Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»
план-конспект урока (4 класс)

Кошлань Виктория Валентиновна

Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного мышления,  содействовать воспитанию культуры общения, гражданской и патриотической гордости, формировать общую культуру, чувство уважения, взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском)

Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»

Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного мышления,  содействовать воспитанию культуры общения, гражданской и патриотической гордости, формировать общую культуру, чувство уважения, взаимопомощи.

Планируемые результаты изучения темы:

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационная часть:
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивация учебной деятельности.

Игра — приветствие:

Желаю (прикасаются большими пальчиками)

успеха (указательными)

большого ( средними)

во всём ( безымянными)

и везде ( мизинцами).

  1. Определение темы и целей урока.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0f3f/0002a74e-4a85580b/img22.jpg( Лётчик)

- Отгадайте загадку и узнаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке.

- Правильно, сегодня мы поговорим о лётчике. А о ком именно, узнаем, когда вы расшифруете слово.

( У каждого ученика карточка)

-Зачеркните слог, который часто повторяется.

КОВКООКОДОКОПЬКОЯКОНОКОВ

- Что у вас получилось? Прочитайте.

Проверка

(Водопьянов)

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Молодцы! На сегодняшнем уроке мы познакомимся с известным лётчиком Михаилом Васильевичем Водопьяновым.

- Давайте поставим цели на сегодняшний урок.

  1. Работа над темой урока.

1. Знакомство с биографией М. Водопьянова.

Будущий летчик появился на свет 18 ноября 1899 года в обычной крестьянской семье. Родители проживали в селе Большие Студёнки, неподалеку от будущего города Липецка. Отец занимался хлебопашеством. Мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Согласно всем приметам и традициям, мальчику суждено было пойти по стопам своих предков. 

Михаил окончил три класса церковно-приходской школы и стал помогать родителям в повседневных делах и заботах. Привычный жизненный уклад изменился после Октябрьской революции в Петрограде.В 1918 году Водопьянова призвали в ряды Красной Армии. Физически крепкого и неглупого парня определили на службу в дивизион тяжелых бомбардировщиков. Ему поручили ухаживать за волами и лошадями, которые использовались для транспортировки самолетов. Так началась служба будущего летчика. Михаил интересовался устройством самолетов и охотно помогал механикам в ремонте крылатых машин. 
( Два сильных ученика читают краткие биографические сведения)

- Вам нужно сейчас внимательно послушать и подготовить вопросы к прослушанному.

Карточка 1
На войне и в мирном небе   

В армии стать пилотом Водопьянову не удалось. После демобилизации он отучился на курсах авиационных техников, и стал обслуживать самолет легендарного русского летчика Харитона Славороссова. В 1929 году Михаил Васильевич окончил в Москве летно-техническую школу и получил удостоверение профессионального авиатора. Дипломированного пилота направили работать в Дальневосточное управление воздушных сообщений. Он выполнял ответственные задания командования по прокладке авиационных маршрутов в отдаленные районы Севера и на Сахалин.  

При переходе из Мурманска во Владивосток льдами раздавило пароход «Челюскин». Спасти людей поручили летчикам. Водопьянов совершил три полета и вывез на материк 10 человек. Эти события происходили зимой 1934 года. В предвоенные годы опытный летчик доставлял ученых-исследователей в разные районы Арктики. Неоднократно совершал посадки на лед. Когда началась война, Водопьянов командовал дивизией дальних бомбардировщиков. Комдив лично бомбил столицу фашистской Германии город Берлин в августе 1941 года. При возвращении на базу самолет командира сбили вражеские зенитки. Экипажу чудом удалось пробраться на свою территорию.

Вопросы учеников. Ответы.

Карточка 2

Заслуги и личная жизнь

После выхода на пенсию заслуженный летчик проводил большую воспитательную работу среди молодежи. Занимался литературным творчеством. Рассказы и повести публиковались в журналах и издавались отдельными книгами.

Родина высоко оценила заслуги Михаила Васильевича Водопьянова. В числе первых он удостоен почетного звания Герой Советского Союза. Ему вручили Золотую Звезду под номером 6.

Личная жизнь летчика прошла спокойно. Муж и жена, Михаил Васильевич и Мария Дмитриевна вырастили и воспитали семерых детей – двух девочек и пять мальчиков. Генерал Водопьянов скончался в августе 1980 года. Похоронен в Москве.

- Вопросы учеников. Ответы.

2.Знакомство с произведением М. В. Водопьянова « Полярный лётчик»

- Как вы думаете, о чём будет рассказываться в произведении с таким названием.

( Предположение учеников)

- Давайте послушаем внимательно произведение и подумайте, когда происходили события?

  1. Словарная работа.

- Прежде чем мы начнём читать, давайте проведём словарную работу.

Пуд - Старая русская мера веса, равная 16,38 кг.

Подвода - Повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.

Шарахнулись- испугались

Цилиндр - это объемная геометрическая фигура. Основание – круг.

Контора - Учреждение с административно-канцелярскими функциями при каком-нибудь предприятии.

Эка невидаль – ничего особенного

Физминутка

  1. Чтение учителем главы «Маленький мир»
  2. Анализ произведения.

-Где происходило детство Михаила Водопьянова?

- Когда происходили описанные события?

-Почему автор назвал одну из глав своей книги «Маленький мир»?

- Как мальчик узнал о существовании другого, «большого» мира?

6. Чтение произведения учениками.

- Цепочкой.

- «День- ночь»

- Выборочное чтение.

-Цепочкой в паре.

6.Подведение итогов.

- Над каким произведением мы работали на сегодняшнем уроке?

- Кто его автор?

- Что вы запомнили об авторе?

- Подумайте, какие качества помогли Водопьянову достигнуть мечты, стать лётчиком?

Рефлексия.

- У вас на партах карточки. Постарайтесь ответить честно на вопросы. Оцените свою работу на уроке.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтение на родном языке в 4 классе.

Тыва тоолдар делегейинче аян-чорук.Тайылбыр методу, болуктеп ажылдаары, класс-биле ниити ажыл....

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер...

Конспект урока по литературному чтению на родном языке «К.Г. Паустовский “Тёплый хлеб”» (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения сказки «Тёплый хлеб»; ознакомление учащихся с биографией К.Г. Паустовского.Планируемые результатыПре...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...

Конспект открытого урока по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"

Открытый урок по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"...

Урок литературного чтения на родном языке (русском). Тема "Времена года на Севере в рассказах Ф.А. Абрамова

Формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф.А. Абрамова...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса по теме "Старый друг лучше новых двух".

Конспект данного урока расчитан на работу по учебнику Кутейниковой Н.Е. "Литературное чтение на родном (русском) языке: учебник для 2 класса". Тема "Старый друг лучше новых двух" р...