Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie4_klass.doc | 66 КБ |
literaturnoe_chtenie4_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;
уметь:читать выразительно стихотворение.
-Личностные: прививать интерес к чтению; формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Оборудование: Литературное чтение 4 класс. Ч 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015., презентация, карточки.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя. Практ.: артикуляционное | 5 мин | Фронтальная форма работы -Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу. - Добрый день, ребята! Меня зовут Валентина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Фронтальная форма работы. Речевая разминка -Посмотрите на экран прочитайте скороговорку про себя Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Да у щётки половой Палка есть над головой. Палка щёлк щенков с плеча! Два щенка ушли ворча. - Прочитайте хором медленно - Прочитайте хором быстро - А теперь кто желает прочитать индивидуально | Приветствовать учителя. Читать скороговорку | Р.: личностное включение в учебную деятельность. П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесн.:ответы на вопросы | 3мин | Фронтальная форма работы -Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам составить пословицы из данных частей предложения. -что соловей без песни. -Чему посвящены эти пословицы? -Хорошо, мы продолжаем тему Родины | Анализировать, составлять пословицы -Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится. -Родине | Л.:самоопределение к учебной деятельности. К.: участвовать в учебном диалоге. П.: выполнение действий по алгоритму. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: эвристическая беседа Словес.: вступительное слово об авторе | 8 мин | Фронтальная форма работы -Откройте учебники на странице 138, назовите тему сегодняшнего урока. Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...» -Какие цели мы перед собой поставим? Слово об авторе -Но прежде, чем познакомиться с произведением, я хочу вам немного рассказать об авторе. 88 лет назад в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.» Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. -Когда поэт начал писать свои первые стихотворения? -Как вы думаете, почему он начал писать о Родине? Итак А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…» | Открывать учебник на нужной странице, называть тему урока. Предположения детей Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы -еще в школе -он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. Р:обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; П.: построение речевого высказывания; К.: участвуют в учебном диалоге. |
IV.«Открытие» нового знания Слов.: эвристическая беседа Практ.: слушание стихотворения Практ.: работа с текстом | 7 мин | Фронтальная и индивидуальная форма работы -Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина. -Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете,после чего ответите на вопросы.(чтение стихотворения учителем) -Так что значит для А.В. Жигулина Родина? -Хорошо, ребята, мы еще обязательно вернемся к этому вопросу. - Прочитайте первую строфу - К кому обращается автор?Как? - Какой настрой дает это обращение всему стихотворению? - Что любит автор? Найдите в первой строфе. Что-то высокое, торжественное или обычное? - Что такое пролески, перелески? - Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте. То есть картина неяркая, самая обычная - Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? - Что автор подразумевает под словом «трепетным»? - Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? - Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? Как будем читать? - Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? - Назовите, что он любит? - О какой белоствольной роще идёт речь? - О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? - Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? - Что ещё волнует автора? - Почему ржавый крест? - Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? - Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору. Как будем читать? - Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? - Жнивьё – это поле, где сжата рожь - Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? - А почему обиды и прощения пройдут? - Что видит в своей родине поэт? -Почему? Как будем читать? - Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения. Чем является Родина для автора этого стихотворения? (На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.) | Отвечать на вопросы, анализировать -Высказывания детей -к Родине -торжественное -пролески, перелески -пролески- длинные промежутки между лесами перелески-небольшой участок леса -взглядом -волнующий -любить очень сильно -о любви к Родине, самой обычной, неяркой -в ней говорится о том, что любит автор -Шорох рощи белоствольной -березовой -погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу -о тумане -ржавый крест над колокольней -церковь старая, заброшенная -о могиле солдата -жнивьё -потому что он на родине -утешение и исцеление | К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения К.: участие в учебном диалоге П.:смысловое чтение |
Динамическая пауза | 1 мин | Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись | Повторять движения | Р.: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Слов.: ответы на вопросы Практ.: работа с текстом | 10мин | А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? -Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро? -Почему? - Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения. -..., слушаем тебя.(оцениваем) | Отвечать на вопросы -В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” -медленно -потому что мы должны увидеть картину Анализ: 1.соблюдение пауз 2.темп 3.чувства | П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. К.: построение речевого высказывания |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практ.: работа с тестами Слов.: слово учителя | 2 -3 мин | - Выполним задание на карточках самостоятельно.
2)Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина. а) Своя земля и в горсти мила. б) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет. в) Всякому мила своя сторона. г) И пылинка родной земли - золото 3) Запиши значение слов: Проселки- Перелески- Жнивье- 4) Допиши пословицы о Родине. Человек без Родины,... Родина-мать, умей..... -Хорошо, ребята, закончили. -Обменяйтесь карточками с соседом по парте, посмотрите все ли правильно у вашего товарища. -Если ответ правильный, вы рядом ставите плюс, если ответ неверный-минус. -Если вы не поставили ни одного минуса своему товарищу, то оставьте оценку «5» -Если есть 1 минус, то это «4» -Если 2 минуса, то это «3» -Итак, верните тесты соседу по парте. Посмотрите. Поднимите руку, кому поставили «5»(«4», «3», «2»)? | Ответы на тест: 1-А.В. Жигулин 2-б 3-пролески- длинные промежутки между лесами перелески-небольшой участок леса жнивьё – это поле, где сжата рожь 4- ...что соловей без песни …за нее постоять | П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
VII. Включение в систему знаний Слов.: слово учителя | 2 мин | Домашнее задание -Ребята, дома вы будете учить наизусть стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» | Записывать домашнее задание | |
VIII. Рефлексия деятельности Словес.: ответы на вопросы, самооценка. | 2 мин | - С каким произведением мы познакомились сегодня? -О чём это стихотворение? -Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? -Что вам понравилось в своей работе на уроке? -Что запомнилось? -Вы огромные молодцы! Урок окончен! -Выберите одну фразу и оцените себя:
- Молодцы! Спасибо за урок! | Подводить итог урока. Отвечать на поставленные вопросы. -Оценивать свою работу на уроке | П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами. |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;
уметь:читать выразительно стихотворение.
-Личностные: прививать интерес к чтению; формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Оборудование: Литературное чтение 4 класс. Ч 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015., презентация, карточки.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя. Практ.: артикуляционное | 5 мин | Фронтальная форма работы -Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу. - Добрый день, ребята! Меня зовут Валентина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Фронтальная форма работы. Речевая разминка -Посмотрите на экран прочитайте скороговорку про себя Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Да у щётки половой Палка есть над головой. Палка щёлк щенков с плеча! Два щенка ушли ворча. - Прочитайте хором медленно - Прочитайте хором быстро - А теперь кто желает прочитать индивидуально | Приветствовать учителя. Читать скороговорку | Р.: личностное включение в учебную деятельность. П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесн.:ответы на вопросы | 3мин | Фронтальная форма работы -Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам составить пословицы из данных частей предложения. -что соловей без песни. -Чему посвящены эти пословицы? -Хорошо, мы продолжаем тему Родины | Анализировать, составлять пословицы -Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится. -Родине | Л.:самоопределение к учебной деятельности. К.: участвовать в учебном диалоге. П.: выполнение действий по алгоритму. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: эвристическая беседа Словес.: вступительное слово об авторе | 8 мин | Фронтальная форма работы -Откройте учебники на странице 138, назовите тему сегодняшнего урока. Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...» -Какие цели мы перед собой поставим? Слово об авторе -Но прежде, чем познакомиться с произведением, я хочу вам немного рассказать об авторе. 88 лет назад в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.» Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. -Когда поэт начал писать свои первые стихотворения? -Как вы думаете, почему он начал писать о Родине? Итак А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…» | Открывать учебник на нужной странице, называть тему урока. Предположения детей Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы -еще в школе -он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. Р:обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; П.: построение речевого высказывания; К.: участвуют в учебном диалоге. |
IV.«Открытие» нового знания Слов.: эвристическая беседа Практ.: слушание стихотворения Практ.: работа с текстом | 7 мин | Фронтальная и индивидуальная форма работы -Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина. -Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете,после чего ответите на вопросы.(чтение стихотворения учителем) -Так что значит для А.В. Жигулина Родина? -Хорошо, ребята, мы еще обязательно вернемся к этому вопросу. - Прочитайте первую строфу - К кому обращается автор?Как? - Какой настрой дает это обращение всему стихотворению? - Что любит автор? Найдите в первой строфе. Что-то высокое, торжественное или обычное? - Что такое пролески, перелески? - Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте. То есть картина неяркая, самая обычная - Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? - Что автор подразумевает под словом «трепетным»? - Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? - Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? Как будем читать? - Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? - Назовите, что он любит? - О какой белоствольной роще идёт речь? - О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? - Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? - Что ещё волнует автора? - Почему ржавый крест? - Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? - Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору. Как будем читать? - Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? - Жнивьё – это поле, где сжата рожь - Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? - А почему обиды и прощения пройдут? - Что видит в своей родине поэт? -Почему? Как будем читать? - Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения. Чем является Родина для автора этого стихотворения? (На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.) | Отвечать на вопросы, анализировать -Высказывания детей -к Родине -торжественное -пролески, перелески -пролески- длинные промежутки между лесами перелески-небольшой участок леса -взглядом -волнующий -любить очень сильно -о любви к Родине, самой обычной, неяркой -в ней говорится о том, что любит автор -Шорох рощи белоствольной -березовой -погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу -о тумане -ржавый крест над колокольней -церковь старая, заброшенная -о могиле солдата -жнивьё -потому что он на родине -утешение и исцеление | К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения К.: участие в учебном диалоге П.:смысловое чтение |
Динамическая пауза | 1 мин | Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись | Повторять движения | Р.: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Слов.: ответы на вопросы Практ.: работа с текстом | 10мин | А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? -Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро? -Почему? - Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения. -..., слушаем тебя.(оцениваем) | Отвечать на вопросы -В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” -медленно -потому что мы должны увидеть картину Анализ: 1.соблюдение пауз 2.темп 3.чувства | П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. К.: построение речевого высказывания |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практ.: работа с тестами Слов.: слово учителя | 2 -3 мин | - Выполним задание на карточках самостоятельно.
2)Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина. а) Своя земля и в горсти мила. б) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет. в) Всякому мила своя сторона. г) И пылинка родной земли - золото 3) Запиши значение слов: Проселки- Перелески- Жнивье- 4) Допиши пословицы о Родине. Человек без Родины,... Родина-мать, умей..... -Хорошо, ребята, закончили. -Обменяйтесь карточками с соседом по парте, посмотрите все ли правильно у вашего товарища. -Если ответ правильный, вы рядом ставите плюс, если ответ неверный-минус. -Если вы не поставили ни одного минуса своему товарищу, то оставьте оценку «5» -Если есть 1 минус, то это «4» -Если 2 минуса, то это «3» -Итак, верните тесты соседу по парте. Посмотрите. Поднимите руку, кому поставили «5»(«4», «3», «2»)? | Ответы на тест: 1-А.В. Жигулин 2-б 3-пролески- длинные промежутки между лесами перелески-небольшой участок леса жнивьё – это поле, где сжата рожь 4- ...что соловей без песни …за нее постоять | П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
VII. Включение в систему знаний Слов.: слово учителя | 2 мин | Домашнее задание -Ребята, дома вы будете учить наизусть стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» | Записывать домашнее задание | |
VIII. Рефлексия деятельности Словес.: ответы на вопросы, самооценка. | 2 мин | - С каким произведением мы познакомились сегодня? -О чём это стихотворение? -Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? -Что вам понравилось в своей работе на уроке? -Что запомнилось? -Вы огромные молодцы! Урок окончен! -Выберите одну фразу и оцените себя:
- Молодцы! Спасибо за урок! | Подводить итог урока. Отвечать на поставленные вопросы. -Оценивать свою работу на уроке | П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...
УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...
Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выра...
Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...
Технологическая карта урока литературного чтения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.00-8:40 Кабинет: 216Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...
Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»
Технологическая карта урока по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родин...