Рабочая программа по чтению
рабочая программа по чтению (1 класс)

Рабочая программа по чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litr.docx279.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 99 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Обучение грамоте[1]

Развитие речи

Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков.

Чтение

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,

В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и другие (по выбору).

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка – игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы – проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору) – герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных – воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;
  • понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;
  • ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
  • различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
  • анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;
  • сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие);
  • соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
  • участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
  • пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий;
  • описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;
  • проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
  • с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • проявлять желание работать в парах, небольших группах;
  • проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

1 КЛАСС

  • понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
  • владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
  • различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
  • понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
  • владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
  • составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
  • сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
  • выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
  • обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 1 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Обучение грамоте

1.1

Развитие речи

 4

1.2

Фонетика

 4

1.3

Чтение

 72

Итого по разделу

 80

Раздел 2. Систематический курс

2.1

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская)

 6

2.2

Произведения о детях и для детей

 9

2.3

Произведения о родной природе

 6

2.4

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры

 4

2.5

Произведения о братьях наших меньших

 7

2.6

Произведения о маме

 3

2.7

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии

 4

2.8

Библиографическая культура (работа с детской книгой)

 1

Итого по разделу

 40

Резервное время

 12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 132

 0

 0

  ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1-4 КЛАСС (АВТОРЫ КЛИМАНОВА Л. Ф., ГОРЕЦКИЙ В. Г., ГОЛОВАНОВА М. В. И ДР.)

 1 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Здравствуй школа! Первый школьный учебник «Азбука». Речь устная и письменная

 1

Предложение и слово.

 1

Слово и слог. Как образуется слог

 1

Слово. Ударение.

 1

Звуки в окружающем мире и речи. Согласие крепче каменных стен

 1

Гласные и согласные звуки. Край родной, навек любимый

 1

Как образуется слог? Век живи, век учись. Повторение - мать учения

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами А, а. Звук [а]

 1

Функция буквы А, а в слоге-слиянии

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами О, о. Звук [о]

 1

Функция буквы О, о в слоге-слиянии

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами И, и. Звук [и]

 1

Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии

 1

Знакомство со строчной буквой ы. Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами У, у. Звук [у]

 1

Слушание литературного произведения о родной природе. Произведение по выбору, например, И.С. Соколов-Микитов "Русский лес"

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами У, у. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии

 1

Слушание литературного произведения о родной природе. Произведение по выбору, например, М.Л. Михайлов "Лесные хоромы"

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Звуки [н], [н’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами С, с. Звуки [с], [с’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами С, с

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Звуки [к], [к’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами К, к

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Т, т. Проведение звукового анализа слов с буквами Т, т. Согласные звуки [т], [т’]

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Л, л. Согласные звуки [л], [л’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р. Согласные звуки [р], [р’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в. Согласные звуки [в], [в’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами В, в

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Е, е. Звуки [й’э], [’э]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами П, п. Согласные звуки [п], [п’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами П, п

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки [м], [м’]

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки [м], [м’]

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами З, з. Звуки [з], [з’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Проведение звукового анализа слов с буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б’].

 1

Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков [б] - [п]

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Д, д. Согласные звуки [д], [д’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д. Сопоставление звуков [д] - [т]

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Я, я. Звуки [й’а], [’а]. Двойная роль букв Я, я

 1

Слушание литературного произведения. Произведение по выбору, например, В.Г.Сутеев "Дядя Миша". Чтение текстов с изученными буквами

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г’]

 1

Закрепление знаний о буквах Г, г. Сопоставление звуков [г] - [к].

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Сочетания ЧА — ЧУ

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Ч, ч

 1

Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь.

 1

Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, А.Л.Барто "В школу".

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ш, ш. Проведение звукового анализа слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]

 1

Отработка навыка чтения предложений с буквами Ш, ш. Слушание литературного произведения о животных. Произведение по выбору, например, М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб"

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Ж, ж. Сочетания ЖИ — ШИ

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ё, ё. Звуки [й’о], [’о]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, ё

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Проведение звукового анализа слов с буквами Й, й

 1

Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, В.К. Железников " История с азбукой".

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Х, х.Проведение звукового анализа слов с буквами Х, х

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ю, ю. Проведение звукового анализа слов с буквами Ю, ю. Звуки [й’у], [’у]

 1

Отработка навыка чтения. На примере произведения Л.Н. Толстого "Ехали два мужика..."

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ц, ц. Проведение звукового анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный звук [ц]

 1

Слушание стихотворений о животных. Произведение по выбору, например, А.А. Блок "Зайчик"

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Э, э. Проведение звукового анализа слов с буквами Э, э. Звук [э]

 1

Отработка техники чтения. На примере проивзедений В. Д. Берестов. «Читалочка». Е. И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Звук [щ’]

 1

Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Сочетания ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

 1

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ф, ф. Звук [ф]

 1

Знакомство с особенностями буквы ъ. Буквы Ь и Ъ

 1

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере сказки К. И. Чуковского «Телефон»

 1

Выразительное чтение на примере стихотворений А.Л.Барто "Помощница", "Зайка", "Игра в слова"

 1

Резервный урок.Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит

 1

Резервный урок. Чтение произведений о буквах алфавита. С.Я.Маршак "Ты эти буквы заучи"

 1

Резервный урок. Совершенствование навыка чтения. А.А. Шибаев "Беспокойные соседки", "Познакомились"

 1

Резервный урок. Слушание литературных (авторских) сказок. Сказка К.Чуковского "Муха-Цокотуха"

 1

Резервный урок.Определение темы произведения: о животных. На примере произведений Е.И. Чарушина

 1

Резервный урок.Чтение небольших произведений о животных Н.И. Сладкова

 1

Резервный урок. Чтение рассказов о животных. Ответы на вопросы по содержанию произведения

 1

Резервный урок. Слушание литературных (авторских) сказок. Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"

 1

Резервный урок. Чтение небольших произведений Л.Н. Толстого о детях

 1

Резервный урок. Чтение произведений о детях Н.Н. Носова

 1

Резервный урок. Чтение рассказов о детях. Ответы на вопросы по содержанию произведения

 1

Резервный урок. Слушание литературных произведений. Е.Ф. Трутнева "Когда это бывает?"

 1

Ориентировка в книге: Обложка, оглавление, иллюстрации

 1

Реальность и волшебство в сказке. На примере сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»

 1

Характеристика героев в фольклорных (народных) сказках о животных. На примере сказок «Лисица и тетерев», «Лиса и рак»

 1

Реальность и волшебство в литературных (авторских) сказках. На примере произведений В.Г. Сутеева "Под грибом", "Кораблик"

 1

Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере сказки Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Рукавичка»

 1

Отражение сюжета произведения в иллюстрациях

 1

Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных (авторских) сказок: сходство и различия. На примере произведения К.Д.Ушинского «Петух и собака»

 1

Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка, загадка, пословица

 1

Загадка - средство воспитания живости ума, сообразительности.

 1

Игровой народный фольклор: потешки

 1

Восприятие произведений о чудесах и фантазии: способность автора замечать необычное в окружающем мире

 1

Мир фантазий и чудес в произведениях Б. В. Заходер "Моя Вообразилия", Ю. Мориц "Сто фантазий" и других

 1

Открытие чудесного в обыкновенных явлениях. На примере стихотворений В.В. Лунина «Я видел чудо», Р.С. Сефа «Чудо»

 1

Сравнение авторских и фольклорных произведений о чудесах и фантазии

 1

Понимание пословиц как средства проявления народной мудрости, краткого изречения жизненных правил

 1

Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года

 1

Наблюдение за особенностями стихотворной речи: рифма, ритм. Роль интонации при выразительном чтении: темп, сила голоса

 1

Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны

 1

Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года. Настроение, которое рождает стихотворение

 1

Выявление главной мысли (идеи) в произведениях о природе родного края. Любовь к Родине

 1

Работа с детскими книгами. Отражении в иллюстрации эмоционального отклика на произведение.

 1

Определение темы произведения: о жизни, играх, делах детей

 1

Выделение главной мысли (идеи) произведения. На примере текста К. Д. Ушинского "Худо тому, кто добра не делает никому" и другие: сказка М.С. Пляцковского "Помощник"

 1

Заголовок произведения, его значение для понимания содержания. Произведения о дружбе

 1

Работа с текстом произведения: осознание понятий друг, дружба, забота. На примере произведения Ю.И. Ермолаев «Лучший друг»

 1

Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой «Три товарища», Е. А. Благининой "Подарок", В. Н. Орлова "Кто кого?"

 1

Характеристика героя произведения: оценка поступков и поведения. На примере произведения Е.А. Пермяка «Торопливый ножик»

 1

Рассказы о детях. На примере произведения Л.Н. Толстого «Косточка»

 1

Стихотворения о детях. На примере произведений А.Л. Барто «Я – лишний», Р. С. Сефа "Совет", В. Н. Орлова "Если дружбой..."

 1

Работа с текстом произведения: осознание понятий труд, взаимопомощь. На примере произведения М. С. Пляцковского "Сердитый дог Буль"

 1

Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме: проявление любви и заботы о родных людях на примере произведений А.Л. Барто «Мама», С. Я. Маршака "Хороший день" и других

 1

Выделение главной мысли (идеи): заботливое и внимательное отношение к родным и близким людям. На примере стихотворения Е.А. Благинина «Посидим в тишине» и других

 1

Осознание отражённых в произведении понятий: чувство любви матери к ребёнку, детей к матери, близким. На примере произведений А.В. Митяева «За что я люблю маму», С. Я. Маршака "Хороший день"

 1

Определение темы произведения: о взаимоотношениях человека и животных. Составление рассказа о самостоятельно прочитанной книге о животных

 1

Описание героя произведения, его внешности, действий. На примере произведений В.В. Бианки "Лис и Мышонок", С. В. Михалкова "Трезор"

 1

Отражение в произведениях понятий: любовь и забота о животных. На примере произведения М.М. Пришвина "Ёж" и других

 1

Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о братьях наших меньших: бережное отношение к животным. На примере рассказа В. А. Осеевой "Плохо"

 1

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов: описание героя-животного

 1

Работа с текстом произведения: характеристика героя, его внешности, действий. На примере произведений Е.И. Чарушина «Про Томку», Сладкова "Лисица и Ёж"

 1

Собаки — защитники Родины

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 132

 0

 0

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 • Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 • Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и другие; под редакцией Виноградовой Н.Ф., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...