Урок обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й'о]"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Данный урок разработан для учителей 1 классов, занимающихся по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обучения грамоте | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок обучения грамоте
Учитель: Зиганшина Регина Фаритовна
Класс: 1 «в»
УМК: «Школа России»
Тема: Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й'о].
Цель: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Этапы урока | Содержание | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. 1.Организационный момент и мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. 3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. 4. Применение нового знания. 5. Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов урока. 7. Рефлексия урока. | СЛАЙД 2 Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём. Урок чтения начнём. - Проверим готовность к уроку? СЛАЙД 3 -Что мы узнаём на уроках литературного чтения? -Для чего? И чтоб урок прошёл в хорошем настроении, давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. И подарим мне свои улыбки. - Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. - Вспомним, с помощью чего мы общаемся? - Какая бывает речь? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - На что делятся слова? - Из чего состоят слова? - Какие бывают звуки?
- Какими бывают гласные звуки? - Какими бывают согласные звуки?
- Какие гласные звуки служат для твёрдости согласных звуков? - Какие гласные звуки служат для мягкости согласных звуков? - Какие буквы мы называем волшебными? - Почему? - Хотите узнать ещё одну хитрую букву? - Тогда проведём небольшое исследование.
- Назовите, что изображено на картинках. СЛАЙД 4 - Найдите одно слово, исключив два лишних. Знакомство со звуками [й'], [о]. - Произнесите слово по слогам. - Сколько слогов в слове ёжик? - Какой слог первый? - Какой второй? -Произнесите несколько раз первый слог. - Какие звуки слышите? - Сколько их? - Какой первый? - Какой второй? СЛАЙД 5 - Ребята, посмотрите внимательно на экран и найдите схему слова «ёжик». - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? - Какую цель поставим на уроке? СЛАЙД 6 - Какая тема нашего урока? СЛАЙД 7 Знакомство с буквами Ё, ё. - Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву. СЛАЙД 8 - Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё). СЛАЙД 9 - На что похожа буква? СЛАЙД 10 - Буква Е передохнула, И тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква Ё. - Ё – не Е, взгляните сами: Буква с точками-глазами. А снимите точки с Ё – Превратите в Е её. Е и Ё – родные сестры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. Физкультминутка «Ёжик». СЛАЙД 11 - Вместе с ёжиком немножко отдохнём. - Как вы думаете, куда спешил ёжик? - Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения? - Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября. СЛАЙД 12 СЛАЙД 13 - В городе Ульяновске создан памятник букве ё. Поговорить об этом подробнее мы можем на продлёнке. СЛАЙД 14 - Теперь нам надо поселить нашу букву в «Город букв». - Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? - А рядом с какой буквой?
- Почему? - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук. - А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. - А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко. - Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.
Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С.31 - Попробуем хором прочитать слоги в азбуке. (Чтение слогов в учебнике хором ) -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог. (В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками). - Что интересного заметили? - Знак ударения над этой буквой не ставится! - Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить? СЛАЙД 15 -Посмотрите на экран, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте. СЛАЙД 16 Первоначально текст учитель читает сам. Прочитав, спрашивает, смысл всех ли слов понятен. Если значение каких – то слов непонятен, объясняет. - Где были ребята? – Что они услышали? - Кто это был? – Кто напал на ёжика? – Что случилось с Жучкой? - Придумаем название к тексту. - В каких словах встретилась нам буква ё? - В каких словах буква ё обозначает два звука? Самостоятельная работа. СЛАЙД 17 Детям на листочках даются рисунки. Если в слове «ё» обозначает 1 звук – дети ставят один плюс, если 2 звука – 2 плюса. - С какими звуками мы познакомились? СЛАЙД 18 - Что узнали об этих звуках? В каких случаях буква Ё обозначает 2 звука? - Что особенного запомнилось на уроке? На листочках нарисуйте свое настроение. Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы! СЛАЙД 19, СЛАЙД 20 | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах. Отвечают, с чем знакомятся на уроках литературного чтения и для чего это нужно.
- Мы общаемся с помощью речи. - Речь бывает устной и письменной. - Наша речь состоит из предложений. - Предложения состоят из слов. - Слова делятся на слоги. - Слова состоят из звуков. - Звуки бывают гласные и согласные. - Гласные звуки бывают ударными и безударными. - Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими, парными и непарными. А О У ы И Е Я Е Я - В начале слова и после гласной обозначают два звука. - Да - черника, малина, ёжик. -Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный. - Ё - жик - Два - Ё - жик [й' о] - [й о] Два [й] [о] Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. [й'], [о] - Одна. - Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме - Буква Ё, обозначающая два звука Ответы детей. - К гласным, к друзьям мягких согласных. - О - В букве Ё тоже есть звук [о]. - Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд… - Буква Ё всегда ударная. -Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного. - Дети ходили в лес. - Ребята были в лесу. - Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит. - Ёжик - На ёжика напала Жучка. - Жучка наколола нос и убежала. - «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался». - Ёлочки, ёжик, ёжика. - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. Проверка по слайду. - ё - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. | Личностные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Познавательные УУД Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Формирование умения представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД 1.Формировать умение слушать и понимать других; 2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. 3.Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Формирование умения классифицировать по признакам. Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД Звуковая структура слова. Познавательные УУД Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные УУД Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"
1. Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...
урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."
Урок учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...
Презентация к уроку "Обучение грамоте" Буквы О - Ё и звук о" УМК "Школа 21 век"
Данная презентация разработана для урока Обучение грамоте УМК "Школа 21 век"...
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Включает предметные, метапредметные и личностные ...
Методическая разработка урока обучения грамоте на тему: «Мир полон звуков. Звуки в природе» в 1 классе
Конспект урока обучения грамоте...