школьник, от учителя или ученика?
Старушка:
- Каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.
Учитель:
- Ребята приготовили электронные презентации, сочинения с фотографиями о профессиях своих родителей. А вы, старички?
(Персонажи рассказывают о профессиях своих родителей с демонстрацией фотографий).
Учитель:
- Молодцы! Вы вновь стали учениками.
(Дети снимают костюмы старичков, превращаясь в учеников.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
Познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, форми...
Презентация по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)
Презентация по литературному чтению на тему Е.Л. Шварц " Сказка о потерянном времени" для 4 класса....
Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)
Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...
Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)
Презентация к проблемному уроку по литературному чтению по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"(2 урок по теме) 4 класс ФГОС УМК "Школа Росии"...
Презентация к открытому уроку по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени"
Открытый урок по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени". (4 класс)...
Конспект урока по литературному чтению Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"
УМК "Школа России", 4 класс...
Открытый урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"
Урок чтения с использованием технологии исследование на уроке. Когда дети были разбиты на группы и в каждой группе выделелись фокусные дети, которым присвоились определённые роли в группе. Материал ур...