Урок литературного чтения "Петушок и бобовое зёрнышко". 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Пояснительная записка к уроку:
«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. УМК «Школа России» создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников на основе современных научных представлений. Особенности УМК «Школа России»: приоритет духовно-нравственного развития школьников; личностно-ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса. Структура и содержании учебников УМК «Школа России» ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка. В содержании учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные).
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения. Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить. Опираясь на свой опыт, этот урок мне показался очень интересным и на нём я применила достаточно различных приёмов, которые помогли формированию читательской грамотности.
Основу содержания литературного чтения, как учебного предмета, составляет чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать его возможно при опоре на следующие педагогические приёмы читательской грамотности:
- «Словарики». Умение работать со словарём, находить значение новых слов. Если такая работа не проходит, то учащиеся не понимают всей сути сказки, рассказа, стихотворения.
- «Чтение с остановками». Применяется при изучении нового произведения. Учащимся предлагается предполагать в определённый момент чтения, а что произойдет или что будет дальше. Такой приём помогает развивать мыслительные процессы.
- «Уголки». Используется при составлении характеристик героев. Данный приём используется после чтения всего произведения.
- «Тонкие» и «толстые» вопросы». Учащиеся учатся задавать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы) и ответить неопределённо невозможно, проблемные («толстые» вопросы). Классификация вопросов заставляет вдуматься в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение формулировать и задавать вопросы.
- «Восстановление деформированного текста». Нужно вставить пропущенные слова в предложение произведения. Данный приём развивает память.
- «Догадайся и найди». Задача детей: найти пословицу, соответствующую смыслу произведения. Данный приём позволяет раскрыть мудрость пословицу, чтобы понять дойдёт она к данному произведению или нет.
- «Логическая цепочка» Предлагается построить события в логической последовательности с помощью картинок. Данная стратегия помогает для дальней работы - пересказе текста.
Все эти педагогические приёмы читательской грамотности невозможны без дидактического материала. Самый главный, конечно, это учебник. Но есть и другой материал - различные наглядности. Это, например, картинки - героев сказок, которые помогут прочнее усвоить материал, так как у детей начальной школы развито лучше наглядно-образное мышление, чем словесно-логическое.
Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний. На своём уроке я применила все четыре формы. Фронтальную работу сделала со всем классом, применяя такой темп работы, чтобы было комфортно всем. Следила за всеми учениками в классе, поддерживала их активность и увлеченность изучения нового материала. Групповую- учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. А также парную-объединялись по 2 ученика, кто с кем сидит и давалось задание. Индивидуальная работа была направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников - вставить пропущенные слова в предложение. На своём уроке я посчитала, что целесообразно будет применить все формы. Словесный - можно сказать один из самых востребованных в современном уроке. Благодаря активному использованию устной речи на уроке, учащиеся смогли развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность. Использование наглядных методов в процессе обучения-это презентация и картинки героев. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Практические методы эффективны для развития практической деятельности учащихся. У меня в уроке использовалось при выполнении различных видов заданий. При помощи практики дети лучше усваивают материал, а также получают определенные навыки.
Современные педагогические технологии в школьном образовании направлены на повышение качества образования детей, а также на реализацию государственных стандартов школьного образования. На уроке применяла: традиционные технологии –построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. Считаю, что это необходимо на данном уроке, потому что младшим школьникам нужна наглядность. Технологию проблемного обучения- создание в учебной деятельности проблемную ситуацию и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Применяла при определении темы урока, когда просила вставить пропущенные буквы в предложении, чтобы понять слова. Здоровьесберегающая технология позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминуткой, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении. Развитие критического мышления-один из инновационных методов. Его я применяла, когда дети задавали «толстый» вопрос. Благодаря этой технологии, учащиеся смогли порассуждать, а что могло произойти с петушком, если бы ему не смазали маслицем горлышко? Ответы были очень разные и интересные.
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать актуализации знаний ранее изученных тем, совершенствовать навыки техники чтения, способствовать умению характеризовать героев сказки, придумывать «тонкий» и «толстый» вопрос, находить лишних героев, восстанавливать последовательность сказки, находить продолжение пословицы и соотносить её с текстом сказки, вставлять в предложения из текста пропущенные слова.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания в учебнике, делать выводы на основе обобщения.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах/группах, понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, умение выражать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: умение определять тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, умение работать по заданному плану, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Личностные: формирование положительного и осознанного отношения к чтению сказок, умение осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Оборудование урока: доска, интерактивная доска, презентация.
Дидактический материал: учебник по литературному чтению УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, раздаточный материал (карточки с заданиями), 2 картинки с героями сказки, слова (характеристика героев), палочки с кружками зелёного и красного цвета, цветные карандаши.
Конспект урока
Приложение 1.
Все картинки были расположены неправильно.
Дети располагают в правильной последовательности, как развивались события в сказке.
1 картинка 2 картинка 3 картинка
4 картинка 5 картинка 6 картинка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина + презентация к уроку "Лягушка–путешественница" (2 ч.)
Урок литературного чтения в 3-м классепо сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.) Урок построен по технологии критического мышления...
Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»
Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...
Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»
Задачи:образовательные: дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...