конспект урока по литературному чтению по теме "С.Есенин "Черемуха"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "С.Есенин "Черемуха" для детей с ОВЗ (ЗПР) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_esenin_cheremuha.docx660.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Сергей Есенин «Черемуха»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»

 Задачи.

    Образовательные:

  • совершенствовать умения выразительно  читать лирические стихотворения;
  • определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
  •  находить в тексе простые средства изображения природы;
  •  Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток.
    Коррекционно-развивающие: принимать и сохранять учебную задачу,  
  • эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
  • высказываться и выражать свои мысли в устной форме;

      Воспитательные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Учитель - Наша речь полна величья,

                 гордой простоты,

                 В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

                 Потому поэта слушай,

                 будь прилежен впредь,

                 Чтоб могучей русской речью,

                 хорошо владеть!

Сегодня мы продолжим знакомство с русской поэзией. Но сначала  проведем речевую  разминку.

  1. Речевая разминка (читаем с разным темпом, интонацией, громкостью). Слайд 1

Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.

То ли с неба звездочки,
Снег ли на ветвях?
Или в белых сборочках
Кофта на плечах?
Е.Русаков

Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать

 все правильно и внятно,

 что было всем понятно.

      III.   Проверка домашнего задания

 Дети читают  выразительно или наизусть стихи А. Блока и С. Черного (спросить несколько человек)

IV.  Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся  ещё с одним  стихотворением  Сергея Есенина, а название стихотворения вы назовёте мне сами, отгадав загадку.

1.Загадка  Слайд 2

Будто снежный шар бела, 

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черёмуха)  

      2. Беседа о поэте.

Учитель:  Белая береза
                Под моим окном
                Принакрылась снегом
                Точно серебром.

– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот кто не ходит в школу.

– Кто его автор?  Вы догадались? (Сергей Есенин)

Это первое напечатанное стихотворение поэта. Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был, человеком Сергей Александрович Есенин? 

(Он молодой и красивый, у него очень добрые и умные глаза. Он задумчивый и мечтательный)

        3. Стихотворение «Белая берёза» читает ученица наизусть (под музыку)

Учитель -Есенин гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза устремленные в даль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

4. Выходят подготовленные ученики и рассказывают биографию поэта.

Дети через мультимедиапроектор знакомятся с биографией поэта (рассказывают дети)

Сергей Александрович Есенин (1895–1925)

Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось два года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Слайд 3

Целые дни летом проводил мальчик на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на лежанку, любил он слушать бабушкины сказки, ее грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в девять лет. слайд 4

Учился Есенин в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. После окончания школы его отправили в другое село в закрытую церковно-учительскую школу. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но Есенин не хотел быть учителем и уехал в Москву. Ему шел тогда семнадцатый год. Слайд 5

Первое напечатанное стихотворение Есенина “Береза” появилось в 1914 году в первом номере журнала для детей “Мирок”. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые вы прочтете в этой книге. Но “писать для детей – надо особый дар иметь”, – говорил Есенин и редко писал для них. В 1916 году вышла первая книга стихов Есенина. Ее приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами.

 Учитель - В одном из своих стихотворений Есенин писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.

И нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к своей родине пронизано все его творчество

Есенин – такой мастер художественного образа, которого в полном смысле можно назвать поэтом – художником.

5. Работа над стихотворением Есенина “Черемуха”

 1)Работа с текстом (первичный синтез):

  • Как вы думаете, о чём это стихотворение?
  • Какое  настроение  вызывает  стихотворение,  вы решите после прослушивания этого стихотворения..
  • Учитель  читает стихотворение под музыку.

Учитель -Какое настроение почувствовали? Поделитесь своими мыслями.

(опорные слова на слайде)

-  Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо шёпотом, после чтения уточним значение некоторых слов.

     2) Чтение шёпотом.

     3) Словарная работа.

медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд

зелень пряная- с острым ароматным запахом;

Вкрадчиво поёт– старается вызвать доверие, расположение к себе.

проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд

4) Разминка для глаз. Слайд 6

5) Анализ стихотворения (вторичный синтез). Работа над выразительностью.

Учитель – Какие строчки стихотворения особенно запомнились, понравились? – Какой вы представляете черемуху? - Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

Учитель - Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову автора и посмотрим, как же ему удалось создать такой образ. И поработаем над выразительностью чтения. Что включает в себя  понятие выразительного чтения?

Ученики - Выразительность включает в себя:

Темп чтения .

Сила голоса.

Паузы.

Логические ударения.

Дети на листочках  по ходу работы со стихотворением отмечают паузы, логические ударения.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

- Прочитайте первые 2 строфы.

Чей образ рисует автор?

( образ черёмухи)

- Какие слова использует автор?

( Черёмуха душистая, ветки золотистые)

-Почему золотистые?

( Блестят в лучах солнца)

- С чем сравнивает автор ветки дерева.

( с кудрями) 

- С кем можно сравнить черемуху?- С каким чувством будем читать?

-Постараемся передать при чтении образ красивой черемухи, очень похожей на молодую  девушку.

(спросить 2 человек)

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

-Как автор говорит про росу?

-А почему Есенин говорит «сияет в серебре»?

-Там  «ветви золотистые», а здесь «зелень в серебре»? Почему?

-Значит, в какое время суток автор увидел черемуху?

(утром)

- С каким чувством будем читать?

-Постараемся передать при чтении образ сияющей зелени.

(спросить 2 человек)

-Прочитайте 3 четверостишье.

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

- Какой образ появляется?

(Образ ручейка)

- Как вы представляете этот ручеёк?

( Он очень маленький быстрый, чистый)

-С кем можно сравнить ручеек? (с маленьким шустрым мальчишкой)

-Постараемся передать при чтении образ маленького быстрого ручейка.

 (спросить 2 человек)

Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

-Почему автор в четвёртом четверостишие  снова обращается к образу черемухи?

( Чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха.)

-Постараемся передать при чтении образ душистой черёмухи.

(спросить двух человек)

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

-Как вы думаете, о чем поёт ручей, о чем слова в его песне?

(О любви, о красоте, о радости жизни)

-Прочитайте, передав это чувство.

(спросить 2 человек)

-О чем хотел нам сказать автор в этом стихотворении ?

(о красоте родной природы)

 6. Прочитайте стихотворение выразительно по цепочке.

7.  Повторное чтение стихотворения целиком для создания целостного образа. (читает хорошо читающий ученик)

8. Физкультминутка (Звучит инструментальная музыка.)

V. Работа с картиной Левитана «Черёмуха». Анализ художественных и литературных приемов.

Учитель - Такое ощущение цветущей черёмухи передал художник Левитан передал в своей картине «Черёмуха». (рассматривание репродукции).слайд 7

  • Какой пейзаж на картине (городской или деревенский)?(деревенский, мы видим на заднем плане деревянный домик, забор)
  • Какой цвет главный на картине? Почему? (бело-розовый, золотистый, помогает ощутить красоту, свежесть, праздник)
  • Как автор стихотворения Сергей Есенин в нашем воображении вызывает ту же картину? (ветки золотистые, зелень в серебре)
  • Случайно ли художник на картине показывает только  небольшую часть  дома. На ней нет изображения неба, людей. Что главное в картине?  (цветущая черёмуха) Черемуха занимает центральную часть картины. Этим   художник сделал  акцент – показал главное в картине, то ради чего он писал этот пейзаж.
  • Какие строчки стихотворения Есенина можно соотнести с этой картиной? (Черемуха душистая
     С весною расцвела
    И ветки золотистые,
    Что кудри, завила.

Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.)

Учитель - Поэтому и Сергей Есенин  в четвёртом четверостишии   снова обращается к образу черемухи,  чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха. В литературе этот приём называется – повтор.

Учитель - Красотой черёмухи восхищались не только художники 19 века, но и современные художники. И у вас на листочке есть репродукция картины Елены Перовой. Жанр этой картины – натюрморт.        

VI. Игра «Найди рифму»

(учащиеся работают на карточках с стихотворением,  подчеркивают  цветными карандашами карандашами рифмующиеся слова)

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

VII. Работа в группах. Чтение стихотворения друг другу.

 Учитель – Прочитайте друг другу по очереди стихотворение и оцените свое чтение.

Учитель – кто считает, что у него получается уже очень хорошо, поднимите красный кружок.  

Кто считает, что ему ещё нужно дополнительно поработать над выразительностью и правильностью чтения без ошибок, поднимите зелёный кружок.

VIII.  Итог урока. Игра «Дополни слово»

Учитель - Дома вы должны будете выучить стихотворение наизусть, поэтому давайте посмотрим, как вы запомнили стихотворение.

Учитель читает стихотворение, а дети дополняют слова.

Черемуха ___________

С весною расцвела

И ветки ____________,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по _____,

Под нею зелень пряная

Сияет в _________.

А рядом, у _________,

В траве, между корней,

Бежит, струится __________

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, _________,

А зелень золотистая

На солнышке _________.

Ручей волной _________

Все ветки обдает,

И вкрадчиво под _________

Ей песенки поет.

IХ. Заключительное слово учителя.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!

Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному на земле.

 Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Приложение.


Черемухаmain.jpg


Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.


Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.download.jpg


А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.


Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.


Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
1915C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото черёмухи\елена петрова.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...