Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3
Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zoshchenko_zolotye_slova_3_klass.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
УМК «Школа России»
Класс 3
Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Оборудование к уроку: Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, мульти-медиа-проектор, компьютер, распечатки текста на отдельных страницах для пометок учащихся.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке школьники успели прочитать рассказ, обменяться впечатлениями о нём и перечитать его ещё раз, чтобы разделить на смысловые части, так как текст довольно большой по объёму и с такими текстами легче работать, когда они поделены на части. В качестве домашнего задания могло быть следующее: «Представить обстановку, в которой жили главные герои, описать комнату, где происходили основные события».
Поэтому начать урок лучше с того, чтобы дети описали комнату, какой она им представляется в момент начала рассказа». Здесь уместно вспомнить с детьми, что события происходят не в наше время, а примерно, а в предыдущем 20 веке, примерно в 30-40 годы, перед самой войной. Нужно представить, как жили люди в то время, как выглядело их жильё. Далее обсудить, чьё описание было наиболее приближенным к тексту, ярким и легко представляемым.
- Целеполагание. Формулировка учебной задачи урока.
- Ребята, я не случайно попросила вас описать комнату, в которой происходили события в семье Лёли и Миньки. Сегодня мы проведём необычный урок – урок в форме игры. Во время игры мы постараемся побыть реальными участниками событий семьи Лёли и Миньки, почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения. Как вы думаете, в чём нам поможет такая игра? Какую учебную задачу мы можем спланировать на сегодняшний урок? (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).
- Работа с текстом в форме игры «В гостях у Лёли и Миньки».
- Оглашение правил игры.
- Кто из вас знает, без чего не может быть игры? (без правил).
- Верно, поэтому сейчас я расскажу правила игры, которых мы должны будем придерживаться.
- Каждый из вас выбирает одного из героев произведения, кого вам хотелось бы защитить или оправдать в сложившейся ситуации. По ходу чтения сначала вы представляете себя гостем семьи Лёли и Миньки, наблюдаете за ситуацией со стороны. А затем мысленно ставите себя на место того героя, которого хотели бы защитить или оправдать и выступаете с защитной речью, обосновывая свою позицию. Те из вас, кто приводит больше убедительных аргументов, получают бонус, т.е. один убедительный аргумент – один бонус. Кто наберёт больше всех бонусов, будет считаться победителем в этой игре.
- Работа над первой частью рассказа.
- Итак, представьте ту самую комнату, в которой происходили события, описываемые писателем Зощенко (можно напомнить описание и зачитать его, включить неторопливую тихую музыку, чтобы школьникам легче было перенестись мысленно в новую обстановку). Каждый из вас является гостем семьи Лёли и Миньки. Вы сидите за общим столом, наблюдаете за происходящими событиями. Представьте главного героя – Миньку. Какой он? Как выглядит? Как он говорит? Как двигается? Затем представьте его сестру Лёлю. Может быть, она похожа на кого-то из ваших знакомых или родственников? Ваша задача – представлять мысленно всё, о чём мы будем читать. (Музыка стихает. Учитель может сам начать рассказ, чтобы не разрушилось впечатление от погружения в новую необычную для школьников ситуацию или попросить об этом заранее подготовленного ученика. Главное, начать чтение в нужной эмоциональной тональности).
- Итак, я начинаю читать… (Вскоре эстафету чтения учитель передаёт своим ученикам).
- Характеристика героев произведения.
- Ну что ж, вот первая ситуация, в которую попали наши герои Лёля и Минька и мы с ними тоже. Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске).
- Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.
- Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему характеристику? Как он выглядел по вашему мнению?
- А какой представилась вам бабушка Лёли и Миньки? Попробуйте дать ей характеристику и описать то, как она выглядела.
- Что можете сказать о папе в данной ситуации?
- Идентификация с героями произведения, выстраивание аргументов защиты.
- А теперь представьте себя на месте того героя, которого хотелось бы защитить и оправдать в данной ситуации.
- Начните свою защите так: «Я представил себя на месте папиного начальника. Я совсем не такой, каким вы меня увидели…. и т.д.». (дети защищают своих героев, приводят доказательства своих мыслей, после каждого такого выступления всем классом решают, сколько бонусов можно дать за такую защиту).
- Работа над второй частью рассказа.
Работа проводится подобно тому, как и с первой частью.
- Выводы и обобщения по прочитанному.
- Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Это помогло нам даже в злом папином начальнике увидеть хорошие черты. Умение видеть в человеке не только плохое, но и хорошее, очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек воспринимает в мире не только белый и чёрный цвет, но учится различать и их оттенки, особенно в человеческих отношениях.
- Какие главные слова были сказаны папой Лёли и Миньки, которые мы тоже должны запомнить. Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко.
- Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом Зощенко?
- Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем именно? Поделитесь с нами.
- Итог урока, рефлексия и самооценка.
- Понравилась вам такая необычная игра?
- Какое важное умение вы приобрели сегодня через игру?
- Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?
- Оцените свои достижения, посчитав все бонусы. (после этого объявляется победитель игры).
- Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно предложить детям вспомнить подобные ситуации из своей жизни, написать об этом мини-сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе.Тема урока: "М. Пришвин.Золотой луг"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема урока: "М. Пришвин. Золотой луг". Авторы-составители книги для чтения " В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева. Урок...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: М.М. Зощенко "Золотые слова" (2 час) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: совершенствование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.Планируемые р...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Л.Пантелеев «Честное слово». Школа 21 век.
Предмет: литературное чтениеТема урока: Л.Пантелеев «Честное слово»Место урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева».Цель урока: Формировани...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: М. Зощенко «Золотые слова»
Технологическая карта урокаПредмет: Литературное ЧтениеКласс:3...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактические:1.Формировать навыки беглого чтения и правил...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»
Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урока Дидактические:1.Углубление представлений о жизни и творчестве М.М. Зощенко;2.Расширен...