Технологическая карта урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Яблочкова Надежда Сергеевна

Технологическая карта урока политературному чтению во 2 классе. Тема урока:"Осень в произведениях  А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx30.58 КБ
Файл prilozh.1.docx18.62 КБ
Файл prilozh.3.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Яблочкова Надежда Сергеевна

ГБОУ СОШ 414

Класс: 2 Б

УМК  «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Осень в произведениях  А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Четыре художника”.

Задачи:

  • создать условия для обучения умению видеть красоту осенней природы;
  • способствовать формированию умения выражать свое отношение к различным состояниям природы;
  •  содействовать обогащению словарного запаса

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся научится:

  • передают свое отношение к различным состояниям природы;
  • выразительно читают, передавая свои чувства

Виды деятельности по формированию УУД

Познавательные УУД

  • овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;

Регулятивные УУД

оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;

Коммуникативные УУД

  • формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания 

Личностные УУД:

  • проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции.

Ресурсы урока:

  1. Презентация;
  2. Музыкальное произведение П.И. Чайковского "Времена года. Осень".
  3. Карточка для работы в группах.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный этап

Приветствует учащихся, предлагает занять места за партами.

Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

Актуализация знаний учащихся 

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем новый  небольшой, но очень красивый раздел литературного чтения. Послушайте стихотворение С. Есенина и попробуйте определить, чему же будет посвящен этот раздел.

 Под музыку П.И.Чайковского читаю стихотворение.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая,

С замираньем летит на звезду.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак – как стадо овец.

За калиткою смокшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

                                     

– Какое время года описывается в стихотворении?

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Мотивация к учебной  деятельности.

                              Осень грустная настала,

Но не будем унывать,

Лучше осень по загадкам

С вами будем узнавать.

– Отгадайте загадки:

  • Шел долговяз – в сыру землю увяз. (Дождь.)
  • Без рук, без ног, дверь в избе открыть смог. (Ветер.)
  • Синяя шубка покрыла весь мир (Небо)
  • Сидит – зеленеет, летит – желтеет, упадет – почернеет.
    (Листок.)

Отгадывают загадки

  1. Организация познавательной деятельности по теме урока. Открытие нового знания

Многие поэты и писатели во все века воспевали осень в своих произведениях.

Тема нашего урока: «Осень в произведениях  А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника»».

Цель: Сформировать представление осени в произведениях А.С. Пушкина и Г.А. Скребицкого.

Слушают  учителя.

  1. Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это так птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад

Переключаются на отдых

Первичное закрепление.

– Изображению разных времен года, особенно осени, посвящено много произведений живописи, музыки и литературы. Но никому не удалось  так ярко и проникновенно изобразить осень, как А.С. Пушкину.

- Положите перед собой лист с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Послушайте стихотворение. Подумайте, как изобразил осень автор?

Слушают аудиозапись стихотворения «Уж небо осенью дышало…»        

Беседа после прочитанного

– Какой изображена осень?        

– Понравилось ли вам произведение?

Словарная работа

– Положите перед собой приложение 1. Проведем словарную работу.

Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.

Сень – покров.

 Работа над стихотворением.

– Какое настроение вызывает осень у поэта?

– «Уж небо осенью дышало…» Как вы понимаете эти слова? Объясните.

– Почему А. Пушкин употребляет слово тянулись?

– Почему называет позднюю осень скучная пора?

- Попробуем прочитать стихотворение вслух. Стихотворение лирическое, т.е. выражающее чувства и переживания, будем читать его медленно, вдумчиво.

     

С деревьями осенью происходят чудесные превращения.

- А теперь прослушайте отрывок из произведения  Г.А.Скребицкий «Четыре художника. Осень». Следите по тексту. Постарайтесь представить образ осени в данном произведении.

Беседа после прочитанного

– Какой изображена осень?

- Кого вы представили? Образ осени женский или муской?        

Словарная работа.

Приложение 2

Работа над произведением.

- Георгий Скребицкий использует литературный прием, когда неодушевленный предмет или явление наделяется признаками живого существа. Это называется олицетворением. С кем олицетворяет автор осень?

- Какие владения обходила осень? Чтение по частям.

- Каким цветом украсила Художник-Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

-Найдите в тексте сравнения. (Осинник как огонь, дуб- богатырь-старик)

- Какие чувства возникают при чтении этого произведения?

        

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают аудиозапись.

Отвечают на вопрос.

Объясняют значение слов. Работают со словарем.

Работают над стихотворением. Отвечают на вопросы.

  1. Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание 

Переключаются на отдых

Включение нового знания в систему знаний.

Сравнение произведений. Заполнение таблицы (Приложение 3)

Работают в парах.

Рефлексия учебной деятельности

- Оцените себя по лесенке успеха. Подсчитайте количество портретов.

-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?

Выставление отметок.

Домашнее задание:

- выучить наизусть по выбору А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» или выразительное чтение Г.А. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

- Наш урок окончен. Спасибо за работу!

Осмысляют личностные результаты урока.

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Словарь  к произведению Г.А. Скребицкого «Осень»

Слово

Его значение

Кованая

Изготовленная ковкой, то есть ударами молота

Парча

Плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми или серебряными нитями

Могучий

Мощный, сильный

Убор

Наряд, убранство

Косяки

Стаи птиц

Копна

Небольшой округлый стог сена

стог

Большая высокая куча плотно уложенного сена



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Сравнение произведений. Заполнение таблицы. (работа в парах)

            Автор

          Название

          Жанр

     Главная мысль        

Тема

«Уж небо осенью дышало»

Г.А. Скребицкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...