Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Тема. Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».                               Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.             Задачи урока.                                                                                             Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.       Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий: регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;  познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.  Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе.

Планируемые результаты: учащиеся

  • называют правильно произведение;
  • соотносят произведение и героев (называют героя,  рассказывают о герое);
  • работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.                                           Тип урока: обобщение знаний. 

Оборудование:  иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, оценочные листы.

Ход урока                                                                                                                                               I. Организационный момент.                                                                                   Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!                                                                                                    
– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?                                              – Предлагаю составить табло желаний с помощью карточек.                                – На уроке я хочу:                                                                                                                •  слушать                                        •  рассуждать                                                           •  играть                                           •  решать задачи                                                       •  читать                                           •  выделять орфограммы                                         •  узнавать новое                             •  рассказывать                                                    – Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?        (Не можем, потому что не знаем тему урока.)                                                                                                           II. Постановка учебной задачи                                                                                                                                         – Мы проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. Сегодня мы ещё раз поговорим о сказках, об особенностях литературных сказок.                                                                                                                         – Как вы думаете, какая главная цель нашего урока?                                                    – Вы правы, главная цель нашего урока – сравнивать и делать выводы.            – А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут…                                                                            О чём-то скрипит половица,            И сразу меняются лица,                                                     И спице опять не спится,                  Меняются звуки и краски…                         Присев на кровати, подушки                 Тихонько скрипит половица,                                    Уж навострили ушки…                По комнате ходят... (Сказки.)                            III. Обобщение знаний учащихся.                                                                                            - Вы любите сказки?                                                                                                                                        - Чем сказка отличается от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычные приключения).                                                                     - Кто пишет сказки? (Сказки пишут писатели, сочиняет народ).                                                        - Как называются сказки, которые сочинил народ? (Такие сказки называются народными).                                                                                                                    - Сказки бывают народные, а ещё…. (Литературные, авторские – это сказки, написанные писателем, сказочником).                                                       - Продолжите фразу:                                                                                              Эпиграф – это… (краткое изречение перед произведением, содержащее идею этого произведения).                                                                                    Присказка – это… (небольшой рассказ перед началом сказки).                               – А сейчас отправимся мысленно в путешествие в литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы отправимся?                                                                                                                    – Да, мы с вами отправимся в уголок литературных сказок. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.                                                                                                      Звучит музыка «В мире много сказок».                                                                                        1. Игра «Конструктор»                                                                                                                         - На столе у вас карточки: названия сказок рассыпались, помогите их собрать.                                                                                                                         Мороз                        путешественница                                                                                   сказки                        Аленушкины                                                                                      Лягушка                         Иванович                                                                        (Проверка выполнения задания).                                                                                 – Узнайте сказку по ее героям:                                                                                                      -  Деревенские жители, утки, лягушка.                                                                                           - Ленивица, Рукодельница, нянюшка.                                                                                               - Старые зайцы, старушки-зайчихи, молодые зайчата, серый волк.                            2. Работа в группах.                                                                                                          – Обсудите в группах, к кому из героев прочитанных литературных сказок можно отнести данные пословицы и поговорки? Почему?                                                                                           •  У страха глаза велики.  (К зайцу и к волку).                                                           •  Ленивому и лениться лень. (К Ленивице).                                                               •  Хвастовство само себя наказывает. (К лягушке-путешественнице).    2.  Проверка знаний авторов литературных сказок.                                                                                             – Какую сказку написал каждый из писателей?                                                                             Д. Н. Мамин-Сибиряк –                                                                                                                       В. М. Гаршин –                                                                                                                                    В. Ф. Одоевский  –                                                                                                               - Какие это сказки? (Литературные)                                                                 Физкультминутка                                                     IV. Проверка знаний.                                                                                  Вариант 1.                                                                       1. По опорным словам узнай сказку.                                                   Трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, грубая.       1) «Алёнушкины сказки»;                        2) «Сказка про храброго зайца....»; 3) «Лягушка-путешественница»;             4) «Мороз Иванович».                                  2. Найди «лишнее» в определении Рукодельницы.                                                 1) Отзывчивая;                        3) трудолюбивая;                                                         2) равнодушная;                          4) заботливая.                                                                   3. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки В. М. Гаршина?      1) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки.                                                              2) Лягушки не умеют летать.                                                                                    3) Утки отказались её взять.                                                                                                4) Прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным.                       4. Какую сказку написал В. Ф. Одоевский?                                                                1) «Морозко»;         3) «Два Мороза»;                                                                                  2) «Мороз Иванович»;         4) «Иван Морозович».                                                        5. Кто сочиняет литературные сказки?                                                                    1) сочиняют авторы;                            2) создаются народом

Вариант 2                                                                             1. По опорным словам узнай сказку.                                     Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, любопытная, болтливая, неунывающая.                                                          1) «Алёнушкины сказки»;                                                                                              2) «Лягушка-путешественница»»;                                                                     3)«Сказка про храброго зайца – длинные  уши, косые глаза,  короткий хвост».                                                                                                                                                     4) «Мороз Иванович»;                                                                                                            2. Найди «лишнее» в определении Ленивицы.

1) Самонадеянная;        2) добрая;                                                                               3) равнодушная;        4) неблагодарная.                                                                       3. Кто написал «Алёнушкины сказки»?                                                                               1) Л. Н. Толстой;         2) Д. Н. Мамин-Сибиряк;                                                    3) В. М. Гаршин;        4) В. Ф. Одоевский.                                                                       4. Рукодельница задала старику три вопроса. Найди «лишний».                                1) Про зелёную травку;                  2) про снежинки зимой;                                                  3) про колодец;                 4) про стук в окошки зимой.                                                                     5. Кто сочиняет литературные сказки?                                                                                1) сочиняют авторы;                            2) создаются народом                                             V. Домашнее задание.                                                                                             - Ответить на вопросы викторины (с. 212–213), подготовить свои вопросы по изученным произведениям.                                                                                           VI. Итог урока.                                                                                                                - Вот и  подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим,  как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами)                                                                              

На уроке я работал..

активно   / пассивно

Своей работай на уроке я...

доволен   / не доволен

Урок для меня показался…

коротким   / длинным

За урок я…

не устал   / устал

Мое настроение стало…

лучше    / хуже

Материал урока мне был…

понятен     / не понятен

интересен  / скучен

Домашнее задание мне кажется…

Легким    / трудным

Интересным   / неинтересным

- Расскажите о своей работе на уроке.                                                                         - Вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Литературное чтение Обобщающий урок по теме "Я и мои друзья"

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе. Работа над читательскими омениями, обобщать материал, делить на части....

Конспект урока по литературному чтению: Обобщающий урок по теме "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: Обобщающий урок по теме "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России) 3 класс...

урок литературного чтения «Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»

Литературное чтение: Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»(Е.С.Велтистов «Приключения Электроника,   К. Булычев «Приключения Алисы»)Цель:- развивать фантази...

Технологическая карта по литературному чтению Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна» 2 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: закрепление знаний о разделе «Люблю природу русскую! Весна»Планируемые результаты:Предметные: знать стихотворения о весне и маме;знать авторов стихотворений разд...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»(Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи.Планируемые результаты Предметные:- знать авторов и названия рассказов раздела;- знат...

Конспект урока по литературному чтению "Обобщающий урок о разделу "Собирай по ягодке – наберешь кузовок", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи.Планируемые результатыПредметные:- знать авторов и названия рассказов раздела;- знать соде...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок по теме "Родина"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний обучающихся об истории ВОВ, о ее героях, последствиях и значении для русского народа.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания обучающихся по теме «Родина&raq...