конспект урока по литературному чтению "Ласточка примчалась...""Весна"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели:
– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– развивать фонематический слух, речевые умения, творческие способности, память и воображение;
– воспитывать любовь к природе.
Оборудование: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фото о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odna_lastochka_vesny_ne_delaet.docx | 181.2 КБ |
Предварительный просмотр:
А. ПЛЕЩЕЕВ «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА»,
А. МАЙКОВ «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ…», «ВЕСНА»
Цели:
– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– развивать фонематический слух, речевые умения, творческие способности, память и воображение;
– воспитывать любовь к природе.
Оборудование: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фото о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
– Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ: весной.
– Перечислите весенние месяцы.
– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)
– Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 63 учебника.
– Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?
III. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
2. Отработка навыков чтения.
– Прочтите целыми словами:
Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки:
3. Чтение диалога автора с учениками.
Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины «Март» И. Левитана.
– Какое настроение передает музыкальное произведение?
– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?
Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…
Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.
4. Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».
– Какие признаки наступления весны вы знаете?
– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.
– Объясните значение слов:
сени – прихожая в избе
краше – красивее
милей– больше всего нравится
– Какое настроение передает автор?
– Нравится ли весна поэту?
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?
– С какой просьбой обращается автор к ласточке?
– Прочтите стихотворение выразительно.
Физкультминутка
Собирайтесь быстро, братцы,
В чет и нечет посчитаться.
Вот Январь, а вот Февраль –
Выгнать их из круга жаль.
Братец Март и ты, Апрель,
Заиграйте-ка в свирель.
Братцу Маю да Июню –
Спеть овсяночкой-певуньей,
А Июлю, Августу –
Растить зерна трав густых,
Чтобы ждали мы не зря
Сентября и Октября.
Ноябрю – повеять вьюгой,
Декабрю – уйти из круга.
Л. Дружинина
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …».
– Прочтите фамилию автора.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
при-мча-лась – примчалась
хмурь-ся – хмурься
– Объясните значение этих слов.
– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Какое настроение передает это стихотворение?
– О ком оно?
– Откуда прилетела ласточка?
– Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?
2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».
Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».
– О каком растении рассказал поэт?
– Как автор называет этот цветок?
– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
– Объясните значение выражения:
Сквозистый снежок – рыхлый снег.
– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».
– Чем отличается стихотворение от сказки?
3. Игры Деда Буквоеда.
Игра «Песочные часы».
– Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песочек с буквами и назовите эти слова.
VI. Итог урока.
– Как называется третий раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
– Прочтите пословицу и объясните ее значение:
> Весна да осень – на дню погод восемь.
Домашнее задание:
1) выучить наизусть стихотворение по выбору;
2) подготовить иллюстрацию к нему.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 12
В дошкольные годы ребенок знакомится со стихотворениями известного поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик небольшой …», 1877) – о старом леснике, радовавшем детей подарками. Столь же известным было стихотворение «Бабушка и внучек» (1878) – о том, как внук упросил бабушку послать его в школу.
В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» (1858) Плещеев коснулся уже ставшей к середине XIX в. традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема соединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилет ласточки и приход весны оживили надежду – может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья.
Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна – милей:
…Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в финальном стихотворении поэта «Птичка» (1858).
Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птица обещает вернуться:
…Когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей.
Аполлон Николаевич Майков (1821–1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):
Золото, золото падает с неба!
Дети кричат и бегут за дождем…
Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию.
Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую строну крестьянского труда.
Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась…» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
Источники:
https://frazbook.ru/2009/01/15/odna-lastochka-vesny-ne-delaet/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...