Конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ваджипова Фатиме Эюбовна

План-конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)

Класс: 2 класс

Тема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).

Тип урока: изучение нового

Универсальные учебные действия:

Познавательны: познакомить с произведением И.С. Шмелёва «Масле­ница»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведение; разви­вать творческие способности, речь, память, мышление; воспиты­вать внимательное отношение к слову, познакомить с песнями-веснянками; способствовать расширению представлений о приметах весеннего цикла, при­общению к культуре и традициям русского народа.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные: проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование урока: учебник, распечатанный на листочках, портрет писателя и его книги;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_na_rodnom_yazyke_no_27.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)

Класс: 2 класс

Урок № 27

Дата: 31.03.23

Тема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).

Тип урока: изучение нового

Универсальные учебные действия:

Познавательны: познакомить с произведением И.С. Шмелёва «Масленица»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведение; развивать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к слову, познакомить с песнями-веснянками; способствовать расширению представлений о приметах весеннего цикла, приобщению к культуре и традициям русского народа.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные: проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование урока: учебник, распечатанный на листочках, портрет писателя и его книги;

Структура урока

1.  Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Масленица

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

В. Степанов

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте стихотворение с ускорением.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (с утвердительной интонацией, ворчливо, весело).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— О чём это стихотворение? (О Масленице.)

— Знаете ли вы, что такое Масленица? (Дети делятся своими знаниями.)

2.Мотивация учебной деятельности.

— Откройте учебники на с. 99. Прочитайте название новой главы. («Народные праздники, связанные с временами года».)

— Прочитайте вступление к главе учебника.

— С чем была связана жизнь русского народа с давних пор?

(Она была связана с трудом на земле.)

— Как вы понимаете поговорку «Хорош праздник после трудов праведных»?

— Прочитаем, что говорят об этом авторы учебника на с. 99.

Сегодня на уроке мы начнём изучать произведения, посвящённые народным праздникам.

3. Сообщение темы, задач урока.

Тема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Просмотр видео урока об истории праздника

https://youtu.be/IWeo-vbiNeU

Знакомство с автором

Иван Сергеевич Шмелёв — русский писатель, мыслитель. И.С. Шмелёв родился 23 сентября 1873 года в Москве в семье потомственных купцов. Его дед, бывший крестьянин с монастырских земель, открыл своё дело, но незадолго до своей смерти разорился на ремонте Коломенского дворца. Выплачивать долги пришлось уже отцу, Сергею Шмелёву. Он начал дело заново: приобрёл несколько общественных бань, пункт проката лодок и организовал артель из плотников. Мать будущего писателя, Евлампия Гавриловна, получила образование в московском Институте благородных девиц и прекрасно знала русскую литературу. У супругов родилось шестеро детей.

В доме у Шмелевых всегда было шумно: в кабинет к главе семейства часто приходили работники артели, на праздники для них накрывали столы во дворе. Писатель вспоминал в своей «Автобиографии»: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно... Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог». Воспитателя сыну отец нашёл среди своих же мастеровых — за будущим писателям смотрел пожилой Михаил Горкин. Глубоко верующий, он много говорил Шмелёву о Боге, высшей справедливости и милосердии. Религиозной была и всясемья: по вечерам они вместе читали Евангелие, а по воскресеньям ходили в церковь.

У отца были тёплые отношения с сыном. Сергей Шмелёв готовил из него преемника: брал с собой на подряды, объяснял работу, разрешал сидеть в кабинете и слушать разговоры с мастеровыми. Когда будущему писателю было семь лет, отца сбросила лошадь и вскоре он скончался.

После смерти мужа мать И. Шмелёва взяла на себя все заботы о детях. Чтобы поддерживать достаток семьи, она сдавала верхний этаж дома постояльцам. Евлампия Шмелёва была раздражительной и строгой в воспитании: даже за самую небольшую провинность будущего писателя пороли, и «веник превращался в мелкие кусочки». Мать дала сыну хорошее начальное образование: его зачислили в Первую московскую гимназию — одно из самых престижных учебных заведений города. Конкурс был 40 человек на место. Но Ивану Шмелёву там не понравилось, он вспоминал: «Меня подавили холод и сушь. Это самая тяжёлая пора моей жизни — первые годы в гимназии. Тяжело говорить. Холодные сухие люди. Слёзы. Много слёз ночью и днём, много страха». В классе мальчик сразу стал отстающим. Спустя три месяца мать перевела его в Шестую московскую гимназию недалеко от Третьяковской галереи.

Учителем словесности у И. Шмелёва был Фёдор Цветаев, дядя Марины Цветаевой. В отличие от других преподавателей на занятиях он давал ученикам творческую свободу: они могли сами выбирать тему и жанр письменных работ. Цветаев первым заметил литературный талант своего ученика: за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятёрку с тремя плюсами. Ученик пробовал писать и фантастику: его рассказ про путешествие учителей на воздушном шаре на Луну передавали в школе из рук в руки.

И.С. Шмелёв был противником Октябрьской революции, видел в ней разрушение России. Революция 1917 года и последовавшие за ней события привели к значительным переменам в мировоззрении писателя. В 1922 году после ареста и расстрела его сына, офицера русской армии, И.С. Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж. Он прожил в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во многих русских эмигрантских изданиях.

Умер писатель 24 июня 1950 года.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Чтение произведения

Словарная работа

— Ребята, давайте разберём слова, значение которых вам было непонятно.

Ухабистый — со многими ухабами, то есть большими ямами.

Розан — цветок розы.

Переборы гармоньи — быстро сменяющие друг друга звуки гармони (музыкального инструмента).

Канитель — тонкая металлическая нить, употребляемая как ёлочное украшение.

Пунцовый — ярко-красный, багровый.

— Прочитайте значения слова маслиться на с. 103 и объясните выражения с этим словом, которые встретились в тексте.

Дорога, замаслившаяся на солнце,  дорога, которая стала сырой и влажной от таяния снега.

Снег маслится  блестит, «плавится на солнце».

Физкультминутка

У нас славная осанка,

(Вытягиваемся в струнку, руки вдоль туловища.)

Мы свели лопатки.

(Сводим лопатки, руки на поясе.)

Мы шагаем на носках

(Шагаем на носочках.)

И идём на пятках.

(Шагаем на пятках.)

Пойдём мягко, как лисята,

(Идём, плавно ступая.)

Ну а если надоест,

То пойдём мы косолапо,

Как медведи ходят в лес.

(Идём, переваливаясь с ноги на ногу, руки на поясе.)

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Работа над содержанием текста

— Что вспоминает рассказчик, услышав слово Масленица? («...Яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне... ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи».)

— Найдите в тексте описание природы в дни празднования Масленицы. («Оттепели всё чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают ольдышки... Прощай, зима!Это и по галкам видно, как они кружат „свадьбой", и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за чёрной их кашей в небе. Куда-то скрылись.

И вот проступают звёзды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. Капает в темноте, — масленица идёт».)

— В тексте несколько раз описывается необычный предмет — «масленица». Автор сначала сам задаёт вопрос: «Чудится что-то в этом, но — что?», а потом сам даёт ответ. Найдите этот ответ. («Пряник. — да не земля ли это, с лесами и горами, со зверями?А чудесные пышные цветы — радость весны идущей? А дрожащая золотая паутинка — солнечные лучи, весенние?..»)

— Почему последний день Масленицы называют прощёным? (Прощёное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. В этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма первым просит прощения у прихожан и кланяется им. После священнослужители и миряне говорят друг другу «прости». Необходимо очистить своё сердце и душу от обид, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми близкими.)

Просить прощения перед началом Великого поста — одна из самых древних традиций. В Египте (или Палестине) монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню. Там они проводили 40 дней практически без пищи и воды. Они не были уверены, что пустыня не станет их последним пристанищем. Монахи понимали, что могут умереть, поэтому за день до расставания примирялись друг с другом: просили прощения за всё. Отсюда и пошло название Прощёное воскресенье.

Священнослужители говорят, что древнейшей церковной традиции положил начало Иисус Христос словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Смысл слов в том, что необходимо прощать обиды своим ближним. В этот день на литургии читают Евангелие из Нагорной проповеди Христа.

4. Работа по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

— Рассмотрите картину Бориса Михайловича Кустодиева на с. 100.

Материал для учителя

Масленица — древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Масленица длится целую неделю, и её принято отмечать народными гуляниями. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем его хоронили или сжигали на костре.

Блины являются основным угощением и символом этого праздника. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси ещё со времён поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

— Составьте рассказ по картине.

7. Анализ достижений учащихся.

Анализ работы учеников, проверка выполнения задания.

8.  Итоги урока.

— Почему произведения, которые написаны очень давно, и сегодня мы читаем с большим удовольствием?

— Назовите автора, чьё произведение мы изучали на уроке.

— С творчеством какого художника мы познакомились?

— Давайте проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Отгадайте загадки и ответьте на вопросы.

Жёлтая тарелка на небе висит,

Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце.)

И с икрой, и со сметаной —

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны —

Наши солнышки-...(блины)!

— Как называются весёлые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры.)

— Символом чего являются блины на Масленице? (Символом солнца.)

Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Что вас огорчило?

— Что вас порадовало?

Домашнее задание

Выучить одну из веснянок наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс

Итоговый контроль (работа с текстом) по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»

Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного ...

Урок литературного чтения на родном языке (русском). Тема "Времена года на Севере в рассказах Ф.А. Абрамова

Формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф.А. Абрамова...

Конспект урока литературного чтения на родном языке (ненецкий) 1 класс "С. Михалков Кошка Нюкця», «Е. Чарушин Хабартако»

ознакомление с произведениями СВ. Михалкова и Е. Чарушина; развивать инте­рес к творчеству писателей; формировать у детей индивидуальный опыт само­стоятельного чтения; учить доброте, дружбе, в...

конспект урока литературное чтение на родном (удмуртском) языке "Песятайлэн чиньыез" 2кл

Конспект урока литературное чтение на родном (удмуртском) языке "Песятайлэн чиньыез"2 класс...