конспект урока по литературному чтению по теме "С.Есенин "Черемуха"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению по теме "С.Есенин "Черемуха" для детей с ОВЗ (ЗПР) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_esenin_cheremuha.docx | 660.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Сергей Есенин «Черемуха»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»
Задачи.
Образовательные:
- совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;
- определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
- связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
- находить в тексе простые средства изображения природы;
- Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток.
Коррекционно-развивающие: принимать и сохранять учебную задачу,
- эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
- высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
Воспитательные:
- учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
- формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
- допускать существование различных точек зрения.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель - Наша речь полна величья,
гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
Потому поэта слушай,
будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью,
хорошо владеть!
Сегодня мы продолжим знакомство с русской поэзией. Но сначала проведем речевую разминку.
- Речевая разминка (читаем с разным темпом, интонацией, громкостью). Слайд 1
Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.
То ли с неба звездочки,
Снег ли на ветвях?
Или в белых сборочках
Кофта на плечах?
Е.Русаков
Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать
все правильно и внятно,
что было всем понятно.
III. Проверка домашнего задания
Дети читают выразительно или наизусть стихи А. Блока и С. Черного (спросить несколько человек)
IV. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Сергея Есенина, а название стихотворения вы назовёте мне сами, отгадав загадку.
1.Загадка Слайд 2
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черёмуха)
2. Беседа о поэте.
Учитель: Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот кто не ходит в школу.
– Кто его автор? Вы догадались? (Сергей Есенин)
Это первое напечатанное стихотворение поэта. Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был, человеком Сергей Александрович Есенин?
(Он молодой и красивый, у него очень добрые и умные глаза. Он задумчивый и мечтательный)
3. Стихотворение «Белая берёза» читает ученица наизусть (под музыку)
Учитель -Есенин гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза устремленные в даль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.
4. Выходят подготовленные ученики и рассказывают биографию поэта.
Дети через мультимедиапроектор знакомятся с биографией поэта (рассказывают дети)
Сергей Александрович Есенин (1895–1925)
Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось два года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Слайд 3
Целые дни летом проводил мальчик на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных…
В осенние и зимние вечера, забравшись на лежанку, любил он слушать бабушкины сказки, ее грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в девять лет. слайд 4
Учился Есенин в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. После окончания школы его отправили в другое село в закрытую церковно-учительскую школу. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но Есенин не хотел быть учителем и уехал в Москву. Ему шел тогда семнадцатый год. Слайд 5
Первое напечатанное стихотворение Есенина “Береза” появилось в 1914 году в первом номере журнала для детей “Мирок”. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые вы прочтете в этой книге. Но “писать для детей – надо особый дар иметь”, – говорил Есенин и редко писал для них. В 1916 году вышла первая книга стихов Есенина. Ее приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами.
Учитель - В одном из своих стихотворений Есенин писал:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к своей родине пронизано все его творчество
Есенин – такой мастер художественного образа, которого в полном смысле можно назвать поэтом – художником.
5. Работа над стихотворением Есенина “Черемуха”
1)Работа с текстом (первичный синтез):
- Как вы думаете, о чём это стихотворение?
- Какое настроение вызывает стихотворение, вы решите после прослушивания этого стихотворения..
- Учитель читает стихотворение под музыку.
Учитель -Какое настроение почувствовали? Поделитесь своими мыслями.
(опорные слова на слайде)
- Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо шёпотом, после чтения уточним значение некоторых слов.
2) Чтение шёпотом.
3) Словарная работа.
медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд
зелень пряная- с острым ароматным запахом;
Вкрадчиво поёт– старается вызвать доверие, расположение к себе.
проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд
4) Разминка для глаз. Слайд 6
5) Анализ стихотворения (вторичный синтез). Работа над выразительностью.
Учитель – Какие строчки стихотворения особенно запомнились, понравились? – Какой вы представляете черемуху? - Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?
Учитель - Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову автора и посмотрим, как же ему удалось создать такой образ. И поработаем над выразительностью чтения. Что включает в себя понятие выразительного чтения?
Ученики - Выразительность включает в себя:
Темп чтения .
Сила голоса.
Паузы.
Логические ударения.
Дети на листочках по ходу работы со стихотворением отмечают паузы, логические ударения.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
- Прочитайте первые 2 строфы.
Чей образ рисует автор?
( образ черёмухи)
- Какие слова использует автор?
( Черёмуха душистая, ветки золотистые)
-Почему золотистые?
( Блестят в лучах солнца)
- С чем сравнивает автор ветки дерева.
( с кудрями)
- С кем можно сравнить черемуху?- С каким чувством будем читать?
-Постараемся передать при чтении образ красивой черемухи, очень похожей на молодую девушку.
(спросить 2 человек)
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
-Как автор говорит про росу?
-А почему Есенин говорит «сияет в серебре»?
-Там «ветви золотистые», а здесь «зелень в серебре»? Почему?
-Значит, в какое время суток автор увидел черемуху?
(утром)
- С каким чувством будем читать?
-Постараемся передать при чтении образ сияющей зелени.
(спросить 2 человек)
-Прочитайте 3 четверостишье.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
- Какой образ появляется?
(Образ ручейка)
- Как вы представляете этот ручеёк?
( Он очень маленький быстрый, чистый)
-С кем можно сравнить ручеек? (с маленьким шустрым мальчишкой)
-Постараемся передать при чтении образ маленького быстрого ручейка.
(спросить 2 человек)
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
-Почему автор в четвёртом четверостишие снова обращается к образу черемухи?
( Чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха.)
-Постараемся передать при чтении образ душистой черёмухи.
(спросить двух человек)
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
-Как вы думаете, о чем поёт ручей, о чем слова в его песне?
(О любви, о красоте, о радости жизни)
-Прочитайте, передав это чувство.
(спросить 2 человек)
-О чем хотел нам сказать автор в этом стихотворении ?
(о красоте родной природы)
6. Прочитайте стихотворение выразительно по цепочке.
7. Повторное чтение стихотворения целиком для создания целостного образа. (читает хорошо читающий ученик)
8. Физкультминутка (Звучит инструментальная музыка.)
V. Работа с картиной Левитана «Черёмуха». Анализ художественных и литературных приемов.
Учитель - Такое ощущение цветущей черёмухи передал художник Левитан передал в своей картине «Черёмуха». (рассматривание репродукции).слайд 7
- Какой пейзаж на картине (городской или деревенский)?(деревенский, мы видим на заднем плане деревянный домик, забор)
- Какой цвет главный на картине? Почему? (бело-розовый, золотистый, помогает ощутить красоту, свежесть, праздник)
- Как автор стихотворения Сергей Есенин в нашем воображении вызывает ту же картину? (ветки золотистые, зелень в серебре)
- Случайно ли художник на картине показывает только небольшую часть дома. На ней нет изображения неба, людей. Что главное в картине? (цветущая черёмуха) Черемуха занимает центральную часть картины. Этим художник сделал акцент – показал главное в картине, то ради чего он писал этот пейзаж.
- Какие строчки стихотворения Есенина можно соотнести с этой картиной? (Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.)
Учитель - Поэтому и Сергей Есенин в четвёртом четверостишии снова обращается к образу черемухи, чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха. В литературе этот приём называется – повтор.
Учитель - Красотой черёмухи восхищались не только художники 19 века, но и современные художники. И у вас на листочке есть репродукция картины Елены Перовой. Жанр этой картины – натюрморт.
VI. Игра «Найди рифму»
(учащиеся работают на карточках с стихотворением, подчеркивают цветными карандашами карандашами рифмующиеся слова)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
VII. Работа в группах. Чтение стихотворения друг другу.
Учитель – Прочитайте друг другу по очереди стихотворение и оцените свое чтение.
Учитель – кто считает, что у него получается уже очень хорошо, поднимите красный кружок.
Кто считает, что ему ещё нужно дополнительно поработать над выразительностью и правильностью чтения без ошибок, поднимите зелёный кружок.
VIII. Итог урока. Игра «Дополни слово»
Учитель - Дома вы должны будете выучить стихотворение наизусть, поэтому давайте посмотрим, как вы запомнили стихотворение.
Учитель читает стихотворение, а дети дополняют слова.
Черемуха ___________
С весною расцвела
И ветки ____________,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по _____,
Под нею зелень пряная
Сияет в _________.
А рядом, у _________,
В траве, между корней,
Бежит, струится __________
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, _________,
А зелень золотистая
На солнышке _________.
Ручей волной _________
Все ветки обдает,
И вкрадчиво под _________
Ей песенки поет.
IХ. Заключительное слово учителя.
Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!
Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному на земле.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Приложение.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
1915
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...