Конспект урока по литературному чтению "Джанни Родари "Солнце и туча""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Дзагаштова Сюзанна Мухамедовна

Задачи:

  1. Ознакомить с содержанием произведения;
  2. Способствовать развитию внимания отношения к авторскому слову учить детей размышлять, над прочитанным, развивать речь учащихся;
  3. Воспитывать любовь к природе;

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • выставка книг;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobaka_na_sene.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

План – конспект

урока литературного чтения, проведённого

во 2-м  классе

                                                                           

                                                                            Ст.Оскол

Тема: Джанни Родари, «Солнце и туча»

Цель: Совершенствовать навык работы над сказкой.

Задачи:

  1. Ознакомить с содержанием произведения;
  2. Способствовать развитию внимания отношения к авторскому слову учить детей размышлять, над прочитанным, развивать речь учащихся;
  3. Воспитывать любовь к природе;

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • выставка книг;

Оформление доски:

  1. число;
  2. классная работа;
  3. портрет писателя;
  4. Словарная работа;
  5. Ф.И. писателя;
  6. Название произведения;

План урока:

  1. Орг. Момент (1мин)
  2. Динамическая разминка (3-4)
  3. Подготовка учащихся к восприятию материала (3-5)
  4. Первичное восприятие произведения (4-5)
  5. Проверка первичного восприятия (2-3)
  6. Физ. Минутка (4)
  7. Повторное чтение (4-5)
  8. Анализ (4-5)
  9. Обобщённая беседа (3)
  10. Подведение итога урока (3)
  11. Задание на дом (2)
  12. Резервное задание (4)

Этапы урока

Содержание этапов урока

Возможные ответы детей

1.Орг. момент

2. Динамическая разминка  

3.Подготовка учащихся

  1. Первичное восприятие произведения

5.Проверка первичного восприятия произведения

6.Физ. Минутка

7.Повторное чтение

8.Анализ произведения

9. Обобщающая беседа

10.Итог урока

11. Задание на дом

Прозвенел и смолк звонок , начинается урок,

На места все тихо сели, на меня все посмотрели.

Здравствуйте! Меня зовут Жанна Андреевна, я проведу у вас урок чтения. Обычно на уроках вы читаете интересные произведения. Поднимите руки кто хочет сегодня узнать новое интересное произведение.

Сегодня нам придётся много работать, чтобы правильно выразительно читать повторяем за мной. Перед вами большой красивый торт и на нём много свечей задуем их! Сначала потихонечку, потом все сразу, затем каждую. Возьмём красивый шарик надуем его, а теперь сдуем.  Теперь мы готовы к работе.

Дома и в классе  вы читаете произведения. А сегодня на уроке мы познакомимся с новым интересным произведением. Но сначала мы отгадаем интересные загадки.

Без него плачемся,

А как появится плачемся.(Солнце)

         *       *       *

Золот хозяин – на поле,

Серебрян пастух – с поля. (Солнце)

              *          *          *

По синему морю

Белые гуси плывут.( Облака)

          *        *        *

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

                *           *         *

Шерсть чёрная соболя,

Оси ясна сокола. (Грозовая туча)

            *        *           *

  • О чём вы отгадывали загадки?

Вы абсолютно правы это все загадки о природе.

Сегодня мы с вам поговорим о творчестве Джанни Родари, обратите внимание, что особенного в его имени, а фамилии. Произведение под названием «Солнце и туча.»

Какой не произносимый согласный  в слове солнце звук, а как мы пишем слово туча? (Рассказ учителя о писателе) Послушайте, я вам расскажу много интересного об этом писателе, а потом задам вам вопросы. (Показываю портрет писателя) обратите внимание, вот так выглядел этот замечательный человек. Перед вами выставка некоторых книг писателя. Посмотрите, какие они красивые и красочные интересные сказки. Перед тем как мы начнём, читать это произведения обратите внимание на доску, на доске висят слова и словосочетании,  которые могут быть вам не знакомы, но их встретите в произведении:

  • Огненной колеснице;
  • Щедро;
  • Транжира  (транжирить)
  • Швыряйся;

У кого какие мысли? На самом деле эти слова расшифровываются как:

Огненная колесница – большой колесной экипаж (была у древних римлян и греков).

Щедро – охотно тратящийся на других, не скупой. Например, Щедрые подарки. Щедрый человек.

Транжира – человек, который тратит легкомысленно.

Швыряйся – бросать что – не аккуратно (какую – либо вещь).

Открываем книги на с. 122.

И перед вами сразу открылась замечательная картинка ребята, что вы на ней видите? Что на переднем плане? Что дальне? А над морем? Какое настроение вызывает эта картина?

Сейчас я вам прочитаю произведение, все следите за мной. Вы внимательно следили? Кто же в этой сказке главные герои? Кто вам больше понравился?

Хомка, хомка, хомячок – полосатенький бочок

Хомка, рано встаёт,

Глазки моет, щёчки трёт,

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку,

1,2,3,4,5 – хочет хомка сильным стать.

Теперь тихо садитесь и продолжаем работу. 

Начинаем читать в парах, старайтесь прислушиваться друг друга. Затем читает следующий. (3чел.) Затем все месте в пол голоса.    

Анализ:

  • Что делает солнце?(путешествует по небу)
  • Какое настроение было у солнца? (весёлое)
  • На чём она путешествовала ? (колеснице)
  • Что такое путешествовать?
  • Как вы это понимаете?
  • Что разбрасывало солнце вокруг?(лучи)
  • Какое настроение было у тех, кто был рядом с солнцем? (было тепло и весело)
  • Что делала туча глядя на солнце? (злилась)
  • Почему? (Грозовое настроение, как вы это понимаете?)
  • Прочитайте выразительно, что говорила туча солнцу?
  • Прочитайте следующее предложение, как вы понимаете его?
  • А кто ещё радовался солнцу?
  • Скольким солнце раздавала свои лучи?(миллионам)
  • Что к заходу сосчитало солнце? (лучи)
  • Почему туча рассыпалась?
  • Что случилось когда наступил вечер?
  • Почему у солнца осталось всё на месте?
  • Куда весело бултыхнулось солнце? (в море)

-    Ребята а, что будет дальше? Завтра?

Ребята назовите одним словом, какое было солнце в этой сказке? У меня такие варианты ответа: щедрое, ласковое, милое, доброе, тёплое. Какое наиболее походит? Почему? Ребята все эти 5 слов подходят и можно сказать, что солнце и ласковая, и щедрое, и милое. Что хотел сказать Дж. Родари, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось? (Ответ детей) А самое главное оно щедрое! Пословица:  Скупой, что собака на сене – сама не ест и другим не даёт.                        

Объясните как вы понимаете эту пословицу?

Подходит она к нашей сказке?

Ребята в жизни есть люди, которые похожи на солнце, а на тучу? Кто был счастливее солнце или туча?

Почему?

Чему учит сказка?

Что сказочное в этой сказке?

с. 122 хорошо с выражением читать, и нарисовать своё солнышко, как вы его себе представляете.

Спасибо за урок до свидания.

Резервное задание:

Ребята, а какие вы знаете загадки о природе?

Источники: 

https://frazbook.ru/2023/09/07/kak-sobaka-na-sene/

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-klass-vberestov-koshkin-schenok-3401947.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"

На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...