Урок обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й'о]"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Зиганшина Регина Фаритовна

Данный урок разработан для учителей 1 классов, занимающихся по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок обучения грамоте101 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок  обучения грамоте

Учитель: Зиганшина Регина Фаритовна

Класс: 1 «в»

УМК: «Школа России»

                   

Тема: Буквы Ё, ё, обозначающие два звука  [й'о].

Цель: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

  6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, окружающий мир.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

     Этапы урока

                                                                        Содержание

Формируемые УУД

                          Деятельность учителя

             Деятельность учащихся

1. 1.Организационный момент и мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

4. Применение нового знания.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия урока.

СЛАЙД 2

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнём.

- Проверим готовность к уроку?

СЛАЙД 3

-Что мы узнаём на уроках литературного чтения?

-Для чего?

И чтоб урок прошёл в хорошем настроении,

давайте,  ребята,  улыбнёмся друг другу.

И подарим мне свои улыбки.

-  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

-  Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

 - На что делятся слова?

 - Из чего состоят слова?

 - Какие бывают звуки?

 

- Какими бывают гласные звуки?

 - Какими бывают согласные звуки?

 

- Какие гласные звуки служат для твёрдости согласных звуков?

 - Какие гласные звуки служат для мягкости согласных звуков?

 - Какие буквы мы называем волшебными?

 - Почему?

 - Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

 - Тогда проведём небольшое исследование.

 

 - Назовите, что изображено на картинках. СЛАЙД 4

 - Найдите одно слово, исключив два  лишних.

Знакомство со звуками [й'], [о].

 - Произнесите слово по слогам.

 - Сколько слогов в слове ёжик?

 - Какой слог первый?

 - Какой второй?

  -Произнесите несколько раз первый слог.

 - Какие звуки слышите?

 - Сколько их?

 - Какой первый?

 - Какой второй?

 СЛАЙД 5

- Ребята, посмотрите внимательно на экран и найдите схему слова «ёжик».

 - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

 - Какую цель поставим на уроке? СЛАЙД 6

 - Какая тема нашего урока?  СЛАЙД 7

Знакомство с буквами Ё, ё.

- Ёжик пришёл не один. Он вам  принёс на иголках новую букву. СЛАЙД 8

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё). СЛАЙД 9

-  На что похожа буква?

СЛАЙД 10

 - Буква Е передохнула,

   И тотчас же на нее

   Пара птенчиков вспорхнула –

   Получилась буква Ё.

 - Ё – не Е, взгляните сами:

   Буква с точками-глазами.

   А снимите точки с Ё –

   Превратите в Е её.

   Е и Ё – родные сестры,

   Различать сестер не просто.

   Но у буквы Ё две точки,

   Словно в лесенке гвоздочки.

Физкультминутка «Ёжик». СЛАЙД 11

 - Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

 - Как вы думаете, куда спешил ёжик?

 - Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения?

  - Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября. СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

 - В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

Поговорить об этом подробнее мы можем на продлёнке.

СЛАЙД 14

- Теперь нам надо поселить нашу букву в «Город букв».

 -  Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? 

  -  А рядом с какой буквой?

 

 - Почему?

 - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна  вашей работой.

   

Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С.31

- Попробуем хором прочитать слоги  в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором )

  -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

 - Что интересного заметили?

 - Знак ударения над этой буквой не ставится!

 - Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить? СЛАЙД 15

 -Посмотрите на экран, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте. СЛАЙД 16

 Первоначально текст учитель читает сам. Прочитав, спрашивает,  смысл всех ли слов понятен. Если значение каких – то слов непонятен, объясняет.

 - Где были ребята?

– Что они услышали?

-  Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

    -  Придумаем название к тексту.

 - В каких словах встретилась нам буква ё?

 - В каких словах буква ё обозначает два звука?

Самостоятельная работа. СЛАЙД 17

Детям на листочках даются рисунки. Если в слове «ё» обозначает 1 звук – дети ставят один плюс, если 2 звука – 2 плюса.

- С какими звуками мы познакомились? СЛАЙД 18

- Что узнали об этих звуках? В каких случаях буква Ё обозначает 2 звука?

- Что особенного запомнилось на уроке?

На листочках нарисуйте свое настроение. Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

СЛАЙД 19, СЛАЙД 20

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место.

Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.

Отвечают,  с чем знакомятся на уроках литературного чтения и для чего это нужно.

           

- Мы общаемся с помощью речи.

- Речь бывает устной и письменной.

 - Наша речь состоит из предложений.

- Предложения состоят из слов.

- Слова делятся на слоги.

- Слова состоят из звуков.

- Звуки бывают гласные и согласные.

- Гласные звуки бывают ударными и безударными.

- Согласные звуки бывают звонкими и глухими;  твердыми и мягкими, парными и непарными.

А О У ы                                                  

И Е Я

Е Я

- В начале слова и после гласной обозначают два звука.

- Да

 - черника, малина, ёжик.

 -Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

 - Ё - жик

 - Два

 - Ё

  - жик

[й' о]

 - [й о]

Два

[й]

[о]

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

[й'], [о]

 - Одна.

 - Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме

- Буква Ё, обозначающая два звука

Ответы детей.

 - К гласным, к друзьям мягких согласных.

 - О

 - В букве Ё тоже есть звук [о].

 - Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…

 - Буква Ё всегда ударная.

 -Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.

- Дети ходили в лес.

- Ребята были в лесу.

 - Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

- Ёжик

 - На ёжика напала Жучка.

 - Жучка наколола нос и убежала.

 - «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

 - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

Проверка по слайду.

 - ё

- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

1.Формировать умение слушать и понимать других;

2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

3.Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Звуковая структура слова.

Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"

1.     Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...

урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."

Урок  учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...

Презентация к уроку "Обучение грамоте" Буквы О - Ё и звук о" УМК "Школа 21 век"

Данная презентация разработана для урока Обучение грамоте УМК "Школа 21 век"...

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...