Конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
План-конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)
Класс: 2 класс
Тема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Тип урока: изучение нового
Универсальные учебные действия:
Познавательны: познакомить с произведением И.С. Шмелёва «Масленица»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведение; развивать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к слову, познакомить с песнями-веснянками; способствовать расширению представлений о приметах весеннего цикла, приобщению к культуре и традициям русского народа.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Личностные: проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Оборудование урока: учебник, распечатанный на листочках, портрет писателя и его книги;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_chtenie_na_rodnom_yazyke_no_27.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)
Класс: 2 класс
Урок № 27
Дата: 31.03.23
Тема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Тип урока: изучение нового
Универсальные учебные действия:
Познавательны: познакомить с произведением И.С. Шмелёва «Масленица»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведение; развивать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к слову, познакомить с песнями-веснянками; способствовать расширению представлений о приметах весеннего цикла, приобщению к культуре и традициям русского народа.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Личностные: проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Оборудование урока: учебник, распечатанный на листочках, портрет писателя и его книги;
1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Масленица
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
В. Степанов
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Прочитайте стихотворение с ускорением.
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (с утвердительной интонацией, ворчливо, весело).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— О чём это стихотворение? (О Масленице.)
— Знаете ли вы, что такое Масленица? (Дети делятся своими знаниями.)
2.Мотивация учебной деятельности.
— Откройте учебники на с. 99. Прочитайте название новой главы. («Народные праздники, связанные с временами года».)
— Прочитайте вступление к главе учебника.
— С чем была связана жизнь русского народа с давних пор?
(Она была связана с трудом на земле.)
— Как вы понимаете поговорку «Хорош праздник после трудов праведных»?
— Прочитаем, что говорят об этом авторы учебника на с. 99.
Сегодня на уроке мы начнём изучать произведения, посвящённые народным праздникам.
3. Сообщение темы, задач урока.
Тема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Просмотр видео урока об истории праздника
Знакомство с автором
Иван Сергеевич Шмелёв — русский писатель, мыслитель. И.С. Шмелёв родился 23 сентября 1873 года в Москве в семье потомственных купцов. Его дед, бывший крестьянин с монастырских земель, открыл своё дело, но незадолго до своей смерти разорился на ремонте Коломенского дворца. Выплачивать долги пришлось уже отцу, Сергею Шмелёву. Он начал дело заново: приобрёл несколько общественных бань, пункт проката лодок и организовал артель из плотников. Мать будущего писателя, Евлампия Гавриловна, получила образование в московском Институте благородных девиц и прекрасно знала русскую литературу. У супругов родилось шестеро детей.
В доме у Шмелевых всегда было шумно: в кабинет к главе семейства часто приходили работники артели, на праздники для них накрывали столы во дворе. Писатель вспоминал в своей «Автобиографии»: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно... Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог». Воспитателя сыну отец нашёл среди своих же мастеровых — за будущим писателям смотрел пожилой Михаил Горкин. Глубоко верующий, он много говорил Шмелёву о Боге, высшей справедливости и милосердии. Религиозной была и всясемья: по вечерам они вместе читали Евангелие, а по воскресеньям ходили в церковь.
У отца были тёплые отношения с сыном. Сергей Шмелёв готовил из него преемника: брал с собой на подряды, объяснял работу, разрешал сидеть в кабинете и слушать разговоры с мастеровыми. Когда будущему писателю было семь лет, отца сбросила лошадь и вскоре он скончался.
После смерти мужа мать И. Шмелёва взяла на себя все заботы о детях. Чтобы поддерживать достаток семьи, она сдавала верхний этаж дома постояльцам. Евлампия Шмелёва была раздражительной и строгой в воспитании: даже за самую небольшую провинность будущего писателя пороли, и «веник превращался в мелкие кусочки». Мать дала сыну хорошее начальное образование: его зачислили в Первую московскую гимназию — одно из самых престижных учебных заведений города. Конкурс был 40 человек на место. Но Ивану Шмелёву там не понравилось, он вспоминал: «Меня подавили холод и сушь. Это самая тяжёлая пора моей жизни — первые годы в гимназии. Тяжело говорить. Холодные сухие люди. Слёзы. Много слёз ночью и днём, много страха». В классе мальчик сразу стал отстающим. Спустя три месяца мать перевела его в Шестую московскую гимназию недалеко от Третьяковской галереи.
Учителем словесности у И. Шмелёва был Фёдор Цветаев, дядя Марины Цветаевой. В отличие от других преподавателей на занятиях он давал ученикам творческую свободу: они могли сами выбирать тему и жанр письменных работ. Цветаев первым заметил литературный талант своего ученика: за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятёрку с тремя плюсами. Ученик пробовал писать и фантастику: его рассказ про путешествие учителей на воздушном шаре на Луну передавали в школе из рук в руки.
И.С. Шмелёв был противником Октябрьской революции, видел в ней разрушение России. Революция 1917 года и последовавшие за ней события привели к значительным переменам в мировоззрении писателя. В 1922 году после ареста и расстрела его сына, офицера русской армии, И.С. Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж. Он прожил в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во многих русских эмигрантских изданиях.
Умер писатель 24 июня 1950 года.
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Чтение произведения
Словарная работа
— Ребята, давайте разберём слова, значение которых вам было непонятно.
Ухабистый — со многими ухабами, то есть большими ямами.
Розан — цветок розы.
Переборы гармоньи — быстро сменяющие друг друга звуки гармони (музыкального инструмента).
Канитель — тонкая металлическая нить, употребляемая как ёлочное украшение.
Пунцовый — ярко-красный, багровый.
— Прочитайте значения слова маслиться на с. 103 и объясните выражения с этим словом, которые встретились в тексте.
Дорога, замаслившаяся на солнце, — дорога, которая стала сырой и влажной от таяния снега.
Снег маслится — блестит, «плавится на солнце».
Физкультминутка
У нас славная осанка,
(Вытягиваемся в струнку, руки вдоль туловища.)
Мы свели лопатки.
(Сводим лопатки, руки на поясе.)
Мы шагаем на носках
(Шагаем на носочках.)
И идём на пятках.
(Шагаем на пятках.)
Пойдём мягко, как лисята,
(Идём, плавно ступая.)
Ну а если надоест,
То пойдём мы косолапо,
Как медведи ходят в лес.
(Идём, переваливаясь с ноги на ногу, руки на поясе.)
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
Работа над содержанием текста
— Что вспоминает рассказчик, услышав слово Масленица? («...Яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне... ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи».)
— Найдите в тексте описание природы в дни празднования Масленицы. («Оттепели всё чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают ольдышки... Прощай, зима!Это и по галкам видно, как они кружат „свадьбой", и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за чёрной их кашей в небе. Куда-то скрылись.
И вот проступают звёзды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. Капает в темноте, — масленица идёт».)
— В тексте несколько раз описывается необычный предмет — «масленица». Автор сначала сам задаёт вопрос: «Чудится что-то в этом, но — что?», а потом сам даёт ответ. Найдите этот ответ. («Пряник. — да не земля ли это, с лесами и горами, со зверями?А чудесные пышные цветы — радость весны идущей? А дрожащая золотая паутинка — солнечные лучи, весенние?..»)
— Почему последний день Масленицы называют прощёным? (Прощёное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. В этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма первым просит прощения у прихожан и кланяется им. После священнослужители и миряне говорят друг другу «прости». Необходимо очистить своё сердце и душу от обид, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми близкими.)
Просить прощения перед началом Великого поста — одна из самых древних традиций. В Египте (или Палестине) монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню. Там они проводили 40 дней практически без пищи и воды. Они не были уверены, что пустыня не станет их последним пристанищем. Монахи понимали, что могут умереть, поэтому за день до расставания примирялись друг с другом: просили прощения за всё. Отсюда и пошло название Прощёное воскресенье.
Священнослужители говорят, что древнейшей церковной традиции положил начало Иисус Христос словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Смысл слов в том, что необходимо прощать обиды своим ближним. В этот день на литургии читают Евангелие из Нагорной проповеди Христа.
4. Работа по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»
— Рассмотрите картину Бориса Михайловича Кустодиева на с. 100.
Материал для учителя
Масленица — древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Масленица длится целую неделю, и её принято отмечать народными гуляниями. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем его хоронили или сжигали на костре.
Блины являются основным угощением и символом этого праздника. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси ещё со времён поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.
— Составьте рассказ по картине.
7. Анализ достижений учащихся.
Анализ работы учеников, проверка выполнения задания.
8. Итоги урока.
— Почему произведения, которые написаны очень давно, и сегодня мы читаем с большим удовольствием?
— Назовите автора, чьё произведение мы изучали на уроке.
— С творчеством какого художника мы познакомились?
— Давайте проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Отгадайте загадки и ответьте на вопросы.
Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце.)
И с икрой, и со сметаной —
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны —
Наши солнышки-...(блины)!
— Как называются весёлые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры.)
— Символом чего являются блины на Масленице? (Символом солнца.)
Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что вас порадовало?
Домашнее задание
Выучить одну из веснянок наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый контроль по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс
Итоговый контроль (работа с текстом) по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения на родном языке (русском) в 1 классе
урок №9 в учебном плане Н.Сладков "Весенняя баня"...
Конспект урока литературное чтение на родном языке: «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».
Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям....
Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»
Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного ...
Урок литературного чтения на родном языке (русском). Тема "Времена года на Севере в рассказах Ф.А. Абрамова
Формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф.А. Абрамова...
Конспект урока литературного чтения на родном языке (ненецкий) 1 класс "С. Михалков Кошка Нюкця», «Е. Чарушин Хабартако»
ознакомление с произведениями СВ. Михалкова и Е. Чарушина; развивать интерес к творчеству писателей; формировать у детей индивидуальный опыт самостоятельного чтения; учить доброте, дружбе, в...
конспект урока литературное чтение на родном (удмуртском) языке "Песятайлэн чиньыез" 2кл
Конспект урока литературное чтение на родном (удмуртском) языке "Песятайлэн чиньыез"2 класс...